Файл: Обучающийся Сытенкова Евгения Михайловна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание На основе использования материалов лекции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования[1]. В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М. И. Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
— форма обучения (педагогическая технология);
— форма учебной деятельности учащегося;
— форма организации текущей учебной работы класса, группы.
В дополнительном образовании это не просто способ существования учебного процесса, а целостный образовательный процесс развития, воспитания и обучения детей и подростков; организация образовательной, социально-педагогической, досуговой и других видов деятельности в конкретных условиях. Внешнее выражение содержания в дополнительном образовании определяется направленностью и направлением деятельности, в рамках которых выбираются соответствующие формы.
Структурность и системность организации формы проявляется в особой ее организации, алгоритме действий, этапах деятельности в зависимости от четко поставленной цели и задач, условий, состава участников. Совокупность приемов и средств направлена на отбор образовательных методов, приемов и средств взаимодействия педагога с обучающимися.
Понять, что такое форма работы в системе дополнительного образования детей, поможет анализ его значений, предложенный Е. В. Титовой. Этот подход позволяет найти место форм в структуре моделей организации дополнительного образования и взаимосвязь форм работы с другими ее компонентами (целями, содержанием, методами, результатами). Итак, понятие «форма» может иметь следующие значения[2]:
— Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. В нашем случае — содержания социально-педагогической работы. Оно может включать, например, освоение разных направлений деятельности (художественного, технического, спортивного, музыкального и др.), ознакомление с основными профессиями и специальностями, освоение условий среды, общение, оздоровление и другое содержание. При этом нельзя не согласиться с мнением автора, что содержание не ограничивается только информацией, оно включает также опыт, который приобретают участники деятельности: общения, эмоциональных переживаний, применения знаний к решению личных проблем, освоения новых условий среды и т. д. Здесь важно выбрать форму, которая окажется богаче по своим социально-педагогическим возможностям.
— Форма — это структура, система организации чего-либо. Здесь речь идет о том, что можно говорить о форме, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные специфически взаимосвязанные структурные элементы. То есть, каждая форма имеет собственный алгоритм действий, специфическую особенность ее реализации. Этим одна форма обязательно отличается от другой. Например, такая форма работы в коллективе, как ролевая игра, независимо от содержания, должна иметь следующую структуру: выбор общей темы, разработка сценария или ситуации, распределение ролей, подготовка ролей, проигрывание ролей, общий анализ, подведение итогов. Здесь не важно, проигрываются сказочные или реальные роли.
— Форма есть совокупность приемов и средств. Здесь речь идет о сочетании организаторских приемов и приемов педагогического воздействия. Организаторские приемы как действия, позволяющие решать конкретную педагогическую мини-задачу, достаточно полно описаны в педагогической литературе. К ним можно отнести, например, свободный выбор, распределение поручений, информирование, создание ситуаций и др. Приемы педагогического воздействия в социально-педагогической деятельности можно рассмотреть через механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины, подражание, внушение, конформизм и др.
Деятельность детей в системе дополнительного образования происходит в разных формах детских образовательных объединений. Они имеют вполне официальное положение: место в структуре учреждения, педагога, определенный нормативами численный состав. Поскольку реформирование системы дополнительного образования детей осуществляется сравнительно недавно, однозначного понимания форм детских образовательных объединений пока нет. Мы в своих рассуждениях опираемся на подход, разработанный методическим советом по проблемам дополнительного образования детей Ярославской области [3]. В предлагаемом ярославскими исследователями подходе форма детского образовательного объединения в учреждении дополнительного образования определяется как структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и т. д.), направленная на решение определенных образовательных задач. Предлагаются следующие формы детских образовательных объединений.
Кружок определяется как объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметнопрактических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. В учреждении дополнительного образования кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.
Клубом в учреждении дополнительного образования называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи: организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников. Отличительной особенностью клуба можно считать наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. Клубы бывают образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например, клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т. д.
Лаборатория — это форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории — развитие умственных и изобретательских способностей подростков. В основе содержания детской учебной деятельности — конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог — направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения — преимущественно старшие подростки. Возможные варианты лабораторий — тематические или проблемные.
Студия как интегрированная форма образовательного объединения обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.). Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества. Основной целью деятельности является создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» деятельности детей.
Школа — это интегрированная форма детского образовательного объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения. Для школ с обучающим или комплексным типом образовательного процесса характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов и другие отличительные особенности. В практике УДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
В учреждениях дополнительного образования детей существуют и другие формы образовательных объединений, например, мастерская, секция, ансамбль, театр и т. д. Мастерская — форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким-либо видом искусства, изучают различные технологии и получают трудовой навык изготовления чего-либо, овладевают определенной профессией или ремеслом. Ансамбль — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует ансамбль преимущественно в музыкальном виде искусства. Театр — детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.
Образовательное объединение в системе дополнительного образования — это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:
детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно-досугового мероприятия и др.;
— разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.);
— советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДО);
— детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.);
— детские производственные бригады.
Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в дополнительном образовании применяются разнообразные методы и технологии.
Формы организации учебного занятия
Акция
«Круглый стол»
Семинар
Аукцион
Круиз
Соревнование
Бенефис
Лабораторное занятие
Спектакль
Беседа
Лекция
Студия
Вернисаж
Мастер-класс
Творческая мастерская
Встреча с интересными
«Мозговой штурм»
Тренинг
ЛЮДЬМИ
Наблюдение
Турнир
Выставка
Олимпиада
Фабрика
Галерея
Открытое занятие
Фестиваль
Гостиная
Посиделки
Чемпионат
Диспут
Поход
Шоу
Защита проектов
Праздник
Экзамен
Игра
Практическое занятие
Экскурсия
Концерт
Представление
Экспедиция
КВН
Презентация
Эксперимент
Конкурс
Рейд
Эстафета
Конференция
Ринг
Салон
Ярмарка
Задание 3.
Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).
В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и затем снова вернуться за свои парты и работать с учителем дальше.
За последнее десятилетие выпущено огромное количество нормативных документов и научно-методических материалов, которые задают общие стратегические принципы формирования предметно-развивающей среды. Но они не отвечают на вопросы педагогов-практиков:
Каким образом сформировать среду?
Чем конкретно наполнить определенное пространство ребенка?
Исходя из этого, учителя создают «свою» предметно-развивающую среду, основываясь в основном на свое мнение и анализ проектов других учителей.