Файл: Техническая эксплуатацияавтомобилейтеоретические и практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.
9 Начальная страница поисковой системы Rambler о о
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

и
червячные
НАЗНАЧЕНИЕ
теияотся
2
че
80 2004
3
на
р
с
30032004
4 ЧЕРВЯЧНЫЕ РЕДУКТОРЫ
5
е
100
Ч
ЗАО
РЕДУКТОРЫ ПРАЙС
Ч
http
ru
15)
Рис.
Страница поисковой системы с адресами интересующих сайтов
248
п
с

'
с
II
Рис
Страница Web-узла ОАО «Майкопский завод»
Просмотреть сайт возможно путем нажатия на пиктограмму соответствующего названия в первой или последую- щей странице поискового сервера (рис.
Далее обычным образом открываются страницы сайта, на ко- торых можно просмотреть перечень предлагаемых редукторов с указанием их технических характеристик.
Рассмотренные примеры иллюстрируют возможности поиска с помощью Интернета информации, необходимой при решении вопросов ТЭА (при разработке новых технологических процес- сов, разработке или приобретении нового технологического обо- рудования и т.д.).
Нормативно-правовое обеспечение технической
эксплуатации автомобилей
Информационное обеспечение процессов ТЭА и эксплуатации автомобилей включает в себя составной частью нормативно-пра- вовые документы, регламентирующие деятельность служб авто- транспортных и других, связанных с автомобильным транспор- том, предприятий. Нормативная база представляет собой систему законов, инструкций и положений, устанавливающих порядок
249
взаимодействия, количественные характеристики использования различных ресурсов, показателей, параметров состояния автомо- билей и связанных с ними процессов.
Нормативные документы могут быть разделены по уровню от- ветственности на государственные, отраслевые и разработанные внутри предприятий автомобильного транспорта. Для удобства ис- пользования государственные и отраслевые нормативные документы могут быть разделены по областям деятельности (Приложение 6).
Конечной целью нормативной базы является определение опти- мальной технической политики отрасли автомобильного транс- порта, не противоречащей требованиям смежных отраслей и за- конодательно установленным нормам.
Следует иметь в виду, что вследствие непрерывно идущего процесса законотворчества нормативная база постоянно изме- няется за счет введения новых нормативных актов, отмены дей- ствующих положений или изменения их отдельных пунктов. В ре- альной практической деятельности следует пользоваться только актуализированной нормативной базой, для чего нужно посто- янно следить за всеми вводимыми в действие нормативными актами. Наиболее приемлемым способом такого контроля явля- ется использование услуг, предоставляемых в электронном виде информационными правовыми системами «Кодекс», «Консуль- тант» или «Гарант».
Разработчиками данных систем предусматривается не только постоянное обновление нормативной базы за счет поступления новых нормативных актов, но и введение изменений в ранее при- нятые действующие документы, сопровождение этих изменений необходимыми комментариями и выделение их подчеркиванием или другими удобными для пользователя способами.
Наиболее распространенными нормативными документами,
разрабатываемыми предприятиями автомобильного транспорта,
являются:
предельные нормативы периодичности и ТО-2 с учетом возраста автомобилей и условий эксплуатации;
нормативы на объемы работ ТО и ТР автомобилей предприя- тия в соответствии с условиями эксплуатации;
нормативы на предельно допустимые состояния элементов ав- томобилей;
нормативы на необходимый оперативный запас частей и агре- гатов на промежуточных складах;
нормы расхода запасных частей, топлива и других эксплуата- ционных материалов;
дифференцированные нормы пробега шин;
предельное время простоя автомобилей в ТО и ТР;
положения и правила стимулирования работников за качествен- ный труд;
250
мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, са- нитарно-гигиенических норм и т.д.
Нормативы предприятий не должны противоречить нормати- вам государственного и отраслевого уровня, дополняя и конкре- тизируя их в соответствии с фактическими условиями эксплуата- ции автомобилей на основе научно обоснованных методов реше- ния поставленных задач. Необходимым условием этого является хорошая информационная обеспеченность инженерных служб предприятий и высокая квалификация их работников.
Контрольные вопросы
1. Как определить название стандарта, если известен только его но- мер?
2. Как найти нужные стандарты по известным наименованиям объек- тов, которые могут быть описаны стандартами?
3. В каких случаях стандарты публикуются в виде отдельного докумен- та или в виде сборника?
4. Что означают звездочки в обозначении стандарта?
5. Для чего нужны классификаторы продукции?
6. Какую роль играет последняя цифра в обозначении продукции по
ОКП?
7. Для чего предназначены УДК и ББК?
8. Что означают первые три цифры 6, 2 и 9 в индексе УДК?
9. Почему техническая литература и другие публикации разных лет издания могут иметь отличающиеся индексы УДК? Сколько лет исполь- зуется УДК?
10. Может ли публикация иметь не один, а несколько индексов УДК?
Если может, то почему?
Если известен автор книги, то следует ли обращаться к предмет- ному каталогу библиотеки?
12. В чем особенность поиска в библиотеке необходимых справочни- ков?
Какую можно найти в книжной летописи и в лето- писи журнальных статей?
14. Какую информацию можно найти в реферативных журналах?
15. Если вам известна фамилия специалиста по какому-то научному направлению, то как можно узнать о наличии его публикаций в после- дние годы?
16. Как в реферативном журнале отличить описание патентов и дис- сертаций от остальных публикаций?
17. Из каких разделов состоит
К? Как обозначается раздел, вклю- чающий изобретения, связанные с технологическими и
транспортом?
18. Как найти индекс рубрики МПК, объединяющей изобретения,
связанные с заданной тематикой, например, ремонтом транспортных средств?
19. Существуют ли принципиальные отличия МКИ
4
от
251


20 Как можно убедиться в том, что за прошедший год не было заре- гистрировано ни одного патента по тематике интересующей рубрики
Какие вы знаете русскоязычные поисковые системы?
они вы- зываются при входе в Интернет?
22. Как следует искать нормативные документы государственного уровня?
Г Л А В А 12
ВЫБОР СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Общие понятия о показателях качества
технологического оборудования и его выборе
Техническая эксплуатация автомобилей невозможна без при- менения средств механизации технологических процессов,
специального технологического оборудования, позволяющего диагностировать состояние подвижного состава автомобильного парка, производить регулировочные, ремонтные, крепежные и смазочные работы, а также осуществлять очистку и мойку авто- мобилей, их агрегатов и деталей.
Использование технологического оборудования способствует повышению качества и производительности проводимых в ТЭА
работ, обеспечивает безопасность труда производственных рабо- чих, снижает экономические затраты на поддержание автомобиль- ного парка в исправном состоянии.
Разнообразие конструкций агрегатов всего модельного ряда автомобилей требует широкой гаммы технологического оборудо- вания, применяемого в практике ТЭА. В настоящее время рынок технологического оборудования заполнен, в основном, дорогими моделями иностранного производства, а оборудование, исполь- зуемое в зачастую является старым и изношенным. В этой ситуации существенно возрастает роль инженеров, способных произвести обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого нового технологического оборудования и знаю- щих, как обеспечить нормальную работу старого оборудования путем его ремонта и модернизации, умеющих спроектировать приемлемое для изготовления в условиях АТП, СТО или тех- нологическое оборудование, оснастку, инструмент. Таким обра- зом, инженер должен решать проблему механизации технологи- ческих процессов технической эксплуатации автомобилей, выби- рая оптимальное решение.
Выбор любого продукта и технологического оборудования в рыночных условиях всегда определяется соотношением его цены и качества. Если цена задается производителем (продавцом) тех- нологического оборудования, то оценка качества является зада- чей потребителя (покупателя). В общем случае качество техничес- кой продукции оценивается показателями ее технического уров-
253

ня на всех этапах ее жизненного цикла: при проектировании и конструировании, при изготовлении и в процессе эксплуатации.
Под техническим уровнем понимается относительная характерис- тика качества продукции, основанная на сопоставлении (соотно- шении) значений показателей свойств, отражающих техническое совершенство продукции с соответствующими значениями луч- ших образцов техники. В нашем случае основное значение имеет технический уровень технологического оборудования в условиях эксплуатации, но определение его на стадии выбора оборудова- ния является проблематичным. Вследствие конкурентной борьбы производители сложного технологического оборудования стремятся минимально раскрывать сущность используемых в его конструк- ции и технологии изготовления технических решений, что также существенно осложняет оценку качества технологического обору- дования при его выборе.
Обычно для оценки уровня качества продукции все показатели качества группируют следующим образом
1) показатели назначения;
2) показатели экономичного использования сырья, материа- лов, топлива и энергии;
3) показатели технологичности;
4) показатели транспортабельности;
5) эргономические показатели;
6) экологические показатели;
7) показатели безопасности;
8) эстетические показатели;
9) показатели стандартизации и унификации;
10) патентно-правовые показатели;
показатели надежности;
12) экономические показатели.
Основной проблемой выбора технологического оборудования является отсутствие в руководстве по его эксплуатации четко сфор- мулированных показателей качества по всем указанным группам.
Обычно более или менее подробно в руководстве даны в виде технических характеристик показатели назначения, которые ха- рактеризуют степень соответствия оборудования его целевому на- значению, остальные показатели качества производители техно- логического оборудования стараются представить только в рек- ламных целях.
Показатели экономичного использования сырья, материалов,
топлива и энергии при выборе технологического оборудования для
ТЭА учитывают, главным образом, только с позиции наличия или отсутствия источников энергии и сырья в местах использова- ния выбираемого оборудования. Например, если производствен- ный участок не имеет системы централизованного обеспечения сжатым воздухом, то выбор оборудования с пневмоприводом вряд
254
ли можно считать приемлемым. Или, например, окрасочное обо- рудование, работающее на особом виде краски, которая не может бесперебойно поставляться на предприятие, также вряд ли может быть рекомендовано для выбора.
Показатели технологичности характеризуют ее как совокупность свойств конструкции изделия, проявляемых в возможности опти- мизации затрат труда, материальных и финансовых средств, вре- мени и других ресурсов при технической подготовке производства,
при изготовлении, эксплуатации и ремонте, при выборе оборудо- вания обычно оценивают только с позиции эксплуатации. В этом случае технологичность оборудования выражается его ремонтопри- годностью. Некоторые показатели ремонтопригодности технологи- ческого оборудования могут быть установлены по информации ру- ководства по эксплуатации: число видов используемых смазочных материалов, периодичность плановых обслуживании и т.д.
Показатели транспортабельности применяются при оценке мо- бильности технологического оборудования. Оценка транспортабель- ности технологического оборудования на стадии его выбора обычно не представляет особой сложности, поскольку оборудование на продажу чаще всего поступает от производителя в упакованном виде применительно к конкретному виду транспорта (автомобиль- ному, железнодорожному, водному или воздушному).
Эргономические показатели характеризуют технологическое оборудование в системе человек — машина и учитывают его при- способленность к антропометрическим, биомеханическим, фи- зиологическим и инженерно-психологическим свойствам челове- ка, проявляющимся в производственных процессах. Количествен- но выражаемые эргономические показатели могут быть приведе- ны в руководстве по эксплуатации технологического оборудова- ния, часть показателей может быть оценена при демонстрации работы оборудования на презентациях (показах нового оборудо- вания на выставках).
Экологические показатели технологического оборудования ха- рактеризуют уровень его вредного воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации. В общем случае это могут быть химические, механические, биологические, световые, звуковые,
радиационные и другие воздействия. При оценке уровня качества оборудования по этим показателям исходят из требований и кон- кретных норм по охране окружающей среды, устанавливаемых государственными и международными стандартами в области ох- раны окружающей среды. Достаточно убедительным подтвержде- нием качества технологического оборудования по этим показате- лям может служить выдаваемый в установленном порядке серти- фикат соответствия.
Группа показателей безопасности технологического оборудова- ния характеризует такое состояние условий труда, при котором с
255

определенной вероятностью исключена опасность,
возмож- ность повреждения (травмы, увечья) или ухудшения (профессио- нальные заболевания) здоровья человека. Оценка безопасности оборудования предполагает соблюдение нормальных условий эксплуатации с учетом вероятностной природы проявления опас- ных и вредных для здоровья человека факторов. Качественным показателем безопасности может быть наличие средств индивиду- альной зашиты, устройств автоматической остановки процесса при возникновении опасных ситуаций и других, специально преду- смотренных средств, наличие которых может быть выявлено при анализе конструкции оборудования.
Эстетические показатели характеризуют информационную вы- разительность, рациональность формы, целостность композиции,
совершенство производственного исполнения и стабильность то- варного вида технологического оборудования. При выборе техно- логического оборудования оценка его эстетических показателей в принципе не составляет большой сложности наличии опре- деленного вкуса и представлений о современной моде.
Показатели стандартизации и унификации технологического оборудования характеризуют насыщенность его конструкции стан- дартными, унифицированными и оригинальными частями. Как правило, увеличение доли стандартных элементов (комплектую- щих) в составе оборудования снижает его стоимость и делает бо- лее прогнозируемыми показатели надежности. Конструктивная унификация направлена на технически обоснованную минимиза- цию числа используемых типов комплектующих, что также сни- жает стоимость оборудования и делает более прогнозируемыми показатели надежности. Удачное использование оригинальных тех- нических решений в конструкции оборудования позволяет полу- чать качественно новые эксплуатационные свойства оборудова- ния. Таким образом, выбираемое технологическое оборудование должно иметь оптимальное сочетание стандартных, унифициро- ванных и оригинальных элементов.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень патент- ной защиты и патентной чистоты конструкции оборудования.
Патентная чистота выражает правовую возможность реализации оборудования как внутри страны, так и за рубежом. Патентная защита оборудования, содержащего элементы новизны, ограни- чивает его использование в странах, в которых не получены па- тенты на данное оборудование. Патентно-правовые вопросы в основном решаются производителем оборудования. Потребителя оборудования эти вопросы интересуют в аспекте новиз- ны и перспективности выбираемого технологического оборудо- вания.
Показатели надежности предлагаемого потребителю оборудо- вания в руководстве по эксплуатации, как правило, полностью
256
отсутствуют. В этих условиях при выборе технологического обору- дования оценка его качества и надежности может производиться только на основе косвенных показателей.
Достаточно наглядным косвенным показателем надежности оборудования может служить срок его гарантийного обслужива- ния. Сопоставляя цену, в которую производитель включает сто- имость гарантийных ремонтов оборудования, и продолжительность гарантийного периода можно получить некоторое представление о безотказности и ремонтопригодности оборудования.
Более сложной инженерной задачей является оценка качества оборудования, и в частности его надежности, по результатам ана- лиза конструктивных особенностей оборудования. На основе та- кого анализа следует, прежде всего, спрогнозировать безотказ- ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость тех- нологического оборудования, полезно также установить характер производства оборудования: массовое, серийное или мелкосерий- ное. При массовом производстве продукции показатели ее каче- ства, как правило, более стабильные. Массовый выпуск обычно производят после проведения серьезных доводочных работ, по- этому такая продукция имеет низкую себестоимость (цену) при более высоком качестве.
Своеобразным косвенным показателем надежности технологи- ческого оборудования может служить имидж фирмы-производи- теля, в связи с этим следует остерегаться подделок. Ошибки вы- бора особенно часто могут происходить, если производителями являются иностранные фирмы и приходится пользоваться пере- водами с оригинальных руководств по эксплуатации. Недобросо- вестные фирмы могут выбирать себе названия и торговые марки,
весьма незначительно отличающиеся от торговых марок заслуженно уважаемых фирм.
При выборе технологического оборудования всегда следует учи- тывать наличие возможности поддержания его работоспособнос- ти ремонтными службами потребителя или за счет сервисного об- служивания производителем и его дилерами. Это зависит не толь- ко от ремонтопригодности конструкции оборудования, но и на- личия соответствующей выбранному оборудованию производствен- ной базы ремонтного производства и специалистов ремонтников.
В качестве
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24