Файл: Акцизные марки виды, назначение, порядок приобретения и использования при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Акцизная и федеральная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной и табачной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Акцизная марка представляет собой особый вид марки для оплаты акцизного сбора. Она наклеивается на товары таким образом, что открывание упаковки влечет за собой разрыв марки. Во-первых, она является гарантией качества продукции, а во-вторых, позволяет государству контролировать оборот подакцизных товаров, например, алкогольной продукции и табачных изделий. Чтобы получить акцизные марки для маркировки продукции, необходимо обратиться с заявлением в Центральную акцизную таможню, в компетенции которой находится выдача акцизных марок, указав количество единиц. Акцизные марки выдаются в строгом соответствии с количеством продукции. Помимо заявления необходимо приложить документы: подтверждающие сделку; лицензию Минпромторга; подтверждающие регистрацию в системе ЕГАИС.

В результате будут выданы акцизные марки в заявленном количестве, а вместе с ними временная декларация и разрешение на импорт. Обязательство по ввозу товара в определенном количестве действует в течение 8 месяцев после получения. Если за это время товар не импортирован, необходимо сдать акцизные марки. Таким же образом поступают с лишними акцизными марками, если, например, часть продукции была испорчена12.




Рис. 1. Акцизные марки России
1.3. Правила маркировки подакцизных товаров акцизными марками

С 1 декабря также вводится уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку для продажи или саму продажу товаров (в том числе продовольственных) с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров. За это предусматривается штраф до 300 тыс. руб. (для продовольственных товаров - до 400 тыс. руб.) или в размере заработной платы за период до двух лет. За подделку маркировки также могут приговорить к принудительным работам на срок до трех лет и, более того, лишить свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы за период до полугода.


Кроме того, с 1 декабря вводится административная ответственность за нарушение требований об обязательной маркировке товаров. В частности, административная ответственность предусмотрена за производство или продажу лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения на них маркировки или с нарушением порядка их нанесения. Ответить придется за ввод в оборот без маркировки товаров, которые требуется маркировать. Также ответственность предусмотрена, если товар промаркирован, но оператору системы «Честный ЗНАК» сведений об этом не предоставлено (или предоставлено с нарушениями).

Маркировка позволяет отследить «жизненный цикл» товара - от производства до продажи в магазине. Каждому товару присваивается уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрихкод), который наносится на упаковку или товарный ярлык и содержит точные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Система фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке.

Маркировкой считается нанесение уникальных идентификаторов на упаковку товара. Она включает подробные данные о товаре: дату и место производства, срок годности. Благодаря маркировке продукцию можно отслеживать на всем пути от производителя к покупателю.

Основываясь на перечне подакцизных товаров, можно сделать вывод, что подакцизной продукцией признаются товары, несущие негативное влияние на здоровье человека и/или окружающую природу. Данный тезис можно принять за базовый принцип построения акцизов, опираясь на который, государство выделяет данную категорию продукции не только в Налоговом кодексе, но и визуально, используя для этого акцизную маркировку.

Некоторые виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными или федеральными марками13.

Наиболее ярким примером служит табачная продукция и алкоголь. Федеральная марка выступает не только как опознавательный знак своевременной уплаты акцизного сбора, но и как знак качества. Также, приобретая маркированную продукцию, покупатель понимает, что данный товар реализуется на легальном основании и не является контрафактным. При этом, как уже упоминалось выше, имеет место продажа контрабандной и контрафактной продукции, а также фальсификация акцизной маркировки, которая по результатам исследования к концу

2020 сократилась с 15,6% до 10,2%. Такое снижение относят к изменению в борьбе с теневой экономикой и увеличению контроля над акцизной маркировкой.

Стоит отметить, что ставка по акцизам повышается не только на запланированный государством процент, но также напрямую зависит от уровня инфляции в стране. То есть, в случае кризисной ситуации в национальной экономике, ставки на ту же алкогольную и табачную продукцию поднимутся выше, уплата по которым, в свою очередь, вновь перенесется на потребителей и вызовет новую волну социального недовольства14.

Говоря о социальном недовольстве и массовом потреблении таких подакцизных товаров, как алкогольная и табачная продукция, нужно отметить, что базовым принципом или главной задачей, которую выделяет государство, при построении акциза на эти товары является снижение уровня потребления табачной и алкогольной продукции в стране. Эта задача подкрепляется активной социальной пропагандой, котируемой на упаковках табачных изделий, и призванной породить негативное отношение человека к потреблению данных товаров, а также рядом запретов, ограничивающих рекламу, продажу и потребление в определенных местах и в определенное время суток алкогольной и табачной продукции15.

Глава 2. Практические аспекты применения акцизных марок при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации

2.1. Анализ динамики ввоза подакцизных товаров на территорию РФ в 2018–2020 гг.
По итогам работы Центральной акцизной таможни в 2018 году было выдано 717,2 млн акцизных марок алкогольной продукции, на табачную продукцию было выдано 144 млн. акцизных марок.

С помощью системы ЕГАИС Центральная акцизная таможня обработала 127 тыс. заявок о ввозе алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и спирта
16.

В 2018 году плановое задание по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, выполнено таможней на 102 %.

В доход бюджета перечислено 424 миллиарда 690 миллионов рублей, что почти на 25 миллиардов рублей больше, чем в 2016 году.

Каждый год государством проводится пересмотр ставок акциза, акцизных марок или по-другому индексация.

Это приводит к изменению ставок стоимости акцизных марок. Наиболее заметно увеличиваются ставки сигар, сигарилл и сигарет. Это отражено на рисунке 2.



Рис. 2. Динамика роста ставок акциза

Налогообложение сигарилл и потребительских Табаков значительно опережает налогообложение сигар. Диспропорции в табачной продукции, поделили в Российской Федерации теневые рынки. По оценкам эксперта объем оборота достигает 50 % от легальной лицензированной продукции.

Для РФ важным аспектом пополнения бюджета является алкогольная продукция. Помимо продажи алкоголя или же взятия акциза за алкоголь, перемещенный через таможенную границу РФ, в бюджет страны так же направляются средства за счёт акцизных марок на алкогольную продукцию. Также стоит отметить объем розничных продаж алкогольной продукции, благодаря которому видно, сколько алкоголя в декалитрах продается на территории РФ17.

Таблица 2

Состояние таможенного и налогообложения алкогольной продукции по различным факторам в 2018-2020 годах18

Показатели

2018

2019

2020

Изменения 2020 г. в % к

2018

2019

Контрабанда алкогольной продукции и\или табачных изделий

52

51

105

201,9

205,9

Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий, млн. руб.

406,8

329

371

91,1

112,8

Сведения об объеме розничных продаж алкогольной продукции, млн. дал.

99,8

101,4

105,9

106,1

104,4


По данным таблицы 2 можно сделать выводы по показателям, связанным с перемещением алкогольной продукции через таможенную границу или же с нахождением и реализацией её на территории РФ. По объемам розничных продаж алкогольной продукции замечена незначительная положительная динамика в 2019 году.

На примере 2018 года можем наблюдать, как сильно выросли акцизы на алкоголь. Акцизы всегда играли важную роль в формировании бюджета государства и при этом всегда контролировали потребление вредной для здоровья продукции. С учетом всех сложившихся факторов за анализируемый период можно наблюдать, как менялись акцизы, и что могло этому поспособствовать.

Таблица 3. Сбор акцизов и акцизов на алкогольную продукцию в 2018-2020 годах

Показатели

2018

2019

2020

Изменения 2020 г. в % к

2018

2019

Акциз, млрд. руб.

860,7

946,7

900,3

104,6

95,1

Доходы бюджета от акциза на алкоголь, млрд. руб.

318,4

350,1

333,24

104,7

95,2

Доля акциза на алкогольную продукцию от всего акциза, %

36,9

37,0

37,0

-

-




Доходы бюджета от акциза на алкоголь составили 333,24 млрд. руб. в 2020 году, что на 4,8% меньше, чем в 2019 году, но на 4,7% больше, чем в 2018 году. Доля акциза на алкогольную продукцию от всего акциза составляет 36,9% в 2018 году, 37,0 в 2019 году и 37,0 в 2020 году. Можно сделать вывод, что доля акциза на алкогольную продукцию имеет большое значение для бюджета РФ.

Также можно наблюдать количество дохода по наиболее популярным алкогольным напиткам, импортируемым в РФ. Самыми распространенными напитками в Российской Федерации являются слабоалкогольные напитки, такие как пиво и вино. Импорт алкогольной продукции обязывает устанавливать на продукцию акцизные марки.

Таблица 4