Файл: 2. перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся общепрофессиональной компетенции в области метрологии, стандартизации и сертификации, необходимой для получения достоверной информации о параметрах контролируемых процессов и повышения качества продукции.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине (модулю).
Знать:
– правовые основы метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
– систему единиц величин и правила их применения;
– виды и методы измерений, способы оценивания погрешности и представления результатов измерений;
– характеристики средств измерений и формы метрологического регулирования;
– способы обработки результатов прямых, многократных и косвенных измерений.
– формы метрологического регулирования;
– формы подтверждения соответствия;
– методы стандартизации;
– организационную структуру в области стандартизации и порядок выполнения работы;
– основные понятия в области качества и технического контроля;
– основные положения менеджмента качества.
Уметь:
– применять единицы величин;
– уметь выбирать методы и средства измерений и оценивать их погрешности;
– уметь выполнять обработку результатов измерений;
– выбирать схемы сертификации;
– применять нормативную и техническую документацию в области метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
– уметь применять современные программные средства для обработки результатов измерений;
– анализировать результативность системы менеджмента качества.
Владеть:
– навыками выполнения измерений;
– навыками представления результатов измерений.
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
3.1. Дисциплина (модуль) относится к блоку 1 (Б1), обязательная частьО.19 3.2. Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре для очной формы обучения

4
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины для очной формы обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
№7 часов
1 2
3
Контактная
работа
обучающихся
с
преподавателем (по видам учебных занятий)
(всего)
Самостоятельная работа студента (СРС)
трудоемкость:
часов
108
108
зачётных единиц
3
3
36
36
Аудиторные занятия (всего)
36 36
в том числе:

– лекции (Л)
18 18 практические занятия (ПЗ), семинары (С)

– лабораторные работы (ЛР)
18 18
72
72
СРС в период промежуточной аттестации


Вид промежуточной аттестации зачет (З), экзамен (Э)
З
З
ИТОГО
общая


5
4.2. Содержание учебной дисциплины
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Очная форма обучения
№ п/п
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов, ч.
Л
ЛР
ПЗ
СРС
Всего
1
Общие понятия метрологии
2 2

9 13 2
Основы технических измерений
2 2

9 13 3
Средства измерений
2 2

9 13 4
Обработка результатов измерений.
2 2

13 17 5
Правовые основы метрологического обеспечения.
2 2

9 13 6
Техническое регулирования, научно-технические принципы и методы стандартизации.
2 2

9 13 7
Формы подтверждения соответствия.
2 2

9 13 8
Управление качеством
2 2

9 13
Итого за семестр
18 18

72 108

6
4.2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам (темам)

Наименование раздела
дисциплины
Содержание
Содержание лекционного курса
1
Общие понятия метрологии
Основные понятия и термины метрологии. Цели и задачи метрологии. Величины и их классификация. Единицы физических величин. Эталоны единиц величин. Международная система единиц. Положения нормативных документов, регламентирующих применение единиц величин на территории РФ.
2
Основы технических измерений
Виды и методы измерений. Точность, погрешности измерений, классификация. Формирование результата измерения и модели погрешности измерений. Способы представления результатов измерений. Требования к измерениям
3
Средства измерений
Средства измерений (СИ). Основная измерительная схема.
Классификация СИ. Метрологические характеристики СИ. Оценка инструментальной погрешности. Утверждение типа, поверка, калибровка СИ. Требования к СИ
4
Обработка результатов измерений.
Обработка результатов измерений. Оценка погрешности однократных измерений. Обработка результатов косвенных измерений. Обработка результатов многократных равноточных измерений
5
Правовые основы метрологического обеспечения.
Основные положения закона «Об обеспечении единства измерений». Государственная метрологическая служба РФ.
Структура и функции. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Государственный метрологический надзор. Метрологическое обеспечение производства. Метрологические службы юридических лиц.
6
Техническое регулирования, научно- технические принципы и методы стандартизации.
Основные положения закона «О техническом регулировании».
Технические регламенты. Стандартизация. Цели, функции и задачи. Нормативные документы по стандартизации. Методы стандартизации и работы, выполняемые при стандартизации.
Органы и службы стандартизации РФ. Порядок разработки и утверждения стандартов. Межгосударственная и международная стандартизация
7
Формы подтверждения соответствия.
Декларирование соответствия. Сертификация. Системы сертификации. Схемы сертификации. Порядок сертификации.
Организация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Правила системы сертификации в строительстве. Сертификация систем управления качеством
8
Управление качеством
Основные понятия в области качества: качество, показатели качества, дефект. Контроль качества продукции, разрушающие и неразрушающие методы контроля. Менеджмент и управление качеством, основные понятия. Системы менеджмента качества, документация. Стандарты по менеджменту качества.
Темы лабораторных занятий
1
Общие понятия метрологии
Единицы величин и эталоны
2
Основы технических измерений
Оценка инструментальной погрешности
Оценка методической и субъективной погрешности
3
Средства измерений
Поверка и калибровка средств измерений линейно-угловых величин
Поверка и калибровка средств измерений электрических величин
4
Обработка результатов измерений.
Обработка результатов многократных равноточных измерений.
Критерии обнаружения грубых погрешностей
Критерии обнаружения систематических погрешностей


7

Наименование раздела
дисциплины
Содержание
Обработка результатов косвенных измерений
5
Правовые основы метрологического обеспечения.
Метрологическое обеспечение производства
Аттестация испытательного оборудования
6
Техническое регулирования, научно- технические принципы и методы стандартизации.
Техническое регулирование на производстве
Визуально-измерительный контроль
7
Формы подтверждения соответствия
Сертификация продукции
Декларирование соответствия
8
Управление качеством
Вихретоковый контроля
Магнитный контроль
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(МОДУЛЮ)
1. Положение о самостоятельной работе студентов.
2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся располагается в ЭИОС (http://moodle3.stu.ru/)
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе
освоения образовательной программы:
Табл. 6.1.1
Код
компетенции
Наименование
компетенции
Индикаторы
достижения
компетенции
Результаты обучения по
дисциплине
ОПК-3
Способен принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транспорта
ОПК-3.1. Применяет организационные и методические основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте.
Знать:
– правовые основы метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
– систему единиц величин и правила их применения;
– виды и методы измерений, способы оценивания погрешности и представления результатов измерений;
– характеристики средств измерений и формы метрологического регулирования;
– способы обработки результатов прямых, многократных и косвенных измерений.
Уметь:
– применять единицы величин;
– уметь выбирать методы и средства измерений и оценивать их погрешности;
– уметь выполнять обработку

8
результатов измерений;
Владеть:
– навыками выполнения измерений;
– навыками представления результатов измерений.
ОПК-3.2. Выбирает формы и схемы сертификации продукции
(услуг) и процессов, решает задачи планирования и проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии, используя нормативно-правовую базу, современные методы и информационные технологии.
Знать:
– правовые основы метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
– формы метрологического регулирования;
– формы подтверждения соответствия;
– методы стандартизации;
– организационную структуру в области стандартизации и порядок выполнения работы;
Уметь:
– выбирать схемы сертификации;;
– применять нормативную и техническую документацию в области метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;;
– уметь применять современные программные средства для обработки результатов измерений;
ОПК-3.3. Применяет знание теоретических основ, опыта производства и эксплуатации железнодорожного транспорта для анализа работы железных дорог.
Знать:
– организационную структуру в области стандартизации и порядок выполнения работы;
– основные понятия в области качества и технического контроля;
– основные положения менеджмента качества.
Уметь:
Анализировать результативность системы менеджмента качества.
Результаты обучения по дисциплине определяются оценочными средствами.
Описание критериев и процедуры оценивания находится в п. 6.3 Методические материалы.


9
Табл. 6.2.1
Результаты обучения по дисциплине
Оценочные средства
Знать:
– правовые основы метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
Тест 3,
Устный опрос 4,
Устный опрос 5
– систему единиц величин и правила их применения;
Тест 1,
Устный опрос 1
– виды и методы измерений, способы оценивания погрешности и представления результатов измерений;
Тест 2,
Устный опрос 2
– характеристики средств измерений и формы метрологического регулирования;
Тест 2,
Устный опрос 3
– способы обработки результатов прямых, многократных и косвенных измерений.
Тест 2,
Устный опрос 3
– формы метрологического регулирования;
Тест 2,
Устный опрос 4
– формы подтверждения соответствия;
Тест 3,
Устный опрос 5
– методы стандартизации;
Тест 3,
Устный опрос 5
– организационную структуру в области стандартизации и порядок выполнения работы;
Тест 3,
Устный опрос 5
– основные понятия в области качества и технического контроля;
Тест 3,
Устный опрос 6
– основные положения менеджмента качества.
Тест 3,
Устный опрос 6
Уметь:
– применять единицы величин;
Тест 1,
Устный опрос 1
– уметь выбирать методы и средства измерений и оценивать их погрешности;
Тест 2,
Устный опрос 2
– уметь выполнять обработку результатов измерений;
Тест 3,
Устный опрос 3
– выбирать схемы сертификации;
Тест 3,
Устный опрос 5
– применять нормативную и техническую документацию в области метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;
Тест 3,
Устный опрос 5
– уметь применять современные программные средства для обработки результатов измерений;
Тест 2,
Устный опрос 3
– анализировать результативность системы менеджмента качества.
Тест 3,
Устный опрос 6
Владеть:
навыками выполнения измерений;
Тест 2,
Устный опрос 2
– навыками представления результатов измерений.
Тест 2,
Устный опрос 3
6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
6.2.1 Устный опрос для зачета
1 Системы единиц физических величин.
2 Виды и методы измерений.
3 Классификация и характеристика средств измерений (СИ).
4 Метрологические характеристики СИ.
5 Классы точности СИ.
6 Методы обработки результатов измерений. Оценка погрешности многократные равноточных измерений.

10 7 Методы обработки результатов измерений. Оценка погрешности косвенные измерений.
8 Погрешность и неоределенность результатов измерений: основные понятия и классификация.
9 Государственная система обеспечения единства измерений. Структура и функции.
10 Метрологические службы государственных органов управления и организаций.
Структура и функции.
11 Поверка и калибровка СИ.
12 Государственный метрологический надзор и контроль.
13 Правовые основы стандартизации. Основные положения закона «О техническом регулировании». Понятия, цели и задачи стандартизации
14 Категории и виды нормативные документы по стандартизации.
15 Методы стандартизации.
16 Порядок разработки и утверждения стандартов.
17 Международная организация по стандартизации (ИСО).
18 Техническое регулирование. Основные положения закона «О техническом регулировании».
19 Формы подтверждения соответствия в свете закона «О техническом регулировании».
20 Порядок сертификации в системе сертификации ГОСТ Р
21 Системы и схемы сертификации.
22 Декларирование соответствия.
23 Обязательная и добровольная сертификации.
24 Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям.
25 Основные понятия в области качества: качество, показатели качества, дефект.
26 Контроль качества продукции, разрушающие и неразрушающие методы контроля.
27 Менеджмент и управленине качеством, основные понятия.
28 Системы менеджмента качества, документация.
29 Стандарты по менеджменту качества
6.2.2 Тестовые задания
Полная версия тестовых заданий находятся на сайте http://moodle3.stu.ru (курс
«Метрология, стандартизация и сертификация СМТ, СД (Бехер С.А.)»).
Тест 1:
1) Шкала температур Цельсия является шкалой…
1. наименований
2. порядка
3. аддитивности
4. пропорциональности
2) Количественное содержание описываемого свойства в объекте исследования называют...(1), а его численную оценку называют...(2);
1. 1- значением ФВ, 2 – численной оценкой значения ФВ
2. 1-значением ФВ, 2 - размером ФВ
3. 1-единицей измерения ФВ, 2-размером ФВ
4. 1-размером ФВ, 2-единицей измерения ФВ
3) Основное уравнение теории измерений: Q=q•[Q], где...
1. Q - числовое значение, q - размер, [Q] - единица измерения
2. Q – значение величины, q – числовое значение величины, [Q] - единица измерения
3. Q - единица измерения, q - размер, [Q] – численное оценка значение


11 4) Продолжите утверждение "Единицы измерения..."
1. являются фундаментальными параметрами природы
2. устанавливаются сообществом исследователей
5) Обозначением основной единицы величины является...
1. метр
2. Н
3. А
4. канделла
Тест 2:
1) Что из ниже перечисленного не является многозначной мерой?
1. шкала вольтметра
2. линейка
3. циферблат секундомера
4. переменное эталонное сопротивление
5. эталон килограмма
2) Определить абсолютную погрешность измерения электрического напряжения, если результат измерения равен 12 В, верхний предел измерения 20 В, а класс точности прибора 2 .
1. 0,6 В
2. 1,4 В
3. 0,12 В
4. 0,24 В
3) Определить абсолютную погрешность измерения электрического напряжения, если результат измерения равен 10 В, верхний предел измерения 40 В, а класс точности прибора 1.
1. 0,25 В
2. 2,5 В
3. 0,4 В
4. 0,04 В
4) Укажите, допустимо ли использовать СИ с классом точности 1 и верхним пределом измерения 13 А, если при поверке СИ получены следующие абсолютные погрешности: 0,03; - 0,05; -0,08; 0,12; -0,17; 0,05 А.
1. да
2. нет
3. не знаю
5) Определить относительную погрешность измерения электрического напряжения, если результат измерения равен 20 В, класс точности прибора 2 , верхний предел измерения 40 В?
1. 2 %
2. 4 %
3. 1 %
4. 8 %
Тест 3:
1) Продолжите утверждение: «В настоящее время деятельность в области стандартизации регулируется законом…»
1. «О стандартизации»
2. «О сертификации»
3. «О техническом регулировании»
4. «Об обеспечении единства измерений»

12 2) Дополните определение стандартизации, закрепленное федеральным законом:
«Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях…»
1. обеспечения безопасности жизни и здоровья людей
2. их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности
3. их обязательного использования в сферах производства и обращения продукции
3) Что из ниже перечисленного не относится к целям стандартизации, закрепленным федеральным законом?
1. повышения уровня безопасности жизни и здоровья людей, имущества
2. безопасности жизни и здоровья животных и растений
3. обеспечения научно-технического процесса
4. контроля государством качества продукции и услуг
5. рационального использования ресурсов
4) С какими целями не может вводится обязательная стандартизация?
1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества
2. для охраны окружающей среды
3. взаимозаменяемости продукции
4. предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя
5) Как называется метод стандартизации, заключающийся в отборе объектов, которые на основании анализа их перспективности признаются целесообразными для дальнейшего производства?
1. классификация
2. систематизация
3. селекция
4. симплификация
5. типизация
6.2.3 Вопросы для устного опроса
Устный опрос 1
1) Что устанавливает «Положение о единицах величин»?
2) Какие единицы величин применяются в РФ?
3) Дайте определение термину «Величина».
4) Дайте определение термину «Единица величины».
5) Дайте определение терминам «Основная величина» и «Основная единица». Приведите примеры основных величин и единиц.
6) Дайте определение терминам «Производная величина» и «Производная единица».
Приведите примеры производных величин и единиц.
7) Дайте определение термину «Система единиц величин».
8) Дайте определение термину «Когерентная производная единица величины». Приведите примеры когерентных производных единиц.
9) Какие единицы величин допускаются к применению в РФ?
10) Дайте определения кратной и дольной единицы величины. Как они образуются?
11) Какие обозначения единиц величин необходимо использовать в правовых актах РФ? В технической документации и при каких условиях?
12) Какие обозначения единиц величин необходимо использовать на средствах измерений?
13) Какие виды буквенных обозначений единиц величин существуют?
14) В каком случае допускается применять внесистемные единицы величин?
15) Как допускается применять внесистемные единицы величин, не приведенные в
Положение о единицах величин?
16) Дайте определение единице длины «Метр».