Файл: Реферат по дисциплине Региональная экономическая безопасность.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности всех форм, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, борьбу с экономическими правонарушениями, балансирование распределения доходов и расходов.
Способность к саморазвитию и прогрессу – создание благоприятного климата для инвестиционных вложений и инновационной деятельности, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работающего населения.
Структура формирования социально-экономической безопасности регионов России должна представлять собой комплекс экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать:
-
защиту интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; -
предпосылки для сохранения и выживания региональных структур в условиях возможного кризиса и будущего развития; -
конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках; -
устойчивость финансового положения страны; - развитие региональной инфраструктуры; -
содействие развитию предприятий, ассоциаций, региональных финансово-промышленных групп и комплексов; -
создание внутренней и внешней защищенности от возможных негативных воздействий.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение должно принадлежать упреждению потенциальных и реальных угроз. Важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на них.
Основные угрозы экономической безопасности региона условно можно разделить на две группы: внутренние и внешнеэкономические (рис. 2.).
Рисунок 2 – Угрозы экономической безопасности региона
К внутренним угрозам относятся угрозы, возникающие в реальном секторе экономики (спад производства, сокращение основных фондов, потеря рынков сбыта, снижение инвестиционной и инновационной деятельности), угрозы социальной сферы (рост безработицы, ухудшение уровня жизни населения), производственные и энергетические угрозы (преобладание импортной продукции на рынке, сокращение производства энергии, завышении расходов на производство продукции).
Внешние угрозы включают в себя валютно-финансовые (отток валютных средств, увеличение внешнего долга), экономические (потери внешних рынков, криминализация экономики) и внешнеэкономические угрозы (территориальный сепаратизм, политическая нестабильность).
Таким образом, внутренние и внешние угрозы обеспечения экономической безопасности территориальных образований надо рассматривать как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, населения, территориального сообщества и государства через оценку факторов влияния на экономическую безопасность объекта (региона, муниципального образования, промышленного комплекса и т. д.), а также оценку риска способности экономической безопасности объекта противостоять угрозам повышения его хозяйственного потенциала.
Совокупность этих факторов оказывает негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки и может дестабилизировать ситуацию, создав ряд реальных угроз безопасности страны.
Анализ угроз экономической безопасности регионов России показывает, что главные из них в настоящее время носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической и социально-экономической сферах [9, с. 14]. Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Таким образом, под угрозами экономической безопасности региона следует понимать совокупность условий, препятствующих удовлетворению региональных потребностей или создающих опасность сокращения производственного потенциала хозяйствующих субъектов, нецелевого и нерационального использования природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов, усиление зависимости региона от межбюджетных трансфертов, углубление социальной дифференциации населения, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем:
-
разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования; -
создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, развитие перспективных технологий общего и специального назначени.
Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
Таким образом, экономическая безопасность региона – это совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и взаимодействие с экономикой страны.
2.Характеристика экономической безопасности Кемеровской области
Экономическая безопасность региона определяется, прежде всего, состоянием экономики региона в целом.
В регионе должна быть обеспечена стабильность, устойчивость и поступательность как социальных, так и экономических процессов, должен быть создан потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики.
Региональная экономическая политика, учитывающая специфику региона, является важнейшим фактором, обеспечивающим экономическую безопасность региона.
В настоящее время среди основных проблем, влияющих на состояние экономической безопасности и, как следствие, на развитие региона, можно выделить:
- монополизм крупного капитала,
- депрессивность экономических субъектов различного уровня,
- безработицу,
- территориальную концентрацию бедности,
- наличие беженцев,
- криминализацию общественных и экономических отношений.
Можно выделить ряд мероприятий организационно-экономического характера, которые позволят повысить уровень экономической безопасности в Кемеровской области:
- повысить уровень подготовки кадров для работы в органах, связанных с борьбой с экономическими преступлениями;
- внедрить научные разработки в деятельность органов по борьбе с экономическими преступлениями;
- работа по борьбе с коррупцией среди сотрудников органов внутренних дел, связанных с борьбой с экономическими преступлениями.
На экономическую безопасность Кемеровской области влияют различные факторы. К ним можно отнести следующие факторы:
-
экологическая ситуация в области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области почти 60% населения региона проживают в зоне экологического бедствия [15].
В 2018 г. Советом народных депутатов Кемеровской области была утверждена Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2035 года [13], в которой содержатся решения о разработке конкретных механизмов и инструментов для управления не только регионом в целом, но и природопользованием в частности. Для достижения стратегической экологической цели была разработана комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». По сути это будет новой управленческой платформой, которая позволит сохранить традиционные драйверы экономического роста и существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Ключевым механизмом этой платформы должен стать первый в России региональный экологический стандарт, разработка которого началась в 2018 г. Кемеровским государственным университетом.
Экологический стандарт Кемеровской области будет включать в себя обоснование критериев и показателей экологической эффективности применяемых на предприятиях Кузбасса природоохранных технологий и рекомендации по наилучшим доступным технологиям, которые позволят в дальнейшем повысить экологическую эффективность до 80 % и выше.
Тем не менее, экологическая ситуация в Кемеровской области стала лучше по нескольким ключевым показателям. В последние годы в Кузбассе устойчиво снижаются показатели вредного воздействия на окружающую среду. Чище стали также реки и озера Кузбасса, во многих из которых водятся такие ценные рыбы, как хариус и таймень. Количество сточных вод, не прошедших очистку, снизилось до 30%. Уменьшилось в Кемеровской области и количество твёрдых отходов – их стало на 3,5% меньше, в т.ч. благодаря развитию отрасли переработки мусора. Больше 60 предприятий в Кузбассе занимается сортировкой и переработкой пластмассы, древесины, металла, золошлаковых отходов, аккумуляторов и ламп, содержащих ртуть. Специфика угроз экономической безопасности Кемеровской области в значительной степени обусловлена ее социальными и экономическими особенностями, связанными с сырьевой ориентации региона, богатыми месторождениями угля ценных пород. Одним из наиболее актуальных видов преступной деятельности являются преступления в угольной отрасли региона.
2) продовольственная безопасность в области
Внешнеторговый оборот Кемеровской области – Кузбасса за 2020 год составил 12 414,7 млн. долларов США и по сравнению с 2019 годом уменьшился на 3 336,4 млн. долларов США (на 21,2%). В структуре товарооборота доля экспорта составила 93,6%, доля импорта – 6,4% (в 2019 году – 94,5% и 5,5% соответственно). Положительное сальдо внешнеторгового баланса уменьшилось на 22,7% и составило 10 834,9 млн. долларов США [15].
Итоги внешней торговли Кузбасса за 2019-2020 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1– Итоги внешней торговли Кузбасса за 2019-2020 гг.
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2020 г. в % к 2019 г. | ||
Стоимость, млн. долл. США | Уд. Вес,% | Стоимость, млн. долл. США | Уд. Вес,% | ||
ТОВАРООБОРОТ - ВСЕГО | 15751,1 | 100 | 12414,7 | 100 | 78,9 |
в том числе: | | | | | |
страны дальнего зарубежья | 14262,9 | 90,6 | 11002,4 | 88,6 | 77,1 |
страны СНГ | 1488,2 | 9,4 | 1412,4 | 11,4 | 94,9 |
| | | | | |
ЭКСПОРТ | 14886 | 94,5 | 11624,8 | 93,6 | 78,1 |
в том числе: | | | | | |
страны дальнего зарубежья | 13475,1 | 90,5 | 10263,2 | 88,3 | 76,2 |
страны СНГ | 1410,9 | 9,5 | 1361,6 | 11,7 | 96,5 |
| | | | | |
ИМПОРТ | 865,1 | 5,5 | 789,9 | 6,4 | 91,3 |
в том числе: | | | | | |
страны дальнего зарубежья | 787,8 | 91,1 | 739,2 | 93,6 | 93,8 |
страны СНГ | 77,3 | 8,9 | 50,7 | 6,4 | 65,6 |