Файл: Примерный перечень экзаменационных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ

ВОПРОСОВ

  1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и

логическая ступени познания.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания . Чувственное сознание протекает в трех основных формах6 ощущение, восприятие представление.
Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы. Запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.
Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
Рассмотрим основные особенности мышления:
1.Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания , мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее , повторяющееся, существенное.
2.Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать только то, что непосредственно воздействовало или воздействует на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, называется выводным, а сам его процесс – выведением.
3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль не возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать на базе языкового материала, в словах и предложениях.
4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек образует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
В реальном познавательном процессе обе формы находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания . Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения , которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятия и ощущениям и создают предпосылку для перехода к логическому познанию . Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, закон природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.


  1. Язык как условие мышления и как знаковая система.


Язык –знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
Исходным конструктивным компонентом языка выступают используемые в нем знаки. Под знаком имеют в виду любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета и носителем информации о последнем. Среди различных знаков выделим два вида: знаки – образы и знаки - символы.
Знаки - образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Пример: копии документов, фотоснимки, отпечатки пальцев. Знаки – символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Пример: нотные знаки, буквы в алфавитах национальных языков.
Множество исходных знаков составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем- семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксис- раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоционально – психологические, эстетические и другие отношения носителя языка к самому языку.
По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые(речь), а затем и графические(письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной - языком – объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатым по сравнению с языком – объектом выразительными возможностями.


Искусственные языки широко используются в науке и технике: химии, математике, кибернетике и т.д. Искусственный язык используется и логической наукой для теоретического или практического анализа мыслительных структур. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической или символической логики.

Функции речи:
1. Средство хранения информации.
2. Средство выражения эмоций.
3. Средство познания.

Язык является сложной знаковой системой. Знак – это материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения которого используется для хранения, приобретения и передачи информации. Все знаки делятся на языковые и неязыковые. К неязыковым относятся:
1. Знак - копии (фотографии и т.д.) это те знаки, которые имеют материальное сходство с обозначаемым
2. Знаки – признаки. это естественные знаки, связанные с обозначаемым предметом как следствие с причиной. Такие знаки также имеют собственный смысл, однако информация, которую они несут, существует только при наличии дополнительных знаний
3. Знаки - символы. знаки, не имеющие естественной связи с обозначаемым, а представляющие его в силу соглашения.
Самая важная функция языка – обозначение предметов. Каждое имя предмета имеет значение и смысл, существенные признаки.Принцип однозначности и Принцип предметности. Особая наука семиотика-которая является общей теорией знаков. Имена: простые-книга, сложные-планета солнечной системы; собственные-река Обь. Чайковский, общие:однородные предметы:дом, действующий вулкан.


  1. Понятие и виды знаков. Смысловое и предметное значение знаков

Знак – это материальный объект, выступающий в процессе познания и общения представителем другого объекта, ситуации, состояния, свойства или отношения, т.е. всего, что требуется указывать. Знак имеет две основные функции: выделение объекта познания и мысленное оперирование с ним. Отсюда вытекают два свойства знака: чувственное восприятие и связь с обозначаемым. Способ, которым знак указывает на свое значение, называется смыслом знака.

Смысл – это, что понимает человек, воспроизводящий и воспринимающий знак. Таким образом, значение и смысл – две основные характеристики знака.

Виды знаков:

1. Знаки - индексы.( связаны с представляемым объектом причинно – следственным, т.е. объект – причина, знак – следствие) полоса от самолета – индекс, самолет - причина


2.Знаки - образы. Связаны с представляемыми предметами отношениями подобия. Фотография – подобие

3. Знаки – символы, не связаны с представляемыми объектами ни причинно – следственно, ни отношением подобия.

6. Имя. Виды имен.

Имя- это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет(вещи, свойства, процессы и пр. как природы, как и общественной жизни, психические деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления). Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую обозначает имя данного предметов.

Имена делятся на:

1.простые(книга, снегирь) и сложные или описательные(самый большой водопад в Канаде и США). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются.

2.собственные, то есть имена отдельных людей, предметов, событий(Обь) и общие – название класса однородных предметов(дом, действующий вулкан)

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением являются обозначаемый им предмет. Смысл имени – способ, каким имя обозначает предмет, те. Информация о предмете, которая содержится в имени. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен(синонимов) Такие знаковые выражения как «4», «2+2», «9-5» являются именами одного и того же предмета – числа «4». Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл.(т.е. смысл «4», «2+2», «9-5» различен)

Такие языковые выражения как «самое глубокое озеро мира», «пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров», «озеро, глубина которого 1620 метров», имеют одно и то же значение «озеро Байкал», но различный смысл, поскольку эти языковые явления описывают озеро Байкал с помощью различных его свойств, то есть дают различную информацию о Байкале.

Смысл – способ, каким имя обозначает предмет(информация о предмете)

Значение – обозначаемый именем предмет или класс предметов.

Имя – языковое изображение, обозначающее предмет.

Предметное значение знака – это замещаемый объект. Предметным значением знаков могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что может быть объектом мысли, все, о чем мы можем что-либо утверждать или отрицать. В качестве таких значений могут выступать и сами характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны. Иногда, даже трудно установить, каково оно для тех или иных видов знаков. В частности, это относится к предложениям. С большой степенью условности в логике считается, что предметными значениями повествовательных предложений являются такие абстрактные объекты, как «истина» и «ложь»



  1. Естественные и искусственные языки. Формализованный язык логики.

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемы е на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка называют мета языком, основной – языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной широты строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике и т.д. Искусственный язык используется логической наукой для теоретической или практического анализа мыслительных структур.

Формализованный язык – искусственный язык формальных логических исчислений. От обычного языка, выполняющего познавательную и коммуникативную функцию и представляющего систему букв и звуков, формализованный язык отличается тем, что он является системой таких знаков, операции с которыми совершаются по правилам, которые определяются только формой выражения, составленного из символов.

Главной отличительной чертой формализованного языка является наличие в нем теории или системы логического анализа. В формализованном языке слова заменяются буквами и специальными символами. Разработка системы логического анализа является фундаментом формализованного языка. Из этого следуют такие требования к построению формализованного языка: тщательность в формулировке правил, отсутствие неправильностей и исключений, наличие системы логического анализа.


  1. Основные законы логики.

4 закона логики (Аристотель):
1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. (н.тайно совершил кражу и н. похитил чужое имущество). Одинаковы предикаты данных суждений.