Файл: Примерный перечень экзаменационных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Закон непротиворечия: 2 противоречивых суждений не могут быть одновременно истенными, одно из них обязательно должно быть ложно.
3. Закон исключаемого 3: 1 из них необходимо ложно, 2 либо истинно, либо ложно, но если они друг другу противоречат, значит одно из них истенно другое ложно.

4. Закон достаточного обоснования: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.



  1. Понятие как форма мышления: содержание и объем.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. В языке понятия выражаются словами или словосочетаниями.
Основные приёмы формирования понятий в языке:
-Анализ - это мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.
-Синтез - это мысленное соединение частей в целое.
-Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по сходным чертам.
-Сравнение - это нахождение различий и сходств.
Содержание понятия – это совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов.
Объём понятия –это класс обобщаемых в понятии предметов. Любой класс (множество) состоит из отдельных конкретных предметов, которые называются его элементами.

  1. Соотношение объемов понятий.

В объективном мире взаимная зависимость вещей и явлений, их обусловленность друг другом носит всеобщий и универсальный характер. У каждой отдельной вещи существует бесконечное многообразие связей с другими вещами, с миром как целым. Признание положения о том, что в мире каждая вещь связана с каждой, присуще любой логически последовательной философии. Понятия, будучи отражением действительности, также вступают в различные связи и отношения друг с другом.

Всякая связь включает в себя как свой момент обособленность. Обособленность– это сохранение типа связи и относительной независимости конкретной вещи от другой вещи. Абсолютно обособленных, изолированных вещей нет. Обособленность существует только как относительная. Так, если вещи нетождественны в каком-либо отношении, то между ними нет и соответствующей связи, то есть существует обособленность этих вещей в данном отношении. Наличие отношений между вещами дает возможность выделять и абстрагировать в познании определенные связи.

Исследование связи с позиции движения и развития позволило раскрыть ее природу как 
взаимодействие. Вещи не просто связаны между собой, они взаимодействуют друг с другом, образуя тем самым единое целое – объективный мир. Взаимодействие характеризует связь прежде всего какпроцесс, как способ связи (обмен содержанием, направленность движения и т.д.). Взаимодействие, таким образом, отражает тот факт, что в универсальной связи вещей и явлений противоположности сходятся и переплетаются друг с другом, меняются местами.

Понятие связи раскрывается далее через понятие «взаимосвязи» и «зависимости». Термин «взаимосвязь» употребляется в широком смысле для обозначения прямых и опосредованных связей («все в мире взаимосвязано»). В своем специфическом значении термин «взаимосвязь» обозначает взаимное изменение вещей, указывает на двусторонний характер связи.

Термин «зависимость» («взаимозависимость») является наиболее глубокой характеристикой сущности связи. В понятии «зависимость» важнейшим является признак подчинениясвязанных между собой вещей, определенной направленности действия. Здесь следует различать два момента: зависимость вещи отдругихвещей и зависимость вещи отсамой себя. Поскольку данная вещь зависит от других вещей и определяется ими (в своем возникновении, существовании и исчезновении) – она относительная. Поскольку данная вещь возникла как таковая, как эта вещь, постольку она определяется прежде всего самой собою. Соотношение с собой означает безотносительность к другому, самостоятельность, абсолютность вещи. Вещи, которые были бы абсолютными во всех отношениях, ни от чего независимыми, у которых природа ни в какой мере не опосредовалась бы другими вещами, не существует. Но нет и таких вещей, природа которых полностью определялась бы только другими вещами.

Связь – одна из важнейших характеристик действительности. Нельзя понять ни одного явления не рассматривая его вне связи с другими, вне их взаимного воздействия, обусловленности друг с другом. Прежде всего мы рассмотрим отношения простейшего вида – прямые и однопорядковые, и лишь после этого прейдем к анализу более сложных, позволяющих одновременно вычленять многообразие связей, присущих понятиям.

Сравнивая два понятия можно установить, что некоторые признаки, мыслимые в их содержании, являются общими для обоих понятий, а некоторые – различными. Так, в понятиях «философ» и «художник» одни признаки в их содержании – общие, а именно, духовное освоение действительности, познание внутреннего мира человека и т.п. Другие признаки в содержании этих понятий – различны, поскольку имеют место особые подходы к действительности, выявляющие иные, относящиеся к другому уровню, другим сторонам, предметы познания. Понятия, в содержании которых имеются как общие, так и отличающиеся друг от друга признаки называются 

сравнимыми. Из признания всеобщей и универсальной связи вещей и явлений мира следует, что два любых понятия могут быть сравнимыми. Тем не менее, существуют понятия, отражающие разные области действительности с таким далеким друг от друга содержанием, общие признаки которых столь опосредованы, что сравнение и сопоставление таких понятий теряет всякий смысл. Их сравнение не дает приращения зрения, а подчас становится даже бессмысленным. Понятия, в содержании которых нет ни одного, с указанной точки зрения, общего признака, называютсянесравнимыми. Примерами несравнимых понятий могут служить «гармония» и «зубная боль», «скрипка» и «кирпич» и т.д. Оставим в стороне несравнимые понятия и займемся анализом сравнимых понятий, поскольку именно им принадлежит все богатство связей и отношений.

Сравнимые понятия в практическом отношении всегда ограничиваются определенным общим для них универсумом рассуждения. Это обстоятельство подчас приобретает принципиальное значение и возникает вопрос о правомерности сравнения понятий. Так, сравнение понятий, принадлежащих к различным философским направлениям, школам, концепциям нуждается в соответствующем обосновании.

По характеру логических отношений сравниваемые понятия разделяют на совместимые и несовместимые. Совместимыминазываются понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Так, понятия «философ» и «поэт» - совместимые понятия. Их содержание не одно и тоже, оно состоит из разных признаков. Но это различие не таково, чтобы исключалась возможность таких философов, которые одновременно были бы еще и поэтами, и таких поэтов, которые вместе с тем были бы и философами. Таковыми, например, были Эмпедокл и Петрарка, Лукреций Кар и Гете.

Совместимость понятий выражается в трех видах отношений между ними: равнообъемности, пересечения и подчинения. Равнообъемныминазываются понятия, имеющими один и тот же объем, но различное содержание. Например, «самая большая река в Европе» и «великая русская река». Отражая разные признаки одного и того же предмета эти понятия имеют различное содержание, но объемы их полностью совпадают, так как мыслится один и тот же предмет. С семантической точки зрения наглядным изображением, поясняющим отношения между простыми понятиями, служат круговые схемы Эйлера. Круг как часть плоскости ограниченной окружностью произвольного, но фиксированного радиуса символизирует собой класс предметов, составляющих объем понятия, а каждая точка внутри круга – элемент этого объема. Отношение между равнообъемными понятиями изображается совмещенными друг с другом кругами одного и того же радиуса. Так, если символом А обозначим понятие «отец логики», а символом В обозначим понятие «автор «Органона»», то объемы этих понятий совпадают и изображены на схеме совмещенными друг с другом кругами.


И з различия содержаний таких понятий вытекает, что из знания об одном не следует с необходимостью знание о другом, поскольку они характеризуют одну и ту же вещь или явление с разных сторон. В связи с равнообъемностью понятий существует проблема интерпретации имен как их словесного (знакового) закрепления в плане синонимии (слов, различных по звучанию, но тождественных по значению, когда за одним и тем же понятием установилось разное терминологическое закрепление; скажем, «континент» как латинское слово и «материк» как собственно русское служат для выражения одного понятия) и омонимии (слов, различных по значению, но тождественных по звучанию, скажем, за одним и тем же термином «свобода» в различных философских, идеологических и т.д. позициях закреплены разные понятия). Попутно заметим, что два несравнимых понятия, при необходимости, могут быть представлены двумя изолированными кругами.

Вторым видом отношений совместимых понятий является пересечение. Пересекающимисяназываются понятия, содержание которых различно, но объемы их частично совпадают. Это означает, что предмет, принадлежащий объему одного из таких понятий, одновременно принадлежит объему и другого. Например, «философ» и «математик» - пересекающиеся понятия. Их содержание различно, но часть объема одного является общей частью объема другого. Не все философы – математики, и не все математики – философы, но есть среди философов математики и среди математиков – философы. Отношение пересечения наглядно изображается частично совмещающимися кругами:

П редельным случаем такого пересечения является ситуация, при которой общая для объема обоих пересекающихся понятий часть представлена единственным предметом. Примером такого случая могут служить понятия «выдающийся философ» и «великий художник». Это – Леонардо да Винчи.

Третьим видом совместимых понятий являются понятия, вступающие в отношение подчинения. В данном отношении находятся такие понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Понятие с большим объемом называетсяподчиняющим, а понятие с меньшим объемом –подчиненным
. Отношение подчинения можно проиллюстрировать следующей схемой.

О тношение подчинения изображается двумя кругами, один из которых расположен внутри другого. В отношении подчинения находятся, например, понятия «университет» (А) и «высшее учебное заведение» (В).

Отношение подчинения могут быть между двумя общими понятиями, тогда подчиняющее понятие называется родовым, а подчиненное –видовым. В отношении подчинения могут находиться общие и единичные понятия, тогда первое выступает как видовое по отношению ко второму как индивиду. Логическое отношение подчинения может иметь в пределе тот случай, когда оба понятия становятся эквивалентными и их объемы совпадают. Следовательно, равнообъемность становится предельным случаем подчинения при условии нестрогого включения. Такой тип подчинения может иметь место в некоторых определениях.

Отношение подчинения – самый существенный вид логических отношений между понятиями, оно чаще всего встречается в практике научного мышления. При оперировании подчиняющими и подчиненными понятиями может возникнуть логическая ошибка, когда часть целого рассматривается как видовое понятие. Проверкой служит здесь подведение такого видового понятия под признак рода. Если имеет место логическая ошибка, то при такой проверке она становится очевидной.

Обратимся к несовместимым понятиям. Несовместимыминазываются понятия, объемы которых не содержат в себе общих элементов. Содержания таких понятий составляют признаки, которые не могут одновременно принадлежать одному и тому же предмету и, следовательно, исключают возможность даже частичного совпадения их объемов. Например, «добро» и «зло», «печаль» и «радость» и т.п. Несовместимые понятия могут вступать в отношения соподчинения, противоположности и противоречия. Объемы таких понятий находятся в строго дизъюнктивном или эксклюзивном отношении.

Отношение соподчинения являются разновидностью родовидовых отношений. Объемы соподчиненных понятий составляют самостоятельные, не совпадающие друг с другом виды родового понятия, и которые в равной мере подчинены этому родовому понятию. Кратчайшим образом,