ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
(46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)3агляни в шкатулку! -
(49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её
молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...
(По Б. Васильеву)
Васильев Борис Львович (1924) -русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А 7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
-
Это были копии, а не настоящие документы. -
Поведение детей обидело Анну Федотовну. -
Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. -
Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жмутся» (предложение 2).
-
держатся близко друг к другу, теснятся -
сжимают что-либо -
скупятся -
съёживаются
A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
-
_ Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. -
Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... -
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. -
Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
А4. Укажите ошибочное суждение.
-
В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым. -
В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый '20□ звук - [ф]. -
В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). -
В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
-
подивилась -
вклинилась -
касаются -
написал
А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»!
-
пришли -
привычный -
прикрыла -
прислушалась
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
-
бесценные -
сосредоточена -
напряжённо -
деревянная
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
РУССКИЙ язык 1
2012 1
и о, и О- 113
Of и 0, И 0. 113
ЗАДАНИЯ К В8 144
Задание № 2. Среди предложений 16-22 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 145
Задание № 4. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 146
Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении 149
2) Основные функции знаков препинания: 155
разделительную 156
выделительную 156
эмоционально-экспрессивную 156
смыслоразличительную. 156
точка, 156
вопросительный знак 156
восклицательный знак, 156
запятая, 156
точка с запятой, 156
многоточие, 156
двоеточие, 156
тире. 156
запятые 159
тире 159
скобки 159
кавычки 159
4)Кавычки 159
восклицательный знак 160
вопросительный знак 160
тире 160
двоеточие 160
многоточие 160
кавычки 160
6)Кавычки 160
Сочинение на лингвистическую тему № 1 Зачем нужны запятые? 162
Сочинение на лингвистическую тему № 2 Зачем нужны знаки конца предложения? 162
Сочинение на лингвистическую тему № 3 На письме без тире обойтись невозможно 163
Сочинение на лингвистическую тему № 4 На письме без многоточия обойтись невозможно 163
Пояснения и комментарии к критериям оценивания сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1): 167
1)Критерий С1К1 «Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос» 167
2)Критерий С1К2 «Наличие примеров-аргументов в работе» 167
Количество примеров не из прочитанного текста не может служить причиной повышения оценки по критерию С1К2. 167
Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать. 168
3)Критерий С1КЗ «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей» 168
Следует обратить внимание на то, что оценка по этому критерию также снижается на 1 балл, если в сочинении присутствуют обе ошибки: 1 логическая ошибка и 1 нарушение абзацного членения текста. 168
4) Критерий С1К4 «Композиционная стройность работы» 168
ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ, СВЯЗАННУЮ С АНАЛИЗОМ ТЕКСТА 169
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом исходного текста: 169
Образец сочинения-рассуждения по интерпретации исходного текста: 170
Сочинение-интерпретация финала текста. 170
Понять уровень требований, которым должна отвечать творческая работа в задании С2.2, поможет знакомство с критериями оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста: 171
Пояснения и комментарии к критериям оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста (задание С2.1): 172
1)Критерий С2К1 «Понимание смысла фрагмента текста» 172
2)Критерий С2К2 «Наличие примеров-аргументов» 172
3)Критерий С2КЗ «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения» 173
4)Критерий С2К4 «Композиционная стройность» 173
Критерии грамотности и фактической точности речи 173
3. Ошибки фактические (фоновые) 176
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. 177
РАЗДЕЛ № 7. ТЕСТЫ 177
Инструкция по выполнению работы 177
Часть 1 178
Часть 2 178
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.1-С2.2 178
Часть 2 187
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 187
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 41-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А 7 обведите кружком. 188
1)(9) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. 188
2)(14) В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой. 188
3)(16) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. 188
4)(23) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. 188
1)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. 189
3)Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу. 189
4)Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. 189
Часть 2 191
Прочтите текст и выполните задания Л1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 191
Часть 2 196
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.1-С2.2 196
Часть 2 206
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 206
Часть 2 210
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 210
Часть 2 191
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 191
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 208
Инструкция по выполнению работы 177
Часть 1 178
Часть 2 178
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.1-С2.2 178
Часть 2 187
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 187
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 41-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А 7 обведите кружком. 188
1)(9) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. 188
2)(14) В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой. 188
3)(16) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. 188
4)(23) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. 188
1)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. 189
3)Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу. 189
4)Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. 189
Часть 2 191
Прочтите текст и выполните задания Л1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 191
Часть 2 196
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.1-С2.2 196
Часть 2 206
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 206
Часть 2 210
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 210
Часть 2 191
Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-С2.2 191
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 208
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
-
Ступайте,(6) дети. Я очень устала. Ответ: .
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой. Ответ: .
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
-
Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Ответ: .
В8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: .
В9. Среди предложений 44-53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ:
Проверка заданий А1-А7; В1-В9
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы (А1-А7; В1-В9) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий части 2 работы, -16 баллов.
За выполнение каждого из заданий А1-А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.
Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.
Таблица 3
Ответы на задания второй части А и В
№ задания | Правильный ответ |
А1 | 3 |
А2 | 1 |
A3 | 2 |
А4 | 4 |
А5 | 3 |
А6 | 1 |
А7 | 4 |
В1 | пошептались <или> пошептали |
В2 | шкатулка из дерева |
ВЗ | создают |
В4 | 27 |
В5 | 1,2 <или> 2,1 |
В6 | 3 |
В7 | 2,3,5 <или любая другая последовательность этих цифр> |
В8 | 4 |
В9 | 53 |
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проверка задания С2.1
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) оценивается по следующим критериям.
Таблица 4
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет. | 1 |