Файл: Слайд 1 Мастеркласс Организация проектной деятельности учащихся в школе в условиях реализации фгос Учитель математики маоу сош 29 г. Липецка Университетская.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1
Мастер-класс «Организация проектной деятельности учащихся в школе в условиях реализации ФГОС»
Учитель математики МАОУ СОШ №29
г. Липецка «Университетская»
Н.Ю. Сербинова
Слайд 2
Нет оружия более острого, чем знание,
основанное на трудовых процессах.
М. Горький
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
слайд 3
В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения уже в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя.
Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:
1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14.Увеличениечисленности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Таким образом, можно охарактеризовать современных детей как «поколение в памперсах», «поколение невнимательных».
Слайд 4
Именно поэтому основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты); инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
Исходя из требований ФГОС, развивающая, обучающая и воспитательная система осуществляется за счет комплексного взаимодействия пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, общекультурного, социального. И через все эти направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, прочитав эти слова:
Слайд 5
П– проблема
Р – развитие
О – опыт
Е – единство
К – креативность
Т - творчество
Это проект .Сегодня мы и поговорим о проектной деятельности учителя и учащихся.
Вы многое знаете о проектной деятельности
, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо, для чего это ?и т.д.
Так что же такое проект? Из чего он состоит?
Слайд 6
ПРОЕКТ- слово иноязычное, происходит от латинского (projectus) « брошенный вперед».
Вообще «проект» имеет несколько определений, как и любое другое слово в Википедии. Например, по стандарту Института Управления Проектами (PMI), проект — это временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов. Ключевое слово «временно», т.е. у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы не взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
Признаки проекта
-
Есть конкретная дата начала. -
Есть конкретная дата конца или конечный результат. Вы можете отметить на календаре день запуска нового курса или представить в качестве конечного результата готовый продукт. -
Результат проекта уникален. В этом состоит главное отличие проекта от процесса или регулярной деятельности. «Уникальный» не значит абсолютно новый для всех. Он может быть уникальным для организатора или команды. -
Ресурсы ограничены. Ресурсы для проекта ограничены всегда: ваше время, деньги, оборудование и т.д
Слайд 7
Если объяснить более доступным языком, проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Алгоритм проекта состоит из 5 - П
-
Проблема. -
Поиск информации. -
Планирование. -
Продукт. -
Презентация.
Некоторые педагоги добавляют 6- оеП
-
Портфолио (папка с рабочими материалами проекта)
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Слайд 8
Недавно прочитала один математический фокус, чтобы освоить метод проектов я предлагаю его вам:
-
Загадайте число. -
Прибавьте столько же. -
Прибавьте 10. -
Разделите на два. -
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Вы уже поняли, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности.
Слайд 9
История возникновения
Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.
Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта: проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность; участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности; каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы. В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной». В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.
Слайд 10
Сегодня метод проектов– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Я расскажу как организована проектная деятельность у нас в школе.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:
Слайд 11
-
Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения; -
карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования; -
инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки; -
дневник работы над проектом; -
план консультаций с преподавателем или тьютором.
Слайд 12
Реализации проекта предшествует серьезная подготовительная работа:
-
паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации; -
программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными; -
средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.
слайд 13
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Слайд 14
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.