Файл: Слайд 1 Мастеркласс Организация проектной деятельности учащихся в школе в условиях реализации фгос Учитель математики маоу сош 29 г. Липецка Университетская.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Возможные типы работ и формы их представления


Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-

Ориентирован-ный, социальный

Решение

практических задач

анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, буклет, журнал, действующая фирма, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка

Костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчеты о проведенных исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия

Исследователь-ский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Информацион-ный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекты


Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

  • естественно-научные исследования;

  • исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);

  • экономические исследования;

  • социальные исследования;

  • научно-технические исследования.

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.


Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная


Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта



Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. В учебном процессе структура урока строится в том же порядке – постановка проблемы, определение цели и т.д. Интерактивные приёмы способствуют формированию определённых умений.


Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность? (из опыта работы)

Я работаю в старших классах. Предпочитаю исследовательские проекты. Думаю. Что минипроекты,рассчитанные на урок – задача невыполнимая. На уроке можно отрабатывать элементы проектной деятельности. Например, статистическая обработка собранных данных, расчет эффективности, целесообразность выбранного исследования. Самое сложное в проекте – подойти к исследованию, потому что не всегда на этапе планирования можно определиться с характером исследования. А создание такого проекта – внеурочная деятельность.

Слайд 15
Исследовательский проект.

Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:

  • обоснование актуальности взятой для исследования темы,

  • формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,

  • обозначение задач исследования,

  • определение методов исследования, источников информации,

  • выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,

  • обсуждение полученных результатов,

  • формулирование выводов, оформление результатов исследования,

  • обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.

При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Исследовательские проекты зачастую межпредметного содержания.


Слайд 16

Алгоритм технологии

Постановка учебной задачи

1. Подготовительный этап (мотивация)

Учебные действия

2. Информационный (планирование)

3. Деятельностный

а) сбор материала

б) проведение исследования

в) обработка результатов

г) оформление результатов

4. Презентационный (презентация проектов)

Самоконтроль и самооценка

  1. Рефлексивный (оценка процесса и результата)

Слайд 17

Примеры проектов:

  1. Исследовательская работа по теме: «Геометрия кисти Леонардо»

  2. Математика в экономике. Потребительские кредиты в современном обществе.

  3. Сложные проценты в реальной жизни.

  4. Влияние интенсивности рекламы на выбор человеком продукции.

  5. Методы решения логических задач.

  6. Практические применения матричной алгебры.

  7. Магические квадраты в современном мире.



Литература

  1. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
    ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
    (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644)

  2. Статья «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Инфоурок.

  3. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов. Кустова Светлана Алексеевна, преподаватель экономики.

4. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
5. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
6. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.