Файл: Рассказ до конца. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80
- Молодцы! Сделайте вывод: Нужно быть… (ответы детей). Нужно всегда людям говорить только хорошее, тогда и сам будешь хорошим. Недостатки есть у каждого, но с ними нужно бороться, стараться их исправлять, а для этого мы должны говорить только хорошее. Предлагаю вам прослушать рассказ
Валентины Осеевой «Плохо»
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он
широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два
мальчика и ждали, что будет…(дальше).
- Ребята, давайте попробуем представить себе, что может произойти.
Закончите рассказ. (приводят свои примеры).
- Что можно сказать о мальчиках? А у вас такое было?
- Давайте дослушаем рассказ до конца.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она
отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.»
- Что сказала женщина? А как она ответила? (Гневно-это как?) Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Почему удивились мальчики?
- Правильно поступили мальчики? (нет, бездействие, не оказали помощь, не защитили котенка)
- А, почему этот поступок неправильный? Запишите чувства, которые вы испытывали. (тревога, страх, сопереживание)
- Согласны вы с женщиной? (да, ребята не отогнали собаку) Почему? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Быть внимательным, проявлять сочувствие
-сопереживать) Прочтите, что написали.

81
- Молодцы! Давайте рассмотрим рассказ Валентины Осеевой «На катке»
- Прочтите рассказ. О чем говорится в тексте? Почему он так называется?
Почему мальчик бросил девочку? Правильно он поступил? Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? А как бы вы поступили в такой ситуации? Опишите свои эмоции и чувства, (На работу 3 мин.) Проверяем.
Молодцы! Дайте словесную характеристику мальчику. Чему учит этот рассказ? Можно так поступать?
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро творить трудней!
8. Рефлексия:
- Как слово может действовать на поведение человека?
- Что вы предполагали в начале урока?
- Что нового узнали? Что было сложным сегодня для вас? Поднимите смайлики.
9. Итог:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему учились?
- С какими произведениями познакомились?
- Назовите автора.
- Какой вывод вы можете теперь сделать? Нужно быть смелым, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, милосердным. Ведь, ребята, творить добро- это так здорово!


82
Приложение 5
Тема: «Через книгу – к добру и свету»
Цель: формирование у детей правильного отношения к окружающим людям на материалах литературных произведений В.А. Осеевой
Задачи: обучающие: обогащение сознания учащихся знаниями о правилах поведения, нравственности, этикета; развивающие: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение; воспитывающие: воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других.
Оборудование: книги В.А. Осеевой, автобус, мяч, карточки с вопросами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята!
-Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (заслушать ответы)
- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера, мы с вами об этом говорили на прошлом уроке. В каждом человеке есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше. Посмотрите.
2. Сообщение темы и задач урока
- На доске зашифрованы слова, расшифруйте его. Назовите.
( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О)
- Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам книги
Валентины Осеевой. Поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости, то есть о тех человеческих качествах, которые помогают Людям обрести друзей,

83 найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. Итак, ребята наше путешествие начинается. Поехали.
3. Работа по теме урока
- Первая наша остановка. Рассказ «Хорошее»
Итак, в классе три человека прочитали этот рассказ (сформируйтесь в группы) проведём обсуждение. Скажите мне ребята,
- Что же хорошего в этом рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)
- А что было не очень хорошим в рассказе? (поступки мальчика)
- О каких делах мечтал Юра? (о хороших)
- А как поступал на самом деле? (ничего не сделал)
- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
(нет), (да)
- Мог ли Юра стать хорошим другом? Почему?
- Что бы вы посоветовали Юре? Давайте напишем письмо Юре. Объясните ему в письме почему он был неправ. Прочтите. (читает, каждая группа по очереди).
Молодцы! Поедем дальше. И следующая остановка
Рассказ «До первого дождя» чтение рассказа.
- Слышали ли вы такое выражение: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Что оно означает? А означает оно то, что пока всё солнечно – всё хорошо, друзья–подружки не разлей вода; но стоит только измениться обстоятельствам, усложниться, как дружба даёт трещину. А ведь друг – он всегда друг, и когда всё хорошо, и когда не очень.
- Какими были отношения между девочками в самом начале рассказа?
- Как изменились отношения между Таней и Машей после дождя?
- Почему?
- Как вы думаете, поняла ли Маша свою ошибку?
- Почему автор так назвал свой рассказ?


84
- Смогут ли девочки дружить дальше?
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как Маша?
- Почему?
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто из детей понравился больше?
- Чему учит рассказ? (Учит дорожить дружбой с детства
.)
- Молодцы! Откройте в конце тетради свои словарики чувств и настроения героя и запишите, какая была Маша по характеру, какие чувства могла испытать Таня, когда ее подруга не поделилась с ней плащем.
- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя». Почему покраснели Маша и Таня?
- А теперь посмотри вам даны пословицы:
- Какая пословица подходит к нашему рассказу:
Друзья познаются в беде.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Дружба во всех делах помощница.
Молодцы!

Поехали дальше. Следующая остановка: Рассказ «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе», — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…

85
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
- Можно ли назвать Мусю внимательной? Отзывчивой?
- Ребята, были у вас такие ситуации? Как бы вы поступили? Какие чувства испытывала Валя? Попробуйте составить небольшой текст. Какие чувства у вас вызывал этот рассказ? Как вы относитесь к Мусе? Как вы бы поступили на ее месте? (поработайте самостоятельно) Каждая группа читает свой текст.
Задайте вопросы по тексту, если есть.
4. Физкультминутка
- Вы славно потрудились. Пора отдохнуть и подкрепиться. Игра «Встаньте в круг» Ваша задача ходить по кругу и по моему сигналу успеть забежать в круг, сказав доброе слово.


86
Вторая игра. «Кто это». Нужно выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечислив его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например : «Это девочка, Она красива, обаятельна, весела, подруга Лии и Насти. У нее длинные, темные волосы, она носит синее платье» Нужно с выбранным партнером донести мяч до конца кабинета прижав ладонями.
- Ну вот мы с вами почти приехали, это предпоследняя наша остановка, а называется она, составь портрет моего дорогого человека.
5. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Кому было сложно работать с текстами?
- Чему учат рассказы В. А. Осеевой?
6. Итог
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Действительно ли важно чтобы человек обладал добротой, чуткостью, умел дружить?

87
Приложение 6
Тема: «Добрые дела живут века»
Цель: Воспитывать внимательное отношение, уважительное отношение к старшим; прививать культуру поведения в семье: учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки; развивать воображение, повторить правила вежливости, развивать стремление быть вежливым к окружающим людям
Оборудование: карточки с вопросами, Карлсон.
Ход урока
1. Организационный момент
Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок. Его листья повисли.
Грустит он, о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
О чём же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!..
И ты обернулся ретивым конём –

88
Галопом сестрёнка помчалась на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь весёлое чудо –
Пол засверкал, просияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это – как в сказке!.. Волшебник ты мой!
- Как мальчику удалось стать волшебником?
- О чем говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
2. Сообщение темы, задач урока.
- Сегодня мы поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости.
– Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? Что это значит?
(Здороваться со старшими, уступить место, помочь в чем – либо)
- Вы знаете, что человек –невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например, слова
«спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит не правильно.
- Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече:
«Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,
А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел…Пока! Всего»
- Ребята как вы назовете такого человека? (невежа)


89
- А вы сами всегда вежливы?
3. Работа по теме
- И сегодня к нам в гости пришел Карлсон. А кто такой Карлсон?
- Да, он живет на крыше и ходит по домам. Он знает много историй, потому что наблюдал за многими людьми. Одни поступки людей ему нравятся, а другие нет. Карлсон записал некоторые события из жизни людей. Сегодня он
Вам принес истории со знаком вопроса. Прочитаем их и постараемся ответить на все вопросы. (на доске вывешены вопросы, дети снимают любую карточку и зачитывает вопрос).
Итак, история первая.
Однажды я увидел один случай. Это было в квартире. Данный случай меня огорчил. Послушайте и вы эту историю, и объясните почему я огорчился
(чтение рассказа В.А. Осеевой Печенье)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел

90 последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
- А теперь составьте небольшой текст, в котором опишите, какие чувства вы испытывали, когда читали произведение. (работают самостоятельно)
- Все герои вам понравились? Почему?
- Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?
- (Потому, что Миша и Вова жадные, эгоистичные, они невнимательно отнеслись к бабушке и маме.)
- Кто считает, что Вова и Миша поступили неправильно? Дадим им характеристику. Какой Вова? Что скажем о Мише?
- Получается, что оба мальчика поступили неправильно, поступки их отрицательные. Кто из вас поступает так же, как Вова и Миша? Как поступили бы вы? Чему нас учит это произведение? Изменилось ли ваше отношение к мальчикам. (на доске: «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К БЛИЗКИМ»)
История вторая.
- А вот какой разговор произошел между бабушкой и внучкой (Читаем рассказ
В. Осеевой «Пуговица»)
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
- А теперь так же, составьте небольшой текст, раскрывающий, какие чувства у вас вызвал этот маленький рассказ.
- Наверняка многие из вас сталкивались с подобной ситуацией. Как вы думаете, какие чувства испытывала Таня?
- А какие чувства вы испытывали, попадая в похожую ситуацию?