Файл: Рассказ до конца. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91
- Почему бабушка заставила Таню пришивать пуговицу?
На доске надпись: «Учись приводить в порядок свою одежду».
- Ребята, ваши мамы и бабушки, а также папы и дедушки любят, когда вы их радуете? А как часто вы их радуете? Вспомните, пожалуйста, кого и как вы порадовали совсем недавно. Поделитесь с нами. (рассказывают о своей помощи близким.)
4. Физминутка
- А вот если вам тяжело, приболели, как поступает мама?
(Она лечит, заботится, кормит чем-то вкусным, переживает.)
- А если мама заболела, то как вы поступаете? (ответы, рассуждения детей)
- Следующее произведение замечательной писательницы Осеевой показывает, что внимательными надо быть не только к родным и близким, но и к незнакомым людям, им тоже может понадобится ваша помощь.
Третья история. Чтение произведения В.А. Осеевой «Просто старушка».
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет, - ответил мальчик.
Мама? - удивилась подружка.
Нет!
Ну, тётя? Или знакомая?
Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!
У: - Каким вы представляете себе мальчика из рассказа?
Правильно ли он поступил?

92
Почему он помог старушке?
Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал?
Можно ли назвать мальчика внимательным?
Расскажите о девочке?
Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку?
Почему девочка задавала такие вопросы?
Почему девочка больше ни о чём не спросила?
О чём она думала? Какие чувства родились в её душе?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А.
Осеевой? (О доброте, о заботе о пожилых людях)
- Давайте запишем характеристику этого мальчика в словарик чувств и настроений героя.
- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- А вы когда-нибудь совершали подобные поступки?
(Дети проигрывают разные варианты ситуации.)
- Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит - получает жетон.
5. Викторина
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?
(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?


93
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На
«вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа.)
Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?
Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями
«Самый вежливый».
- Ребята вам было дано задание прочитать замечательное произведение В.А.
Осеевой «Бабка». Сейчас мы с вами его обсудим.
- Как бабушка относилась ко всем в доме?
- Что она делала для отца Бори?
- Что она делала по хозяйству?
- Что она делала для Бори?
- Какой же была бабушка?
- А таким ли лишним человеком была бабка в семье?

94
- Обижалась ли на них бабка?
- Всегда ли Борька был грубым с бабкой?
- Чему она учила Борю?
- В какой момент бабка становилась для Борьки «своим человеком»?
- Какую цель ставил перед собой автор этого рассказа, когда писал его?
Что вы взяли для себя из этого произведения?
- Как же к ней относился Боря?
- Чему научил товарищ Борьку?
- Как вы заметили, плохо ли, хорошо ли, но Борька чаще общался с бабкой? -
- Почему же она относилась к нему с большой заботой?
На доске появляется надпись: «Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать».
- А сейчас мы с вами приступим к заполнению словарика чувств и настроений литературного героя, откройте тетрадь.
Дети заполняют. Потом чтение по желанию.
- У вас на парте лежат листы бумаги и ручка. Я предлагаю вам написать письмо либо Борьке, либо его родителям. А потом мы прочитаем по выбору ваши письма и обсудим их.
6. Рефлексия
Пословицы
Молодой работает, старый ум дает.
Не смейся над старым: и сам будешь стар.
Праздная молодость - беспутная старость.
Ребенку дорог пряник, а старцу - покой.
Без старых не проживешь.
За старой головой - как за каменной стеной.
Молодость - пташкой, старость - черепашкой.
Не стучи: сидит дед на печи.
Учат добру не дураки, а старики.


95
- Что для вас было самым сложным?
- Что нового узнали?
- Что было интересным?
Подведение итогов:
- Над какой темой работали?
- Чему учились?
- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых