Файл: Формы реализации права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данная форма реализации права присутствует в большинстве отраслях права, например, в таком как конституционное, гражданское, семейное, административное, финансовое, трудовое и другие.

Использование (осуществление) прав выражается в реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права.

Особенность такой формы реализации права, как использование заключается и в том, что субъективное право может быть осуществлено:

а) путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению художник передает написанную им картину в музей или отчуждает ее в пользу другого лица);

б) юридических действий передача вещи в залог, дарение, продажа, путем предъявления требования к обязанному лицу вернуть принадлежащую вещь;

в) посредством притязания обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (если должник не возвращает кредитору долг добровольно по условиям договора).

Использования права характеризуется такими чертами, как:

- добровольность, так как ни кто не вправе заставить субъекта использовать то или иное свое право;

- не требуется разрешения компетентных органов для осуществления данных прав достаточно разрешения только закона.

Использование юридических норм имеет место во всех элементах (компонентах) механизма реализации права.

Использование права наиболее отчетливо проявляет себя в составе первого и третьего элементов процесса реализации норм права - самоурегулирования участниками правореализации собственного поведения и целостного участка правомерного поведения субъектов индивидуально-регламентированных общественных отношений.

На стадии индивидуально-правового регулирования имеет место реализация правовых норм, осуществляемая в форме использования в тех случаях, когда специальным органом реализуются компетенционные и процессуальные юридические нормы.

Использование как форма непосредственной реализации права может быть правильно воспринято лишь в том случае, если будет пониматься в качестве процесса осуществления всей совокупности правовых возможностей (дозволений), предоставленных субъектам юридическими нормами.

Особой формой реализации права является применение норм права.






ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
3.1. Понятие применения права
Применение права, является особой формой реализации права, так как осуществляется только компетентными органами государственной власти.

К определению применения права имеются различные подходы.

Так, по мнению С.А. Ивановой, применение права - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм.

Ряд ученых юристов сводят применение права к следующему определению, применение права это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.

Многие авторы исключают применение права как одну из форм реализации права. К таким сторонникам относится С.С. Алексеев, который называет применение права особым случаем действия права.

В.Д.Перевалов также определяет применение права как особую форму реализации права. При этом реализация права, по мнению исследователя, наступает в результате исполнения правоприменительного решения.

Данную точку зрения поддерживает также В.Н. Хропанюк.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение права это особый способ реализации права, существующий с иными способами осуществления юридических норм. Это властная деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом. Это важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.

Применение права - осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. Это случаи:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);



б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции.

Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других, является, во-первых, то, что правоприменительная деятельность осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами.

Во-вторых, правоприменение это один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственновластный характер.

В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном законом порядке.

В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности).

В-пятых, результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания).

В-шестых, правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности.

В-седьмых, правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия (прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную, обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или предотвращения нарушений правовых норм.

Данная форма реализации права имеет место только в определенных случаях, таких когда:

1) предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для того, чтобы данные права и обязанности были реализованы необходимо в каждом конкретном случае издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, для поступления в высшее учебное заведение необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении);

2) имеются определенные препятствия для использования субъективных прав гражданами или организациями (например, гражданин приобрел дом, а третьи лица препятствуют для реализации права владения приобретенным домом, а административный орган или суд принимает решение, которое направляется на восстановление нарушенного права владельца дома);


3) юридические обязанности не исполняются добровольно (например, когда по договору поставки одна организация, должна поставить другой организации товар, но не исполнила данного обязательства. В этом случае административный орган или арбитражный суд в принудительном порядке обеспечивает выполнение организацией взятого на себя обязательства);

4) совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность необходимо определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение (например, военнослужащим совершено дисциплинарный проступок и меру взыскания определяет командир данного военного подразделения. В случае совершения уголовного преступления меру наказания устанавливает только суд);

5) правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти (например, при составлении завещание необходимо его нотариальное удостоверение);

6) возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами. Так, расторжение брака может производить как суд, так и органы записи актов гражданского состояния;

7) требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, установление отцовства, признание лица без вести отсутствующим или умершим).

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Главной целью правоприменительной деятельности является содействие в реализации субъектами права их прав и обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

3.2. Субъекты применения права
Применение права не может быть связано исключительно с использованием мер государственного принуждения к правонарушителям, напротив, в большинстве случаев применение юридических норм является основанием возникновения, изменения и прекращения конкретных регулируемых правоотношений.


Являясь формой государственной деятельности, применение правовых норм осуществляется компетентными органами, которые выступают только от имени государства и по его уполномочию.

Из вышесказанного понятно, что субъектами применения права выступают властные государственные органы, действующие в рамках их компетенции.

В соответствии с содержанием правоприменительной деятельности субъекты применения права характеризуются следующими признаками.

Субъектами применения права могут быть только организации. Отдельные граждане не применяют юридических норм.

Далее, правоприменительную деятельность осуществляют только те организации, которые наделены государственно-властными полномочиями. Иными словами, применять право могут лишь организации, выполняющие властные функции государственного руководства. Организации, выступающие в качестве субъектов оперативно-хозяйственной и социально-культурной деятельности, не применяют юридические нормы.

Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компетентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией. Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело.

Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприменяющими) органами.

Ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:

Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судебные органы, рассматривая конкретное дело, создают условия для реализации прав и обязанностей, а при вынесении решения по делу, судья применяет нормы права.

Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами.

Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты.