Файл: Практических заданий по дисциплине возрастная психология и психология развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ




Группа ММ20П175
Студент
И.В. Ножкин


МОСКВА 2022
ПРАКТИЧЕСКО ЗАДАНИЕ 1
Задание 1.

А – 3

Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности.

Б- 5

Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно.

В-4

Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом

Г-1

Сензитивный период -период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции.

Задание 6

В каком отечественном подходе к изучению движущих сил развития психики ведущая роль отводится творческой активности личности, а развитие инициируется самой личностью и ее творческой активностью, а не средой и деятельностью и не детерминируется только паттернами взаимодействия со средой
Ответ:

Подход к проблеме психического развития в бихевиоризме.


В бихевиоризме развитие психики определяет главным образом среда.

Поведение, в основе которого лежит образование новых связей между стимулами и реакциями, формируется в процессе жизни ре­бенка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адек­ватных реакциях на них, которую поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. То есть адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка.


Психическое развитие, таким образом, отождествляется с науче­нием, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не толь­ко специально формируемых, но и возникающих стихийно. Исследования развития психики в этой школе сво­дятся к изучению формирования поведения, связей между стимула­ми  и возникающими на их основе реакциями.

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы приходили к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, условий, т. е. от стимулов, поставляемых средой.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимость создания функцио­нальной периодизации, которая бы позволила вывести этапы на­учения, формирования определенного навыка.

главным механизмом развития в этой школе является интериоризация, благодаря ко­торой и формируется содержание психической жизни.

Предмет – поведение. Метод – эксперимент.

Скиннер – закон оперантного обучения, методы коррекции поведения.

Уотсон – изуч поведения.

Торндайк – законы научения, метод обучения путем проб и ошибок.

Подход к проблеме психического развития в гештальтпсихологии.


С точки зрения гештальтпсихологии процесс психического разви­тия - это рост и дифференциация гештальтов. Гешталыпы- целос­тные фигуры, составляющие содержание психики. Процесс их изме­нения, трансформации определяет и характер понимания внешне­го мира, и поведения в нем. Так как определяет и направляет этот процесс формирования и трансформации гештальтов восприятиеокружающего мира, то именно восприятие и является ведущей пси­хической функцией психического развития в целом.

По мнению гештальтпсихологов, психическое развитие делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обу­чение. Один из основоположников гештальтпсихологии, К.Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе разви­тия обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллю­зию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как про­цесс созревания не ускоряет обучение. Доказательства правильнос­ти этого подхода к развитию психики гештальтпсихологи искали в исследовании как формирования познавательных процессов (вос­приятия, мышления), так и развития личности ребенка (К.Левин).



Метод – эксперимент.

Коффка – законы развития гештальтов. Геймер – свойства восприятия. Левин занимался личностью.

ПРАКТИЧЕСКО ЗАДАНИЕ 2
Задание 2.

Опишите достоинства и недостатки концепции развития личности А. Маслоу. Согласны ли Вы, что только 1% людей в обществе достигает вершин самореализации? Обоснуйте свой ответ.
Достоинство:

Позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике.

Смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой.

Широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков. Например, во время тяжелого экономического кризиса акцент смещается на потребности нижних ступеней пирамиды.

Помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов. Компании, которые поймут, какие потребности будут актуальны для людей через несколько лет, могут стать лидерами отрасли,

В той или иной степени теория потребностей Маслоу повлияла на все сферы человеческой деятельности, затронула образование, бизнес-процессы, различные формы групповой терапевтической практики, которая используется для снятия стресса.
Недостатки:

Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.

Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.

Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.

Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.

Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.


Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.

Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).

Согласны ли Вы, что только 1% людей в обществе достигает вершин самореализации -согласна
Самореализация личности – особенности процессы, проблемы, факторы успеха

По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.

Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.

Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире. Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:

проживание в неблагоприятной географической зоне;

физические ограничения – плохое зрение или слух.

Задание 6.

Опишите основные способы профилактики возрастных кризисов в среднем возрасте и основные рекомендации родителям по сглаживанию возрастных кризисов у детей в 3- летнем, 7-летнем, 13- летнем и 17-летнем возрасте.

Существует 4 основных аспекта возраста:

1.      Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента;


2.      Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемые состоянием нервной системы (определяется врачом);

3.      Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека);

4.      Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).

В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.
Выделяют следующие возрастные периоды:

1.      Младенчество (0 – 1 год)

2.      Ранний возраст (1 – 3 года)

3.      Дошкольное детство (3 – 6 лет)

4.      Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

5.      Подростковый возраст (11 – 15 лет)

6.      Юность (15 – 23 года)

Кризис 7 лет.

Связан с началом обучения в школе.

Протест – внутренняя обязанность учиться против желания оставаться ребенком: отказ идти на уроки, выполнять требования родителей и педагогов.

Проявление – демонстративность, манерничание, кривляния, открытое выражение недовольства, упрямость.

Новообразование – произвольность, осознание собственных переживаний, формирование новой социальной роли – позиции школьника.

Что делать?

НУЖНО

1.      Требования и приказы заменить просьбами.

2.      Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.

3.      Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.

4.      Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.

5.      Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).

6.      Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.

7.      Вместе с ним соблюдать режим дня.

8.      Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.

9.      Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.

10 «НЕЛЬЗЯ»

1.      Не повышать голос.