Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66
Критерий определяется по формуле:
, где Р — фактические (эмпирические) данные, Р
1
—«ожидаемые» (теоретические) данные, вычисленные на основании нулевой гипотезы, ∑ — знак суммы.
Определение критерия основано на расчете разницы между фактическими и
«ожидаемыми» данными. Чем больше эта разность (Р – Р
1
), тем с большей веро‐
ятностью можно утверждать, что существуют различия в распределении сравни‐
ваемых выборочных совокупностей, и наоборот, чем меньше разность, тем меньше шансов на то, что сравниваемые выборочные совокупности различны между собой.
Анализ качественных данных. Несмотря на то, что результаты качественно‐
го анализа вполне доступны для понимания, иногда трудно бывает постичь сам процесс анализа, особенно из‐за отсутствия жестко установленных правил. Об‐
щая цель качественного и количественного анализа — «систематизировать, структурировать данные и выяснить их значение (Loiselle et al., 2004). Однако ка‐
чественный анализ требует больших усилий от исследователя, которому нужно не один раз прочитать и перечитать записи данных, подумать над прочитанным и провести сравнение данных на основе логики и здравого смысла (Neuman, 2000).
Качественные данные получают в виде текста, написанных слов, фраз или символов, описывающих или представляющих людей, действия или события. За исключением редких исследований, посвященных контент‐анализу, авторы каче‐
ственных исследований практически не используют статистический анализ.
Анализ качественных данных чаще представляет собой активный и интерак‐
тивный процесс, в котором используются следующие виды мыслительных про‐
цессов:
 понимание — автор качественного исследования пытается понять смысл полу‐
ченных данных;
 синтез — исследователь тщательно изучает данные и старается сложить от‐
дельные факты в единое целое;
 построение теории — предполагает систематическую классификацию данных.
Исследователь разрабатывает альтернативные толкования изучаемого фено‐
мена с тем, чтобы установить их соответствие полученным данным;
 согласование с новым контекстом — теория развивается дальше, и исследуют‐
ся возможности ее применения к другим условиям или группам.
В области качественных исследований систематизация данных имеет место лишь после их анализа. Полученные данные должны быть хотя бы частично про‐
анализированы прежде, чем они будут отнесены к различным категориям. Тем не менее, допускается углубленный анализ данных после их систематизации. По‐
этому процессы систематизации и анализа качественных данных тесно взаимо‐
связаны между собой.


67
Для облегчения процесса качественного анализа используются отдельные приемы, которые помогают систематизировать и обработать большое количе‐
ство описательных данных. Действия по обработке данных направлены на их подготовку для последующего анализа. Обработка данных может осуществляться как вручную, так и с помощью компьютера.
Одним из методов систематизации качественных данных является разработ‐
ка системы категорий с последующим кодированием данных в соответствии с их категорией.
Процесс кодирования данных включает две одновременные операции: ме‐
ханическое сокращение количества данных и аналитическую классификацию данных по темам. По мнению (Neuman, 2000), кодирование данных — это тяже‐
лый труд по сокращению огромной массы сырых данных и превращение ее в не‐
большие блоки, пригодные для обработки. Кодирование позволяет исследовате‐
лю найти и извлечь нужную часть данных из этой массы. У исследователя могут возникнуть трудности при выборе наиболее подходящего кода, или он может не до конца понять глубинный смысл некоторых аспектов полученных данных.
Использование аналитических методов позволяет проводить обработку подученных данных по следующим этапам (Loiselle et al., 2004):
 производится поиск тем или повторяющихся закономерностей, темы часто возникают в рамках выбранных категорий данных;
 осуществляется обоснование пригодности тем, т.е. определяется, точно ли они отражают исследуемый феномен;
 используются квазистатистические методы для табулирования частоты, с кото‐
рой определенные темы, связи или догадки находят подтверждение в полу‐
ченных данных. Исследователь пытается свести тематические фрагменты в единое целое.
Анализ данных основного теоретического исследования упрощается при ис‐
пользовании метода постоянного сравнения. Это означает, что исследователь одновременно занимается сбором, кодированием и анализом данных.
Многие авторы качественных исследований полагают, что на завершающий этап анализа данных приходится процесс осмысления, связанный с письменным оформлением данных и написанием разделов научного документа с материала‐
ми для дискуссии.

68
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

ГЛАВА 3.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Публикации результатов исследования
Использование результатов исследования очень ограничено до тех пор, пока они не доведены до сведения других специалистов. Поэтому следующей, не ме‐
нее важной, задачей исследователя является подготовка исследовательского от‐
чета, который будет служить источником информации об исследовании для лю‐
дей, не принимавших в нем участия.
Исследовательская журнальная статья — это отчет по исследованию, в кото‐
ром кратко представлены наиболее важные этапы и аспекты исследования. Ста‐
тья проходит предварительный отбор и подвергается критическому анализу.
Публикация статьи в журнале не означает того, что результаты проведенного ис‐
следования должны приниматься как непререкаемая истина, т.к. достоверность результатов во многом зависит от того, как было проведено исследование.
Исследовательские отчеты, публикуемые в профессиональных журналах, имеют определенный формат представления материала и некоторые стилисти‐
ческие особенности языка в зависимости от конкретной страны. Ниже приводят‐
ся содержание и формат исследовательской журнальной статьи, принятые во многих странах.
Аннотация к статье (абстракт от англ. «abstract» — аннотация) — краткое
(100 ‐ 200 слов) описание исследования, расположенное в самом начале статьи
(если краткое описание исследования помещено в конце статьи, то оно называ‐
ется резюме статьи). В аннотации обычно дается представление вопроса иссле‐
дования, использовавшихся методах, а также результатах исследования. С по‐
мощью аннотации (резюме) можно в кратчайшие сроки получить представление о том, имеет ли тот или иной документ прямое отношение к тематике научной работы или к специфике клинической практики.
Введение знакомит читателя с проблемой исследования и контекстом, в ко‐
тором должна рассматриваться эта проблема и состоит из четырех элементов:
1. Формулировка цели исследования, его вопросов или гипотезы.
2. Обзор литературы по проблеме исследования.
3. Теоретическое обоснование проблемы.
4. Обоснованность актуальности проблемы и необходимости проведения исследования.
Описание использовавшихся методов. Задача этого раздела состоит в том, чтобы донести до читателя, какие действия были предприняты исследователем для решения проблемы или получения ответов на поставленные вопросы и опи‐

сываются:
 исследуемая генеральная совокупность, методика формирования выборочной совокупности, а также число единиц наблюдения и их характеристики;

69
 дизайн исследования, включая методы контроля;
 методы сбора данных и измерения переменных;
 описание процедур и вмешательств, применявшихся и/или изучавшихся в ходе исследования.
В этом разделе исследователь имеет возможность не только описать, что им было сделано, но и обосновать, почему это было сделано так, а не иначе.
Описание результатов исследования. В этом разделе представлены наибо‐
лее значимые и интересные результаты, полученные в ходе исследования.
В качественных исследованиях, в разделе результатов исследования дается описание отдельных тем, которые были получены в результате анализа повест‐
вовательных материалов, вместе с интеграцией полученных данных в теоретиче‐
ский контекст. Исследователь обычно цитирует слова участников исследования для иллюстрации важных моментов.
В количественных исследованиях исследователь начинает с описания глав‐
ных переменных, используя дескриптивные статистические данные, и приводит следующую информацию:
 названия использовавшихся статистических методов, при помощи которых проводилась оценка уровня вероятности полученных результатов;
 рассчитанные значения различных показателей;
 уровни значимости полученных статистических показателей, определяющие валидность полученных результатов.
Если в данном разделе представлены буквально все данные, полученные в ходе количественного исследования, то это принято отождествлять с надлежа‐
щей практикой. Такой подход не позволяет исследователям утаивать те результа‐
ты, которые могут противоречить взятой за основу научной гипотезе, выдвину‐
тым в процессе дискуссии.
Ценным является также предоставление сведений о методике сбора дан‐
ных. Рекомендуется давать информацию о показателях отклика при проведении опросов. Низкий процент ответивших (менее 50%) может негативно сказаться на обобщаемости полученных данных даже тогда, когда выборка была репрезента‐
тивной и достаточно объемной. При изложении сведений такого рода рекомен‐
дуется указывать характеристику популяции, выборки и охваченных респонден‐
тов (с точки зрения их возрастно‐половой структуры, социально‐экономического статуса).
Приветствуется графическое представление полученных результатов, кото‐
рое способствует лучшему восприятию данных и повышению заинтересованно‐
сти читателей к научной документации.
Обсуждение результатов исследования. В разделе обсуждения результатов исследователь делает выводы о полученных в ходе исследования результатах и исследовании в целом. Элементы, входящие в этот раздел, обычно включают:
 интерпретацию полученных результатов;
 обсуждение ограничений исследования;


70
 значение исследования для практической деятельности и дальнейших иссле‐
дований.
Описанные выше этапы более характерны для количественных исследова‐
ний, нежели качественных. Последовательность действий исследователя при вы‐
полнении качественного исследования имеет следующие особенности:
 исследователь собирает данные, беседуя с людьми, которые имеют опыт в изучаемой области, или наблюдая за их поведением;
 анализ и интерпретация данных выполняются в непрерывном режиме;
 процесс анализа данных предполагает группировку информации в логически последовательную систему;
 во время непрерывного процесса анализа и интерпретации данных определя‐
ются соответствующие категории для построения описательной теории изуча‐
емого феномена;
 выбор количества участников исследования определяется собираемыми дан‐
ными.
Внедрение результатов исследования. Заключительным этапом научного исследования является использование результатов исследования в реальных условиях. И хотя в обязанности медицинских сестер‐исследователей не входит разработка плана внедрения результатов исследования, подготовка практиче‐
ских рекомендаций и включение их в исследовательский отчет может значитель‐
но облегчить и повысить эффективность процесса использования результатов ис‐
следования в практической деятельности.
3.2. Стендовый доклад
Результаты научной работы могут быть представлены в виде стендового (по‐
стерного) доклада. В настоящее время в современном мире наблюдается избы‐
ток информации и недостаток времени для ее изучения. Поэтому все чаще на научно‐практических конференциях представляют стендовые доклады, с кото‐
рыми могут ознакомиться все участники конференции и выбрать темы, которые для них наиболее интересны. Стендовые доклады можно разместить в интерне‐
те и получить комментарии по публикуемой вами теме.
Прежде чем приступить к дизайну постера, проведите обзор вашего иссле‐
дования, сформулируйте главное и разбейте на разделы:
 название (используйте короткие заголовки, отражая основную мысль ис‐
следования);
 введение в актуальную проблему;
 цель;
 описание современных методов исследования;
 результаты;
 выводы;

71
 благодарность тем людям, которые помогли вам в проведении исследова‐
ния;
 фамилия, имя, отчество автора, его фотография и контактные данные.
Дизайн постера – творческий процесс, в котором следует придерживаться некоторых принципов.
Текст постера:
 ограничьте объем текста, постарайтесь описать свое исследование в 250 – словах;
 располагайте текст в виде колонок, представляя его в виде блоков по 4‐5 строчек с 35‐45 знаками в строке (более длинные строки сложны для вос‐
приятия);
 оптимальный размер букв заголовка 2,5 см., основной текст 1,0 см;
 не заполняйте все пространство постера текстом;
 ограничьте использование заглавных букв, строчные буквы читаются легче;
 выделяйте важное, используя жирный или наклонный шрифт, не исполь‐
зуйте подчеркивание. Не рекомендуется использование более трех шриф‐
тов в одном постере;
 размещайте информацию на постере так, чтобы человек читая ее, двигался от верхнего левого края к нижнему правому;
 самую важную информацию (например: выводы….) размещайте в левом верхнем углу и в центре.
Иллюстрации:
 используйте простые графики и рисунки;
 все подписи и иллюстрации располагайте горизонтально;
 элементы дизайна, эмблемы и фотография автора лучше поместить в пра‐
вом верхнем углу.
Фон постера:
 для фона применяйте однотонный цвет – он унифицирует постер, не рас‐
полагайте рядом друг с другом красный и зеленый цвет, некоторые люди их не различают;
 лучше всего подходят светлые пастельные тона (использование слишком большого количества цвета рассеивает внимание);
 используйте стрелки, тени для выделения важного в небольшом количе‐
стве;
 на темном фоне используйте светлый шрифт и, наоборот, на светлом фоне
– темный шрифт;
 не изготавливайте черно ‐ белых постеров.