Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 назначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервь‐
юер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последователь‐
ности.
Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по по‐
воду конкретной ситуации, явления, его последствий или причин возникновения.
Респондентов в этом интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предва‐
рительно готовят и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интер‐
вьюера обязателен. Он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить необходимую информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью про‐
водится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана бе‐
седы, определяется только тема интервью.
Изучение документальных источников предполагает изучение информа‐
ции, зафиксированной на каком‐либо носителе: бумаге, видеопленке, в элек‐
тронном виде и др. Существуют различные классификации документов, подле‐
жащих изучению в процессе исследования. По статусу документы делятся на официальные и неофициальные; по форме изложения — письменные, статисти‐
ческие и т.д.
Принципиальное значение для исследователя имеют официальные доку‐
менты, которые составляются и утверждаются государственными или иными ор‐
ганами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказатель‐
ства.
Достаточно часто при проведении социологических исследований (в части изучения документации) пользуются методом контент‐анализа, в ходе которого исследователь вначале определяет корпус материала, предназначенного для анализа, а затем выстраивает систему для отображения особых аспектов изучае‐
мого материала. Исследователь измеряет информацию материала цифрами и представляет ее в виде графиков и таблиц. Данный метод позволяет исследова‐
телю обнаружить свойства, содержащиеся в больших объемах материала, кото‐
рые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Контент‐анализ ис‐
пользуется при пилотных исследованиях, но чаще всего — при проведении опи‐
сательных исследований.
Следует выделить еще одно основание для типологии документов — их це‐
левое назначение. Целевые документы — это документы, подготовленные точ‐
но в соответствии с программой, задачами конкретного исследования. Это запи‐
си наблюдений, ответы на вопросы анкеты и тексты интервью, статистическая информация, полученная в процессе исследования.


57
При выборе методов сбора данных исследователь не должен забывать о следующих моментах:
 оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться за счет снижения качества получаемых данных;
 ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко определен‐
ные познавательные возможности. Поэтому метод не может быть «плохим» или «хорошим», есть методы, отвечающие или не отвечающие требованиям поставленной в исследовании задаче;
 надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и со‐
блюдением правил его применения.
Авторы и качественных, и количественных исследований используют точные систематические методы для сбора данных. Имеющиеся различия в моделях ис‐
следований и типах данных говорят о том, что они по‐разному подходят к про‐
цессу измерений. При количественных исследованиях применяются точные спо‐
собы измерения переменных. В качественных исследованиях используется более широкий диапазон методов измерения, и создаются новые критерии в процессе сбора данных.
Успех проведения любых исследований зависит от наличия подходящего инструмента сбора данных. Выбор такого инструмента представляет трудную за‐
дачу для исследователя. В его распоряжении имеется множество инструментов.
Например, в дополнение к инструментам, разработанным для проведения сест‐
ринских исследований, можно найти подходящие инструменты, используемые в таких областях, как психология, социология, физиология или антропология. Тем не менее, ощущается недостаток инструментов для измерения большинства фе‐
номенов, связанных с сестринским делом. Исследователь должен тщательно изучить имеющие инструменты.
Даже при обнаружении подходящего инструмента, возможно, придется проверить его эффективность в процессе пилотного исследования, чтобы под‐
твердить его достоверность и надежность для предстоящего изучения выборки.
Оценка инструмента исследования требует специальных знаний, но еще больших и самых современных знаний требует разработка нового инструмента.
Независимо от выбранного метода измерения, должны присутствовать до‐
казательства объективности. Это означает, что система измерений должна быть настолько прозрачной, чтобы любой человек, следуя предписанным правилам, мог дать ту же оценку наблюдаемому явлению. Одно из главных достоинств из‐
мерения заключается в том, что оно устраняет значительную часть ни на чем не основанных предположений. Поскольку измерение основано на определенных правилах, информация оказывается объективной: два человека, измеряющие чей‐либо вес и использующие одни и те же весы, скорее всего, получат одинако‐
вые результаты. Качество собранных данных обусловлено инструментом, исполь‐
зованным для их сбора. Поэтому очень важно, чтобы инструменты соответство‐


58 вали требованиям достоверности и надежности. Хорошему инструменту измере‐
ния присущи следующие особенности:
 инструмент должен иметь единообразную совокупность позиций и возможно‐
стей ответа;
 выборка должна быть репрезентативной и тщательно отобранной;
 опросный лист должен содержать объективный, стандартный критерий выбо‐
рочных совокупностей или поведения, который был бы четко определен;
 формулировки должны быть ясными, точными и краткими;
 в одном утверждении должна быть только одна идея;
 следует избегать негативных позиций и двойных отрицаний;
 типы используемых позиций следует ограничить несколькими вариантами;
 позиции не должны служить ключом к другим позициям;
 инструмент должен охватывать широкую область стандартного поведения;
 инструмент должен измерять то, для измерения чего он предназначен.
Данные, полученные с помощью отобранных методов измерения, часто имеют определенный предел погрешности. Выделяют следующие наиболее рас‐
пространенные факторы, которые способствуют появлению ошибок измерения:
 ситуационные помехи: осведомленность людей о присутствии наблюдателя может повлиять на их поведение;
 временные индивидуальные факторы: усталость, голод, тревога и настроение могут повлиять на мотивацию респондентов к сотрудничеству;
 изменения в выборе методов: использование разных методов сбора данных по отношению к разным лицам может повлиять на полученные результаты.
Знание причин появления ошибок измерения может помочь исследователю добиться определенной надежности в процессе сбора данных.
Надежность подразумевает точность и постоянство показателей инструмен‐
та измерения. Надежность предполагает, что одно и то же явление повторяется или происходит вновь при идентичных или очень сходных обстоятельствах. Ис‐
следователь заинтересован в следующих трех аспектах надежности: стабильно‐
сти, внутренней согласованности (данных) и эквивалентности.
Стабильность (устойчивость во времени). Чтобы обеспечить стабильность показателей инструмента измерения производится контрольный замер. При этом исследователь снимает один и тот же показатель с выборки два раза и сравнивает полученные данные. Чтобы измерить степень стабильности инстру‐
мента, исследователь рассчитывает коэффициент надежности. Однако этот тест может иметь следующие ограничения:
 испытуемые иногда помнят позиции теста, который им предлагали в первый раз;
 многие свойства, представляющие интерес (например, отношения, настрое‐
ние, знания), со временем действительно меняются, независимо от стабильно‐
сти инструмента, вследствие чего получаются разные результаты;


59
 повторение вопроса может изменить полученный ранее ответ (эффект практи‐
ки);
 повторение может наскучить испытуемым, и они станут отвечать наугад.
Внутренняя согласованность подразумевает степень, в которой все позиции инструмента измеряют один и тот же важнейший атрибут или переменную.
Например, если инструмент был предназначен для измерения депрессии, все его позиции должны последовательно измерять депрессию. Для оценки внутренней согласованности служат такие методы, как метод анализа половины выборки и др.
Эквивалентность подразумевает степень, в которой два или более наблюда‐
телей, использующих один инструмент, получают одни и те же результаты. О взаимной надежности данных наблюдателей можно говорить тогда, когда два или более наблюдателей достигают согласия относительно полученных ре‐
зультатов.
1.8. Анализ полученных результатов
После сбора данных проводится их обработка, выявляются ошибки заполне‐
ния анкет и опросников, осуществляется кодирование данных, т.е. перевод сло‐
весной информации в категориальную или цифровую. На этом же этапе прово‐
дится оцифровка задокументированных данных для того, чтобы можно было провести компьютерный анализ собранной информации.
Анализ количественных данных. Анализ полученных в количественных ис‐
следованиях данных обычно проводится с использованием определенных стати‐
стических процедур, которые позволяют исследователю сокращать, суммиро‐
вать, систематизировать и передавать цифровые данные, полученные при иссле‐
довании совокупностей и выборок.
Суть измерений состоит в распределении данных по отдельным категориям.
Существует четыре уровня измерений, применимых к данным, а именно: номи‐
нальный, порядковый, интервальный и пропорциональный.
В измерении номинального уровня данные можно отнести к определенной категории только по их названию. При реализации номинального уровня изме‐
рения ни одна из категорий не котируется выше или ниже другой, несмотря на то, что каждая их них имеет свой цифровой код или величину. Например: пол
(мужской, женский), группа крови (0(1)) резус‐положительный, 0(1) резус‐
отрицательный, А (II) резус‐положительный и т.д.).
В измерении порядкового уровня распределение данных по категориям находится в зависимости от их ранжирования, а также названия. Вместе с тем, разница в ранжировании не поддается точному количественному выражению. В данном случае можно использовать для примера классификацию боли как: сла‐


60 бую = 1, умеренную = 2 и сильную = 3. Несмотря на то, что сильная боль превы‐
шает умеренную боль, нельзя сказать с точностью, насколько она больше.
Измерение интервального уровня. Согласно такому подходу существует фиксированный цифровой интервал между всеми точками на измерительной шкале при отсутствии значимой нулевой точки. Коэффициент умственного разви‐
тия (как и многие варианты образовательных и психологических тестов) опреде‐
ляется по интервальной шкале. Лицо с оценкой в 120 баллов имеет более высо‐
кую оценку, чем лицо с оценкой в 110 баллов, которое, в свою очередь, имеет более высокую оценку, чем лицо с оценкой в 100 баллов. Оценка в 110 баллов является равноудаленной от более высокой и более низкой оценки, однако при этом на шкале измерения отсутствует значимый ноль (средний уровень интел‐
лектуального развития соответствует 100 баллам).
Измерение пропорционального уровня относится к наивысшему уровню проведения измерений. Этот уровень измерения аналогичен интервальному, за исключением того, что на шкале измерения имеется значимый ноль. Возраст можно представить как отдельную категорию с помощью измерения пропорцио‐
нального уровня, то есть лицо в возрасте 35 лет в два раза моложе 70‐летнего че‐
ловека. Пропорциональные сопоставления такого рода невозможны в отноше‐
нии интервальных данных.
Отличительные особенности разных уровней измерения имеют большое значение в виду того, что они предопределяют возможный характер статистиче‐
ских испытаний с использованием конкретных данных.
Плотность распределения играет важную роль, поскольку с ее помощью можно определить целесообразность использования методов параметрической или непараметрической статистики в отношении полученных данных. Плотность распределения — это систематический разброс всех значений переменной от самого низкого до самого высокого с указанием того, сколько раз (частота) наблюдалось каждое значение. Плотность распределения может быть представ‐
лена в форме таблицы или графика. Вместе с тем, данные плотности распреде‐
ления можно представить в соответствии с рядом других форматов, важнейшим из которых является кривая плотности распределения. Многие физические пара‐
метры организма человека, как, например, рост, вес, окружность головы и сила сжатия кисти, соответствуют данной характеристике.
Статистика бывает двух основных типов: описательная статистика и статисти‐
ка, лежащая в основе получения выводов.
Описательная статистика используется для характеристики и обобщения со‐
бранных данных. Эта задача главным образом выполняется путем:
 определения процентного соотношения;
 измерения среднего значения распределения (средней величины, медианы и моды распределения);
 измерения дисперсии (широты распределения, интерквартильной широты и среднего квадратичного отклонения (SD)).