Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

183 ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухуд‐
шением физического и эмоционального состояния.
7. Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состояни‐
ем (Role‐Emotional ‐ RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности
(включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограни‐
чение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоцио‐
нального состояния.
8. Психическое здоровье (Mental Health ‐ MH), характеризует настроение наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.
Шкалы группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и
«психологический компонент здоровья»:
1. Физический компонент здоровья (Physical health – PH)
Составляющие шкалы:
• Физическое функционирование,
• Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием
• Интенсивность боли
• Общее состояние здоровья
2. Психологический компонент здоровья (Mental Health – MH)
Составляющие шкалы:
• Психическое здоровье
• Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием
• Социальное функционирование
• Жизненная активность
Ответьте на каждый вопрос, помечая выбранный вами ответ, как это указа‐
но. Если Вы не уверены в том, как ответить на вопрос, пожалуйста, выберите та‐
кой ответ, который точнее сего отражает Ваше мнение.
1. В целом Вы оценили бы состояние Вашего здоровья как (обведите одну циф‐
ру):
Отличное…………….….…..1
Очень хорошее……….…….2
Хорошее……….……….…...3
Посредственное…………….4
Плохое………………………5

184 2. Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что бы‐
ло год назад? (обведите одну цифру)
Значительно лучше, чем год назад………………………….…1
Несколько лучше, чем год назад…………………………….2
Примерно так же, как год назад…………………………….3
Несколько хуже, чем год назад………………...………4
Гораздо хуже, чем год назад………………………...5 3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, воз‐
можно, сталкиваетесь в течение своего обычного дня. Ограничивает ли Вас со‐
стояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени? (обведите одну цифру в каж‐
дой строке)
Вид физической активности
Да, значите‐
льно
ограничи‐
вает
Да, немного
ограничивает
Нет, со‐
всем не
ограничивает
Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие сило‐
выми видами спорта
1 2
3
Умеренные физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пы‐
лесосом, собирать грибы или ягоды
1 2
3
Поднять или нести сумку с продуктами
1 2
3
Подняться пешком по лестнице на не‐
сколько пролетов
1 2
3
Подняться пешком по лестнице на один пролет
1 2
3
Наклониться, встать на колени, присесть на корточки
1 2
3
Пройти расстояние более одного кило‐
метра
1 2
3
Пройти расстояние в несколько кварта‐
лов
1 2
3
Пройти расстояние в один квартал
1 2
3
Самостоятельно вымыться, одеться
1 2
3


185 4. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше физическое состояние вызы‐
вало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельно‐
сти, вследствие чего (обведите одну цифру в каждой строке):
Да
Нет
Пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела
1 2
Выполнили меньше, чем хотели
1 2
Вы были ограничены в выполнении какого‐либо определенного вида работы или другой деятельности
1 2
Были трудности при выполнении своей работы или других дел
(например, они потребовали дополнительных усилий)
1 2
5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной дея‐
тельности, вследствие чего (обведите одну цифру в каждой строке):
Да
Нет
А
Пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела
1 2
Б
Выполнили меньше, чем хотели
1 2
В
Выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно
1 2
6. Насколько Ваше физическое состояние или эмоциональное состояние в течении последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе? (обведите одну цифру)
Совсем не мешало…………..1
Немного………………….…..2
Умеренно………………….…3
Сильно……………………4
Очень сильно……………..5 7. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 не‐
дели? (обведите одну цифру)
Совсем не испытывал(а)……1
Очень слабую……………….2
Слабую………………………3
Умеренную.………………...4
Сильную………………….…5
Очень сильную………….….6

186 8. В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам зани‐
маться Вашей нормальной работой, включая работу вне дома и по дому? (обве‐
дите одну цифру)
Совсем не мешало……………..1
Немного………………………..2
Умеренно………………………3
Сильно………………………4
Очень сильно……………….5 9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чувствовали и каким было
Ваше настроение в течение последних 4 недель. Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям. Как часто в течении последних 4 недель (обведите одну цифру в каждой строке):
Все
вре
мя
Большую
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   29

часть
времени
Часто
Ино
гда
Ред
ко
Ни
разу
А Вы чувствовали себя бодрым(ой)?
1 2
3 4
5 6
Б Вы сильно нервничали?
1 2
3 4
5 6
В Вы чувствовали себя таким(ой) по‐
давленным(ой), что ничто не могло
Вас взбодрить?
1 2
3 4
5 6
Г Вы чувствовали себя спокой‐
ным(ой) и умиротворенным(ой)?
1 2
3 4
5 6
Д Вы чувствовали себя полным(ой) сил и энергии?
1 2
3 4
5 6
Е Вы чувствовали себя упавшим(ей) духом и печальным(ой)?
1 2
3 4
5 6
Ж Вы чувствовали себя измучен‐
ным(ой)?
1 2
3 4
5 6
З Вы чувствовали себя счастли‐
вым(ой)?
1 2
3 4
5 6
И Вы чувствовали себя устав‐
шим(ей)?
1 2
3 4
5 6
10. Как часто в последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми? Например, навещать род‐
ственников, друзей и т.п. (обведите одну цифру)
Все время…………………….1
Большую часть времени…….2
Иногда………………………..3
Редко………………………4
Ни разу……………………5

187 11. Насколько ВЕРНЫМ или НЕВЕРНЫМ представляется по отношению к Вам каждое из ниже перечисленных утверждений? (обведите одну цифру в каждой строке)
Определен‐
но верно
В основ‐
ном
верно
Не
знаю
В основ‐
ном
неверно
Определен‐
но
неверно
Мне кажется, что я более склонен к болезням, чем другие
1 2
3 4
5
Мое здоровье не хуже, чем у большинства моих знако‐
мых
1 2
3 4
5
Я ожидаю, что мое здоро‐
вье ухудшится
1 2
3 4
5
У меня отличное здоровье
1 2
3 4
5
Эффективность школы здоровья для пациентов, страдающих
туберкулезом в сочетании с психическими расстройствами
Романец И.Г., медицинская сестра палатная психиатрического туберкулезного отделения №15
БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова»
Калугина Т. А., старшая медицинская сестра палатная психиатрического туберкулезного отделения №15
БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова»
Научный руководитель: Одарченко С.С., заместитель главного врача по организационно‐методической консультативной работе БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова», д.м.н.
Актуальность темы. В настоящее время эффективность лечения больных ту‐
беркулезом даже после внедрения в ряде территорий контролируемой терапии, к сожалению, остается низкой. Одной из причин этому ‐ прерывание химиотера‐


188 пии и ее досрочное прекращение. Прежде всего, эта проблема касается лиц с психическими расстройствами в связи с отнесением последних к глубоко деза‐
даптированному контингенту. Туберкулез, и, в еще большей степени, психиче‐
ское расстройство, относятся к заболеваниям, которые вызывают отгорожен‐
ность, дистанцированность и дискриминацию психически больных со стороны общества. Реакцией больного на стигматизацию общества является его само‐
стигматизация и отсутствие мотивации к лечению. Что, в свою очередь, ставит ак‐
туальным вопрос изменения методологического подхода к превенции, лечению и реабилитации психически больных, страдающих туберкулезом легких, осно‐
ванного на биопсихосоциальной модели заболевания и определяет актуальность настоящего исследования.
Новизна исследования заключается в том, что впервые была разработана школа здоровья для пациентов, страдающих туберкулезом в сочетании с психи‐
ческими расстройствами для повышения вероятности благоприятного исхода ту‐
беркулеза легких.
Цель исследования: определение эффективности и обоснования тактики обучения, профилактических и реабилитационных мероприятий в Школе здоро‐
вья для пациентов с психическими расстройствами коморбидными туберкулезу.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Изучить (или определить, описать) клинический, социальный статус контин‐
гента психически больных с туберкулезом легких, прошедших обучение в школе Здоровья за период 2011‐3014 г.
2. Оценить уровень информированности знаний о заболевании слушателей школы до и после обучения.
3. Оценка качества проводимых занятий слушателями.
4. Выявить психологические, социально‐средовые факторы, влияющие на до‐
срочное прекращение химиотерапии слушателей школы после выписки из стационара.
5. Изучить эффективность работы школы (т.е. влияние образовательного компо‐
нента на динамику туберкулезного процесса и на повторные поступления).
6. Разработать программу обучения родственников.
7. Обучение сестринского и младшего персонала правилам общения с психиат‐
рическими пациентами страдающими туберкулезом.
Ход исследования. Работа проводилась в психотуберкулезном отделении
№15 Областной психиатрической больницы в период с 2011 по 2014 год. За этот период в Школе прошли обучение 168 (20,4% от всех пролеченных за этот период пациентов‐823) пациентов,. Из них 42 (25%) женщины и 126 (75%) мужчин.
Со всеми слушателями Школы проводилось анкетирование по оценке зна‐
ний о заболевании (на первом и последнем занятии), качества обучения в Школе
(на последнем занятии), а также анкетирование с целью выявления отношения


189 пациента к болезни, социальной поддержке и медицинскому персоналу (прило‐
жение 1,2,3).
Работа проводилась в психотуберкулезном отделении №15 Областной пси‐
хиатрической больницы в период с 2011 по 2014год. За этот период в Школе прошли обучение 168 (20,4% от всех пролеченных за этот период пациентов‐823) пациентов, в возрасте от 25 до 58 лет, страдающих психическим заболеванием в сочетании с активным туберкулезом легких. Из них 42 (25%) женщины и 126
(75%) мужчин.
Со всеми слушателями Школы проводилось анкетирование по оценке зна‐
ний о заболевании (на первом и последнем занятии), качества обучения в Школе
(на последнем занятии), а также анкетирование с целью выявления отношения пациента к болезни, социальной поддержке и медицинскому персоналу.
Оценка эффективности проводилась по следующим индикаторам: закрытие полостей распада и прекращение бактериовыделения в соответствии с данными клинико‐рентгенологического и бактериологического исследования.
 +Д – положительная динамика, эффективное лечение: закрытие полостей рас‐
пада, прекращение бактериовыделения.
 ‐Д – отрицательная динамика, неэффективное лечение: при клинико‐
рентгенологическом обследовании наблюдалось прогрессирование туберку‐
лезного процесса, появление новых полостей распада, бактериовыделения.
 0Д – динамика отсутствовала, течение туберкулеза вялое, затяжное, торпид‐
ное или волнообразное. Лечение неэффективное.
Для оценки вероятности благоприятного исхода туберкулеза легких был использован количественный показатель: +Д/‐0Д, равный отношению процента больных с эффективным лечением к проценту больных с неэффективным лече‐
нием (процент больных с отрицательной динамикой + процент больных с вялым затяжным течением туберкулеза).
В виду отсутствия возможности проследить продолжение лечения паци‐
ента на амбулаторном этапе после выписки из стационара, были взяты за основу такие показатели, как количество прервавших лечение в связи с выпиской и по‐
вторных поступлений в стационар (по психическому состоянию).
Как видно из рисунка 1 «Базовый» социальный статус обследуемых пред‐
ставлен следующим образом: работающих было ‐ 9(5,4%) человек, безработных трудоспособного возраста ‐45(26,8%) человек, пенсионеров по инвалидности ‐
102(60,7%) , пенсионеров по возрасту‐ 12 (7,1%). 10,7%(18 человек) не имели определенного места жительства. 11,3% (19 человек) ранее находились в испра‐
вительно‐трудовых учреждениях. Интерактивную, двустороннюю связь с род‐
ственниками имели 57 (33,9%) пациентов, у 111(66,1%) пациентов связь с род‐
ственниками была формальная или отсутствовала.