Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 29
1.6. Определение исследуемой генеральной совокупности
и формирование выборки из нее
1. Генеральная совокупность и основа выборочного наблюдения
Важнейшее место на этапе организации исследования принадлежит выбору способа проведения исследования. В зависимости от степени охвата объекта ис‐
следования принято различать сплошное и выборочное наблюдение.
Сплошным называется такое наблюдение, при котором изучаются все еди‐
ницы наблюдения объекта исследования, т.е. так называемая генеральная сово‐
купность (population). Определение генеральной совокупности направлено на выявление объектов исследования. В зависимости от задач исследования, фор‐
мируются условия, на основе которых определяется генеральная совокупность.
Популяция может представлять собой все население (обычно таковы популяции в эпидемиологических исследованиях причин заболеваний) или же состоять из пациентов, госпитализированных в определенную клинику, или из пациентов с определенным заболеванием (что чаще имеет место в клинических исследова‐
ниях). Таким образом, можно говорить об общей популяции или популяции па‐
циентов с конкретным заболеванием.
Как правило, популяция, представляющая интерес для исследования, столь велика, что объять ее целиком в исследовании не представляется возможным или целесообразным, поэтому применяют выборочное наблюдение.
Выборочное наблюдение (sample observation) – один из наиболее широко применяемых видов несплошного наблюдения, при проведении которого обсле‐
дуются не все единицы генеральной совокупности, а лишь некоторая, отобран‐
ная по определенным принципам, часть этих единиц. Однако наблюдение орга‐
низовано таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном мас‐
штабе представляет всю совокупность. Сформированная таким образом совокуп‐
ность называется выборочной или выборкой (sample). При выборочном исследо‐
вании изучается сравнительно небольшая часть генеральной совокупности (5‐
10%, реже 20‐25% объема ее единиц).
Выборочный метод имеет ряд преимуществ:
Меньше стоимость. Затраты на получение данных лишь относительно неболь‐
шой части всей совокупности меньше, чем при сплошном исследовании.
Короче сроки. По тем же причинам данные выборочного исследования можно собрать и обобщить быстрее. Это особенно важно, когда сведения нужны срочно.
Шире область применения. При некоторых видах обследований для сбора данных необходимо привлечь высококвалифицированный персонал или вос‐
пользоваться специальным оборудованием; как правило, и то и другое огра‐
ничено. В этих случаях сплошное исследование невозможно. Выборочные ис‐
45 следования имеют более широкую область применения и дают большую воз‐
можность получать сведения самого разнообразного характера.
Больше достоверность. Это утверждение может показаться парадоксальным, однако... Если общий объем работы меньше, то можно привлечь более квали‐
фицированный персонал, лучше его подготовить, более тщательно контроли‐
ровать проведение исследования и обработку его результатов. Поэтому выбо‐
рочное исследование может дать более достоверные сведения, чем соответ‐
ствующее сплошное.
Все эти достоинства проявляются лишь при условии правильного решения проблем выборочного наблюдения. К ним относятся:
разработка дизайна и плана исследования;
определение основы для проведения выборки — списка единиц генеральной совокупности, сведений об их размещении и т.д.;
установление допустимого размера погрешности и определение объема вы‐
борки;
определение вида выборочного наблюдения;
установление сроков проведения наблюдения;
определение потребности в кадрах для проведения выборочного наблюдения, их подготовка;
оценка точности и достоверности данных выборки, определение порядка их распространения на генеральную совокупность.
Отрицательные стороны выборочного метода:
неизбежна ошибка в исследовании, связанная с тем, что не все единицы наблюдения подвергаются отбору;
метод может быть нежелательным, если по официальным предписаниям необходимо регистрировать каждую единицу наблюдения;
для редких событий малые выборки могут не накопить достаточного числа случаев.
Создание выборки регламентируется рядом обязательных требований, нарушение которых может привести к ошибочным выводам из результатов ис‐
следования. Во‐первых, важен размер выборки, во‐вторых, ее репрезентатив‐
ность.
46
2. Основные характеристики выборки
2.1. Размер выборки
Размер выборки (sample size) – число единиц, образующих выборочную со‐
вокупность. Необходимый размер (объем) выборки определяется:
задачами исследования;
степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует;
величиной доверительной вероятности, при которой гарантируется достовер‐
ность результатов исследований;
требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки ре‐
презентативности.
При определении объема выборки учитывается совокупность технических приемов, применяемых для ее качественного и статистического анализа. Объем выборки определяется с помощью статистических таблиц больших чисел, по но‐
мограммам достаточно больших чисел (таблица 1), а также с помощью специ‐
альных расчетов.
Таблица 2 — Зависимость объема выборки от объема генеральной совокупности, при допустимой ошибке 5% (доверительная вероятность – 0,954)
Объем гене‐
ральной со‐
вокупности
500
1000
2000
3000
4000
5000
10000 100000 Бесконечная
Объем вы‐
борки
222 286 333 350 360 370 385 398 400
Если массив генеральной совокупности будет дробиться (например, мужчи‐
ны и женщины), то объем выборки будет соответственно (пропорционально ча‐
стям дробления) увеличиваться – вместо 400 будет 800.
2.2. Репрезентативность выборки
Репрезентативность (sample reliability) — представительность выборочной совокупности по отношению к генеральной совокупности. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привле‐
чением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. При этом репрезентативность должна быть количественной и качественной.
Репрезентативность количественная — достаточная численность единиц наблюдения выборочной совокупности.
47
Репрезентативность качественная — соответствие (однотипность) призна‐
ков, характеризующих единицы наблюдения выборочной совокупности по отно‐
шению к генеральной. Иными словами, выборочная совокупность должна быть по качественной характеристике возможно ближе к генеральной совокупности.
Оценка репрезентативности выводится на основе анализа и расчета ошибок: процедурных (допущенных при регистрации признаков) и случайных (зависящих от степени изменчивости изучаемого признака).
3. Формирование выборки
3.1. Виды формирования выборочной совокупности
Вид формирования выборочной совокупности подразделяется на индивиду‐
альный, групповой и комбинированный.
При индивидуальном отборе в выборочную совокупность отбираются от‐
дельные единицы генеральной совокупности, пригрупповом отборе — каче‐
ственно однородные группы (серии) единиц. Комбинированный отборпредпо‐
лагает сочетание первого и второго видов.
3.2. Типы выборки
Выборки делятся на два типа: вероятностные и невероятностные.
Вероятностные выборки (probability sampling) – методы выборочного наблюдения, в которых предполагается, что каждый элемент генеральной сово‐
купности известен и имеет определенную вероятность попасть в обследование.
Невероятностные выборки (non‐probability sampling) — методы выборочно‐
го наблюдения, которые предусматривают отбор специфических единиц из гене‐
ральной совокупности в неслучайном порядке. При применении невероятност‐
ных методов отбора формирование выборки осуществляется без использования понятий теории вероятности, а следовательно, невозможно рассчитать вероят‐
ность включения в выборку конкретных единиц совокупности.
3.3. Способы отбора выборки
Под способом отбора понимают порядок отбора единиц из генеральной со‐
вокупности. Различают два способа отбора: повторный и бесповторный.
При повторном отборе каждая отобранная в случайном порядке единица после ее обследования возвращается в генеральную совокупность и при после‐
дующем отборе может снова попасть в выборку. Этот способ отбора построен по
48 схеме «возвращенного шара»: вероятность попасть в выборку для каждой еди‐
ницы генеральной совокупности не меняется независимо от числа отбираемых единиц.
При бесповторном отборе каждая единица, отобранная в случайном поряд‐
ке, после ее обследования, в генеральную совокупность не возвращается. Этот способ отбора построен по схеме «невозвращенного шара»: вероятность попасть в выборку для каждой единицы генеральной совокупности увеличивается по ме‐
ре производства отбора.
3.4. Методы отбора выборочной совокупности
В таблице 3 приводится краткое описание наиболее часто используемых ме‐
тодик выборки с указанием их преимуществ и недостатков. Выбор подходящей методики требует от исследователя сбалансированного учета таких соображе‐
ний, как уровень желательной достоверности, доступность полного перечня еди‐
ниц, составляющих основу выборки, территориальная разбросанность единиц (в случае проведения интервью) и наличные ресурсы. В силу этой комплексности факторов исследователи часто обращаются к специалистам за консультацией на этапе разработки плана и подбора соответствующей методики.
Таблица 3 — Основные методы организации выборки
№
п/п
Вид вы‐
борки
Характеристика
Достоинства
Недостатки
1. Простая случайная выборка
Выборка, отбор единиц кото‐
рой осуществляется с помо‐
щью жребия, таблиц случай‐
ных чисел.
Объективность и точность от‐
бора, а также необязатель‐
ность деталь‐
ного знания изучаемой со‐
вокупности.
Необходим пере‐
чень всех эле‐
ментов генераль‐
ной совокупно‐
сти; такой отбор возможен только при наличии од‐
нород. объектов.
2. Системати‐
ческая вы‐
борка
Выборка из полного списка ге‐
неральной совокупности, еди‐
ницы которой отбираются по одному объекту через интер‐
вал, равный шагу отбора – от‐
ношению объема генер. сово‐
купности к объему выборки
(например, каждая пятая
(20%) или каждая десятая
(10%) единица наблюдения).
Позволяет при небольшом объеме охва‐
тить большие генеральные совокупности.
Подвержена сме‐
щению в случае совпадения ин‐
тервала отбора с невыявленной периодичностью распределения признака в генер.
совокупности.
49
Продолжение таблицы 3
№
п/п
Вид выбор‐
ки
Характеристика
Достоинства
Недостатки
3. Гнездовая выборка
Выборка, в которой единицы отбора представляют собой статистические группы (гнез‐
да), которые целиком или выборочно подвергаются об‐
следованию, а выборочные единицы отбираются с по‐
мощью одного из способов случайного отбора.
Проще опреде‐
лить перечень гнезд, чем единиц отбора.
Занижается дис‐
персия изучае‐
мого признака в силу опреде‐
ленного сход‐
ства единиц в гнездах.
4. Стратифици‐
рованная выборка
Выборка, при отборе которой исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты (слои) в соответ‐
ствии с генеральным распре‐
делением известных и зна‐
чимых для исследования признаков; в дальнейшем из каждой страты извлекается районированная выборка.
Повышает адекватность выборки зада‐
чам исследо‐
вания; возрас‐
тает ее точ‐
ность за счет совпадения дисперсии ге‐
неральной и вторичной со‐
вокупностей.
Неудачное под‐
разделение на страты смещает выборку.
5. Многосту‐
пенчатая выборка: случайная комбиниро‐
ванная
Выборка, процедура постро‐
ения которой разбивается на ряд этапов (ступеней), на каждом из которых меняется единица отбора.
Выборка, при которой на каждой ступени единицы от‐
бираются одним из способов случайного отбора.
Выборка, отбор которой на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов.
Возможность выборки в ге‐
неральной со‐
вокупности со сложной, не‐
однородной структурой.
Повышается ве‐
роятность оши‐
бок в процеду‐
рах; большой вес приобретают случайные ошибки; много‐
образие приме‐
няемых спосо‐
бов усложняет процедуру отбо‐
ра.
50
Окончание таблицы 3
№
п/п
Вид выбор‐
ки
Характеристика
Достоинства
Недостатки
6. Квотная вы‐
борка
Выборка, при отборе которой производится разбиение ге‐
неральной совокупности на классы согласно нескольким распределениям выбранных признаков, в дальнейшем на основе знания статистическо‐
го объема каждого класса и заданной доли отбора из не‐
го определяется «квота» – объем выборки.
Уменьшаются затраты; до‐
ступна и удоб‐
на в построе‐
нии.
Невозможно точно измерить смещения ввиду неслучайного характера отбо‐
ра.
3.5. Критерии отбора
Существуют и определенные требования (критерии) к формированию вы‐
борки.
Критерии включения — критерии, в соответствии с которыми осуществляет‐
ся отбор участников в исследование из популяции.
Критерии исключения — критерии, в соответствии с которыми объекты не включаются в выборку исследования.
Критерии включения и исключения из исследования необходимо четко формулировать. Они должны иметь однозначное толкование.
3.6. Стратегии построения групп
В ходе формирования выборки используются разные стратегии.
Рандомизация – распределение испытуемых по группам случайным обра‐
зом. Впервые предложил Р. Фишер. Рандомизация считается плохо организован‐
ной при разделении пациентов на группы по номеру истории болезни, страхово‐
го полиса или дате рождения. Лучше всего пользоваться таблицей случайных чи‐
сел, методом конвертов или путем централизованного компьютерного распре‐
деления.
Попарный отбор – составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем.
Попарный отбор с последующей рандомизацией – составление эквива‐
лентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам экс‐
перимента (по Кэмпбеллу это наиболее предпочтительный способ).