Файл: Занятие 4 Обучающийся Шабалина Мария Николаевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.
Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 1 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2 | Пример | 2 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3 | Упражнение | 3 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 3 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4 | Поощрение | 4 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 4 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5 | Наказание | 5 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 5 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6 | Внушение | 6 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 6 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: […].
Ответ: 1-2-2; 2-1-5; 3-4-6; 4-6-3; 5-3-1; 6-5-4
Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | *выбор темы и правильность формулировки *Определить главную цель ведения дискуссии-диспута *Составить подробный план, вопросы *Подготовить помещение, участников и ведущего | Педагог или восспитаник | *Привлечь всех участников *С интересом и уверенно вести диспут *Поощрять участников *Следить за проведением, соблюдением правил и поведением участников | *Общение, активное проявление личности, высказывание собственного мнения. Помогают создать обстановку сближения, доверия, отвлечения. *Анализ проведения и итог дискуссии |
2. | Консультация | *Выбрать тему. Подобрать необходимый материал *Содержание должно быть достоверно и понятно, для слушателей *План четко последователен и логичен *Продумать ход включения в активное участие слушателей *Подбор наглядного примера | Педагог | *Привлечь слушателей в активность *Уверенно и не отклонясь от темы и плана, провести консультацию *Внимательно слушать и отвечать на вопросы слушателей *Внимательно следить за ходом проведения мероприятия и поведением участников | *Анализ и оценка проведения консультации *Подведение итогов |
3. | Экскурсия | *Цель, тема, отбор информации *Выбор места и пути *Подготовка схематического плана местности экскурсии и дороги к нему *Отбор и содержание теоритического и практического материала *Инструктаж | Педагог-экскурсовод | *Практическое восприятие *Психологическое взаимодействие педагога с детьми *Эмоциональный рассказ, и практический показ объектов *Расширение кругозора *Внимательно следить за проведением экскурсии *Проведение инструктажа | Анализ и оценка проведения экскурсии *Подведение итогов *Оценка и анализ знаний детей |
4. | Концерт | *Тема концерта *Назначение даты и места концерта *Подбор номеров, музыки и т.д. *Сценарий концерта *Репетиции | Педагог, музыкальный работник | *Ознакомление с сценарием участников концерта *Репетиции *Оформление *Проведение концерта *Проведение инструктажа *Следить за поведением и техникой безопасности участников *Подведение итого | *Анализ и оценка *Подведение итогов |
5. | Субботник | *План мероприятия и дата *Закрепление территории и планирование соответствующего необходимого инвентаря *Инструктаж по технике безопасности | Педагог | *Проведение *Закрепление территорий и участков за каждой группой или классом *Закрепление ответственного лица *Проведение инструктажа по технике безопасности *Следить за выполнением обязанностей участников и соблюдением техники безопасности | *проверка каждой группы территорий *Подведение итогов и анализ мероприятия |
6. | Стенгазета | -Тема -Примерный набросок -Планирование необходимого материала -Выбор актива группы -План работы | Педагог, восспитаник | *Выбор актива группыи план работ *Помощь в оформлении *Следить за ходом выполнения и техникой безопасности | *Анализ и оценка *Подведение итога *Поощрение участников |
Задание 8. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности.
Систематизируйте собственные знания по данному вопросу, заполнив таблицу 6 «Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения.
Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся
№ п/п | Педагогические понятия | Определения понятий |
1. | Оценка | |
2. | Отметка | Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности. |
3. | Рейтинг | |
4. | Учебное портфолио | Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей. |
5. | Шкала | Средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах |
6. | Самооценка | Умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями. |
7 | Девиантность | Разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. |
8. | Одарённость | Системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми) |
Пермь - 2023