Файл: Наука античности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУКА АНТИЧНОСТИ
Была ли независима античная наука от знаний и влияний древних цивилизаций? Нет, конечно. И.Д. Рожанский приводит высказывания Платона по этому поводу и его поэтическую интерпретацию Фридрихом Геббелем:

"Вы, греки, племя умное: за вас
Прядут другие, сами же вы ткете.
Выходит сеть, в ней нет единой нитки,
Ссученой вами, всё же - ваша сеть".


В историографии концепция “чистого” развития греческой цивилизации была поколеблена только в первой четверти ХХ вв. В работе В.П.Яйленко «Архаическая Греция и Ближний Восток» М., 1999 показано, что воздействие египетской и ближневосточной цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым: “Градостроительство и архитектура, скульптура и торевтика, керамическое и ювелирное производство, оружейное дело и кораблестроение, культурная лексика и литература, фольклор и мифология, религия и магия, законодательство, врачевание, бытовые обычаи, ассортимент культивируемых растений и птиц, начала математики и астрономии - вот неполный перечень…”

   Известно о многолетнем приобщении к знаниям Востока таких мыслителей Греции,  как Фалес, Пифагор, Солон, Платон. Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить   такое  удивительное явление, как "греческое чудо", несопоставимое  с восточными цивилизациями. Греческая культура не только не стала слепо копировать  достижения древних цивилизаций, но  создала новую,  научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний  в  светскую школу.

   Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации. Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. (Поэтому столь семантически нагружен знаковый для греческой цивилизации миф о Прометее.)   Новое, добытое  греческой цивилизацией (не говоря уже о невероятно приземленном в этом отношении Риме),  научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии. Ином, по отношению к древности, и подобном по отношению к нашему времени.


ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (ок.624 - 547 гг. до н.э.), одновременно основоположник ионийской школы, создал космологическую теорию, объясняющую становление Вселенной из единственной первичной субстанции - воды, которая может превращаться во все остальное. Уплотняясь, вода образует твердые тела, испаряясь - воздух, а он в свою очередь порождает огонь. Но вода - не только элемент, из которого все строится, она и опора, носитель: наша Земля покоится на бесконечной массе воды и окружена ею со всех сторон.

Для Анаксимена (ок.585 - 525 гг. до н.э.), другого представителя ионийской школы, первичным элементом был воздух - вездесущий, менее материальный, чем вода, более абстрактный и бесформенный. Разрежение и уплотнение воздуха создают другие элементы, и эти процессы превращения объясняют историю создания мира.

Анаксимандр (ок.610 - 546 гг. до н.э.), другой ученик Фалеса, за основу всех вещей принимал не материальный элемент, но «апейрон» - нечто неопределенное, неограниченное, мыслимое как вместилище; все тела там перемешаны, и путем организации этого бесконечного хаоса возникают миры.

Ионийская космология (наука о строении Вселенной) в той законченной форме, которую ей придал Анаксимандр, предполагает, что Земля, покрытая темными холодными водами, плавающая в центре объятой огнем небесной сферы. И если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (около 544 - 483 гг. до н.э.) создал представление о мире как о вечно вспыхивающем и вечно угасающем огне. По Гераклиту, в постоянной борьбе противоположностей порождается многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. «Все течет, все изменяется. Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Таким образом, в противовес религиозным представлениям о сотворении мира божественной силой из ничего первые греческие мыслители выдвинули идею вечности и несотворимости мира, идею его диалектического развития.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Почти одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором (около 580 - 500 гг. до н.э.) и его учениками. Личность Пифагора окутана туманом легенд, и многие историки науки считали самого Пифагора мифической личностью. Однако именно о Пифагоре сохранилось достаточное количество биографических сведений. Известно, что Пифагор происходил из аристократического рода, ведущего свою родословную от мифического Геракла. Он родился на острове Самос вблизи Милета и должно быть, был учеником Фалеса и его последователя Анаксимандра.


После долгих путешествий, которые завели его в Египет и Вавилон, он обосновался в Кротоне - греческой колонии на юге Италии. Пифагор основал здесь тайное братство религиозного, философского и научного характера с политическим уклоном. Живя сообществом, приверженцы Пифагора совершали тайные обряды и занимались изучением философии и наук; у них было общее имущество, и свои научные открытия они делали общим достоянием. Труды, обычно приписываемые Пифагору, относятся, таким образом, не только к легендарному Пифагору, но и вообще к трудам этой школы.

В своей космологической концепции Пифагор отказался от монистической идеи (идеи единственности) первичной субстанции, породившей всю Вселенную. Его концепция дуалистична (двойственна), и в борьбе между двумя противоположными принципами - ограниченное-неограниченное, нечетное-четное, единое-множественное, прямое-кривое, квадратное-продолговатое - он увидел причину всякого развития. Мало интересуясь материальными элементами, которые могли бы дать представление о происхождении различных составных частей Вселенной, Пифагор, увлеченный глубоким религиозным течением, охватившим Грецию того времени, стремился дать глобальную картину космоса в целом. Основу всего он видел в числе, о чем свидетельствует его девиз: «Все есть число».

В центре этой философии было учение о божественной роли чисел, которые якобы управляют миром. Пифагорейцы приписывали числам мистические свойства, интерпретировали отдельные числа как совершенные символы: 1 - всеобщее первоначало, 2 - начало противоположности, 3 - символ природы и т.д. Они считали, что любую вещь, любое явление мира можно выразить числами.

Пифагорейская школа заложила основы греческой арифметики, которая ограничивалась изучением целых чисел. Их арифметика геометрична: она разбирает числа в зависимости от формы соответствующих им фигур из точек: на треугольные, квадратные, пятиугольные и т.д. числа.

Надо отметить, что Пифагор занимался и различными опытами со звуками (акустические опыты). Он впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присущи длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науке об акустике. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука (правда, известно также применение звуковых приборов в египетских храмах, где были «шепчущие» статуи богов). Важной заслугой пифагорейцев является построение первых моделей Вселенной. Они выдвинули так называемую пироцентрическую систему, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты движутся вокруг центрального огня. Считая 10 священным числом, пифагорейцы ввели 10 подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня. Так как в то время знали только 5 планет, кроме Земли и Луны, то пифагорейцам для получения священного числа 10 пришлось ввести дополнительное небесное тело «противоземлю», а предвзятая догма приводила к ложным гипотезам. Таким образом, сферы Земли и противоземли, Солнца, Луны, пяти планет и неподвижных звезд вращались вокруг центрального огня.


Расстояния этих сфер от центра, по учению пифагорейцев, подчиняются простым числовым соотношениям. Выявленные Пифагором и его учениками гармонические сочетания звуков легли в основу так называемой гармонии Вселенной. Согласно этим представлениям, небесные тела и планеты расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными интервалами и излучают «музыку сфер». Считалось, например, что Сатурн издает самые низкие звуки, звуки Юпитера можно сравнить с басом, Меркурия - с фальцетом, Марса - с тенором, Земли - с контральто, Венеры - с сопрано. У этой теории была долгая жизнь.

АРИСТАРХ САМОССКИЙ

Аристарх Самосский высказал мысль о том, что Земля движется. Он учил, что Земля имеет два движения: поступательное - по кругу, в центре которого находится Солнце, и вращательное - вокруг своей оси. Аристарх утверждал также, что кроме сферической Земли еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Кроме этого, он считал, что расстояние от Земли до звезд намного больше диаметра круга, по которому Земля вращается вокруг Солнца.

Высказывания Аристарха Самосского настолько поразили современников, что он был осмеян, обвинен духовными властями в безбожии и изгнан из Афин.

Наука Древней Греции с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока, но проявила свои собственные черты. Ученые Древней Греции стремились обсуждать любую проблему, логически обосновать то или иное положение, искать доказательство.

Уже на первом этапе возникновения науки были поставлены глубокие вопросы о строении и происхождении мира, о причине движений, о роли количественных отношений в природе. Было положено начало теоретическому анализу природы, разработке научной картины мира. В этих первых попытках много наивного, фантастического и ложного, отсутствует проверка гипотез и представлений опытом. Но уже высказана четкая идея о вечности материи, о развитии мира в силу естественных причин, построены первые модели Вселенной.

Научное знание и эзотерика -   проблема "сквозная" для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического. Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа
Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.

Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса, оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко  II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора,   была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

        Поскольку мир един, едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий). Влияние Пифагора и его эзотерической "школы", "ордена" на все последующее развитие античной научной мысли,  видимо, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия". Убежденным и "действующим" пифагорейцем был, например,