Файл: 1 Нормативноправовое регулирование борьбы с коррупцией в органах власти 5.doc
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Нормативно-правовое регулирование борьбы с коррупцией в органах власти
1.1 Понятие и сущность антикоррупционных механизмов
1.2 Правовые основы борьбы с коррупцией
2.2 Характеристика антикоррупционных мер в системе государственной службы ПК
2.3 Совершенствование методов борьбы с коррупцией в органах власти Приморского края
3) по минимизации (ликвидации) последствий коррупционных правонарушений (возместительный элемент административно-правового механизма противодействия коррупции).
С учетом вышеуказанных правовых основ можно сформировать понятие российского административно-правового механизма противодействия коррупции как совокупности методов и средств профилактики, практического противодействия и возместительного элемента антикоррупционной деятельности компетентных лиц и российского общества в целом. Элементы профилактики антикоррупционного механизма согласно ст. 6 и 13.3 Федерального закона «О коррупции включают»:
1) средства формирования в обществе нетерпимости к коррупции;
2) антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;
3) рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов в органах публичной власти правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу судебных решений о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях разработки и принятия мер предупреждения и устранения причин указанных нарушений в органах власти;
4) мероприятия предъявления квалификационных требований к претендентам на государственные или муниципальные должности в установленном законом порядке;
5) перечень установленных оснований для освобождения от замещаемой должности (увольнения) государственной (муниципальной) службы в части информирования о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах;
6) условия внедрения в практику кадровой работы органов власти (местного самоуправления) правил, в соответствии с которыми безупречное, длительное и эффективное выполнение служащим своих должностных обязанностей в обязательном порядке учитывается при его профессиональном и служебном росте;
7) мероприятия развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;
8) определения в организации подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупции и других правонарушений;
9) порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами;
10) условия разработки и внедрения в практику процедур и стандартов обеспечения добросовестной работы в организации;
11) правила принятия кодекса этики и служебного поведения работниками организации;
12) порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
13) общее правило недопущения формирования неофициальной отчетности и применения поддельных документов [5, с.39].
Основные актуальные задачи административно-правового механизма противодействия коррупции согласно Национальному плану обусловлены:
-
совершенствованием организационно-правовых основ и механизмов выявления (предотвращения) конфликта интересов с участием лиц, обязанных предотвращать и регулировать конфликт интересов; -
развитием инструментов контроля за расходом и обращения в казну имущества, по которому не предоставлено доказательств его законного приобретения, уставленных нормами Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ; -
повышением эффективности антикоррупционной работы в органах публичной власти всех уровней с активизацией соответствующих подразделений по профилактике коррупции и региональных комиссий-координаторов антикоррупционного противодействия; -
повышением эффективности в сфере борьбы с коррупцией в рамках осуществления государственных (муниципальных) закупок; -
усилением влияния нравственно-этических норм на государственных и муниципальных служащих, обязанных соблюдать антикоррупционные запреты, ограничения и требования; -
расширением применения методов и средств международного взаимодействия при выявлении, аресте и возвращении из иностранной юрисдикции актива, полученного при совершении правонарушений в коррупционной сфере; -
повышением эффективности мероприятий информационно-пропагандистского и просветительского содержания, которые формируют в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционному проявлению. Следует отметить, что система правового регулирования административно-правового механизма противодействия коррупции в России формируется с учетом множества общепринятых международных стандартов и существенного отставания нашей страны в сфере противодействия коррупции [6, с.96].
Таким образом, содержание административно-правового механизма противодействия коррупции включает деятельность госудаственно-общественной системы, определяющей вопросы публичной власти (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий).
1.2 Правовые основы борьбы с коррупцией
Стоит указать на нормы международного антикоррупционного права, в которых Россия не принимает участия:
1) нормы Конвенции СЕ об ответственности гражданско-правовой за коррупцию (EТS №174), принятой 04.11.1999 г. в Страсбурге (Россия не участвует в этой конвенции);
2) правила Дополнительного протокола к Конвенции СЕ об ответственности уголовной за коррупцию (EТS №191), принятого 15.05.2003 г. в Страсбурге (протокол в России в силу не вступил, поскольку не ратифицирован);
3) нормы Конвенции ОЭСР «О борьбе с подкупом должностных лиц иностранного государства в рамках проведения международной деловой операции», принятой 21.11.1997 года в Стамбуле (Россия не участник этой конвенции);
4) положения Рамочного решения №2003/568/ПВД Евросоюза (Совет борьбы с коррупцией в частном секторе), принятого 22.07.2003 г. в Брюсселе (Россия не подписала это решение);
5) правила Межамериканской конвенции по борьбе с коррупцией, заключенной 29.03.1996 в Каракасе (Россия не принимает участия в этой конвенции) и т.д.
То есть, в международном сообществе имеется практика разработки и применения внушительного перечня организационно-правовых механизмов борьбы с коррупцией. Вместе с этим, во многих конвенциях и аналогичных соглашениях в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеется масса недостатков, не позволяющих имплементировать в России множество антикоррупционных механизмов, воспринимаемых в других странах.
По данному поводу целесообразно указать на альтернативные инструменты международной системы антикоррупционных механизмов, которые позволяют заинтересованным участникам-странам или организациям внедрять предлагаемые новшества борьбы с коррупцией. Например, в Плане действий ЕС на 2014-2019 годы по борьбе с организованной преступностью [7] отражены потенциальные для использования в России:
-
порядок определения участия служащих в мафиозных организациях и самоотмывании; -
инструменты отмены банковской тайны; -
механизмы устранения налоговых убежищ; -
условия содействие в изъятии и конфискации преступных активов; -
порядок введения унифицированной общеевропейской системы корпоративного налогообложения; -
система журналистских (независимых общественных) расследований в выявлении тяжких преступлений, связанных с коррупцией и пр.
Вместе с этим, соответствующая внушительная и нестабильная национальная правовая база насчитывает более 40 документов только в форме федерального законодательства. К примеру, основа системы правового регулирования антикоррупционных проявлений в России заложена в нормах Федерального закона «О противодействии коррупции», который за последние годы изменялся 12 раз и включает массу организационно-правовых конструкций:
-
основных понятий, используемых в антикоррупционной сфере: коррупции, противодействия коррупции, нормативных правовых актов РФ; -
функций государственного, муниципального (административного) управления организацией; -
пределов правового регулирования основ противодействия коррупции; -
перечня 7 основных принципов противодействия коррупции, среди которых, к сожалению, не обозначен принцип контроля и обратной связи органов власти с обществом; -
основ международного сотрудничества РФ в сфере противодействия коррупции; -
организационных основ противодействия коррупции, среди которых также не установлены основы контроля и обратной связи органов власти с обществом; -
мер по профилактике коррупции, включающие контроль лишь за соблюдением антикоррупционного законодательства; -
основных направлений деятельности госорганов по повышению эффективности противодействия коррупции; -
механизма запрета в отношении отдельных категорий лиц к обладанию счетов (вкладов) в иностранных банках; -
представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д. [8, с.17].
Таким образом, национальная антикоррупционнная правовая база отличается отставанием от международного уровня регулирования, чрезмерно внушительным объемом и нестабильным со- держанием, что логично сопровождается отсутствием позитивной реализации административно- правового механизма противодействия коррупции в России.
Правительством Российской Федерации разработан на сегодняшний день определенный комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений, среди которых можно выделить следующие: декларирование доходов гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и предоставление федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.