Файл: 1 Логика это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специфику логического анализа сложных суждений. Она состоит в следующем.

1. Истинностные значения сложных суждений зависят от двух параметров: истинностных значений составляющих их простых суждений (а) и характера логических союзов (б).

Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера два простых истинных суждения: "Пушкин убит на дуэли"; "Лермонтов убит на дуэли". Соединяя их логическим союзом "и", получаем истинное сложное высказывание: "Пушкин убит на дуэли (т) и Лермонтов убит тоже (я)". Соединяя же их строго разделительным союзом "либо-либо", получаем уже ложное высказывание: "Либо Пушкина убили па дуэли (т), либо Лермонтова (/?)".

Возьмем еще два простых суждения, — одно истинное, другое ложное, — и соединим их разными союзами:

"Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (истинно).

"Лермонтов — автор поэмы "Полтава"" (ложно).

Соединяя союзом "и" — получим ложное высказывание: "Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (т) и Лермонтов тоже" (я). Соединяя их строго разделительным союзом "либо-либо" — получим истинное высказывание: "Либо Пушкин — автор поэмы "Полтава" (ш), либо Лермонтов" (п).

2. В простых суждениях, входящих в состав сложных, учитываются только их истинностные значения. Внутренняя (субъектно-предикатная) структура простых суждений, а также их качество и количество не учитываются.

Возьмем шекспировские строки:

"Слова парят, а чувства к низу гнут, А слов без чувств вверху не признают".

Это сложное высказывание состоит из трех простых: "Слова парят" (т), "Чувства к низу гнут" (п), "Слов без чувств вверху не признают" (р). У каждого из них есть субъект, предикат, количественная и качественная характеристики, но при логическом анализе сложных суждений это выяснять не надо. Надо установить только одно — истинность или ложность каждого простого высказывания; а затем с учетом функций логических союзов определить истинностное значение всего высказывания. Достигается это путем построения таблиц истинности.

3. Истинностные значения сложных суждений определяют путем составления таблиц истинности. Когда с помощью логических связок мы соединяем простые высказывания в сложное, встает вопрос: при каких условиях сложное высказывание считается истинным, а при каких — ложным? Ответить на этот вопрос позволяют таблицы истинности. Каждая логическая связка имеет свою таблицу, которая показывает, при каких наборах значений логических переменных сложное высказывание с этой связкой будет истинным, а при каких — ложным.


Таблицы истинности позволяет выделить из класса формул нашего языка:

  • • всегда истинные формулы (тавтологии);

  • • всегда ложные формулы;

  • • установить отношение логического следования между формулами;

  • • их эквивалентность и т.д.

  • 4. Надо учитывать несовпадение логических и грамматических форм: сложное суждение может быть выражено простым распространенным предложением. Например: "Любовь молчалива и разговаривает только делом" (М. М. Пришвин). С точки зрения грамматики — это простое распространенное предложение. С точки зрения логики — это сложное высказывание, состоящее из двух простых, каждое из которых может быть оценено с точки зрения истинности или ложности, а именно: действительно ли, что "любовь молчалива", и действительно ли, что она "разговаривает только делом"?

В естественном языке сложное высказывание может быть выражено простым распространенным предложением в следующих логико-грамматических формах:

а) простой субъект и сложный предикат. Примером может служить высказывание академика

В. И. Челомея (1914—1984) — выдающегося советского ученого в области механики и процессов управления: "Организовать (5) — это значит сначала оценить возможность (Р), а уже потом ставить задач)' (Р^)"- Или высказывание известного американского изобретателя Т. Эдисона (1847-1931): "Успех (5) - это 10% везения (Р,) и 90%

б) сложный субъект и простой предикат.

"Любовь (5)) и голод (52) правят миром (Р)" (Ф. Шиллер);

"Больной душе (5,) и совести усталой (52)

Во всем беды мерещится начало (Р)" (В. Шекспир);

в) сложный субъект и сложный предикат.

"Страдание (5)) и боль (52) всегда обязательны для широкого сознания (Р,) и глубокого сердца (Р)", — утверждал Ф. М. Достоевский, а Н. А. Бердяев, развивая эту мысль, заметил: "Без боли (5,) и страдания (52) в этом мире человек опустился бы (Р,) и животное в нем победило бы (Р)".

18) Вопрос- это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.

Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.

Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).



Виды вопросов

1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.

Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.

2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;

б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.

3. По составу вопросы делятся на:

а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;

б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.

4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;

б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:

а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;

б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).

Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.

Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.

Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.

Виды ответов

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.

1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.


При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.

2. По области поиска ответы делятся на:

а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;

б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.

3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.

а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;

б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.

4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.

а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;

б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.

5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).

Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.

19) Умозаключение — это форма мышления, посредством кото­рой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из кото­рых выводится новое суждение.Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называетсявыводом. Например: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья Н. — потерпевший (2). Значит, судья Н. не может участвовать в рассмотрении дела (3)».


В этом умозаключении 1-е и 2-е суждения являются посылками, 3-е суждение — заключением.

Отношение логического следования между посылками и заклю­чением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим» и «Обвиняемый имеет право на защиту» нельзя получить заключения, так как эти сужде­ния не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны друг с другом.

При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: во-первых, исходные суждения — посылки умозаключения должны быть истинными; во-вторых, в процессе рас­суждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловлива­ют логическую правильность умозаключения.

Умозаключения делятся на следующие виды.

1. В зависимости от строгости правил вывода различаютдемонстративные (необходимые) инедемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Демонстративные умозаключения характери­зуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представ­ляет собой логический закон. В недемонстративных умозаключени­ях правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.

2. По на­правленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в по­сылках и заключении различают три вида умозаключений:дедуктивные (от общего знания к частному),индук­тивные (от частного знания к общему),умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).

Эта классификация будет положена в основу дальнейшего изложения.

Дедуктивные умозаключения.

Дедуктивным (от латинского deductio — «выведение») называ­ется умозаключение, в котором переход от общего знания к част­ному является логически необходимым.

Правила дедуктивного вывода определяются характером посы­лок, которые могут быть простыми (категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные, в которых заключение выводится из одной посылки, и