Файл: 1 Логика это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специфику логического анализа сложных суждений. Она состоит в следующем.
1. Истинностные значения сложных суждений зависят от двух параметров: истинностных значений составляющих их простых суждений (а) и характера логических союзов (б).
Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера два простых истинных суждения: "Пушкин убит на дуэли"; "Лермонтов убит на дуэли". Соединяя их логическим союзом "и", получаем истинное сложное высказывание: "Пушкин убит на дуэли (т) и Лермонтов убит тоже (я)". Соединяя же их строго разделительным союзом "либо-либо", получаем уже ложное высказывание: "Либо Пушкина убили па дуэли (т), либо Лермонтова (/?)".
Возьмем еще два простых суждения, — одно истинное, другое ложное, — и соединим их разными союзами:
"Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (истинно).
"Лермонтов — автор поэмы "Полтава"" (ложно).
Соединяя союзом "и" — получим ложное высказывание: "Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (т) и Лермонтов тоже" (я). Соединяя их строго разделительным союзом "либо-либо" — получим истинное высказывание: "Либо Пушкин — автор поэмы "Полтава" (ш), либо Лермонтов" (п).
2. В простых суждениях, входящих в состав сложных, учитываются только их истинностные значения. Внутренняя (субъектно-предикатная) структура простых суждений, а также их качество и количество не учитываются.
Возьмем шекспировские строки:
"Слова парят, а чувства к низу гнут, А слов без чувств вверху не признают".
Это сложное высказывание состоит из трех простых: "Слова парят" (т), "Чувства к низу гнут" (п), "Слов без чувств вверху не признают" (р). У каждого из них есть субъект, предикат, количественная и качественная характеристики, но при логическом анализе сложных суждений это выяснять не надо. Надо установить только одно — истинность или ложность каждого простого высказывания; а затем с учетом функций логических союзов определить истинностное значение всего высказывания. Достигается это путем построения таблиц истинности.
3. Истинностные значения сложных суждений определяют путем составления таблиц истинности. Когда с помощью логических связок мы соединяем простые высказывания в сложное, встает вопрос: при каких условиях сложное высказывание считается истинным, а при каких — ложным? Ответить на этот вопрос позволяют таблицы истинности. Каждая логическая связка имеет свою таблицу, которая показывает, при каких наборах значений логических переменных сложное высказывание с этой связкой будет истинным, а при каких — ложным.
Таблицы истинности позволяет выделить из класса формул нашего языка:
В естественном языке сложное высказывание может быть выражено простым распространенным предложением в следующих логико-грамматических формах:
а) простой субъект и сложный предикат. Примером может служить высказывание академика
В. И. Челомея (1914—1984) — выдающегося советского ученого в области механики и процессов управления: "Организовать (5) — это значит сначала оценить возможность (Р), а уже потом ставить задач)' (Р^)"- Или высказывание известного американского изобретателя Т. Эдисона (1847-1931): "Успех (5) - это 10% везения (Р,) и 90%
б) сложный субъект и простой предикат.
"Любовь (5)) и голод (52) правят миром (Р)" (Ф. Шиллер);
"Больной душе (5,) и совести усталой (52)
Во всем беды мерещится начало (Р)" (В. Шекспир);
в) сложный субъект и сложный предикат.
"Страдание (5)) и боль (52) всегда обязательны для широкого сознания (Р,) и глубокого сердца (Р)", — утверждал Ф. М. Достоевский, а Н. А. Бердяев, развивая эту мысль, заметил: "Без боли (5,) и страдания (52) в этом мире человек опустился бы (Р,) и животное в нем победило бы (Р)".
18) Вопрос- это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.
Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.
Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).
Виды вопросов
1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;
б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.
3. По составу вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;
б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;
б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:
а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;
б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).
Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.
Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Виды ответов
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.
1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.
При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;
б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;
б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).
Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.
19) Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называетсявыводом. Например: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья Н. — потерпевший (2). Значит, судья Н. не может участвовать в рассмотрении дела (3)».
В этом умозаключении 1-е и 2-е суждения являются посылками, 3-е суждение — заключением.
Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим» и «Обвиняемый имеет право на защиту» нельзя получить заключения, так как эти суждения не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны друг с другом.
При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: во-первых, исходные суждения — посылки умозаключения должны быть истинными; во-вторых, в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения.
Умозаключения делятся на следующие виды.
1. В зависимости от строгости правил вывода различаютдемонстративные (необходимые) инедемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон. В недемонстративных умозаключениях правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
2. По направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении различают три вида умозаключений:дедуктивные (от общего знания к частному),индуктивные (от частного знания к общему),умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).
Эта классификация будет положена в основу дальнейшего изложения.
Дедуктивные умозаключения.
Дедуктивным (от латинского deductio — «выведение») называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми (категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные, в которых заключение выводится из одной посылки, и
1. Истинностные значения сложных суждений зависят от двух параметров: истинностных значений составляющих их простых суждений (а) и характера логических союзов (б).
Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера два простых истинных суждения: "Пушкин убит на дуэли"; "Лермонтов убит на дуэли". Соединяя их логическим союзом "и", получаем истинное сложное высказывание: "Пушкин убит на дуэли (т) и Лермонтов убит тоже (я)". Соединяя же их строго разделительным союзом "либо-либо", получаем уже ложное высказывание: "Либо Пушкина убили па дуэли (т), либо Лермонтова (/?)".
Возьмем еще два простых суждения, — одно истинное, другое ложное, — и соединим их разными союзами:
"Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (истинно).
"Лермонтов — автор поэмы "Полтава"" (ложно).
Соединяя союзом "и" — получим ложное высказывание: "Пушкин — автор поэмы "Полтава"" (т) и Лермонтов тоже" (я). Соединяя их строго разделительным союзом "либо-либо" — получим истинное высказывание: "Либо Пушкин — автор поэмы "Полтава" (ш), либо Лермонтов" (п).
2. В простых суждениях, входящих в состав сложных, учитываются только их истинностные значения. Внутренняя (субъектно-предикатная) структура простых суждений, а также их качество и количество не учитываются.
Возьмем шекспировские строки:
"Слова парят, а чувства к низу гнут, А слов без чувств вверху не признают".
Это сложное высказывание состоит из трех простых: "Слова парят" (т), "Чувства к низу гнут" (п), "Слов без чувств вверху не признают" (р). У каждого из них есть субъект, предикат, количественная и качественная характеристики, но при логическом анализе сложных суждений это выяснять не надо. Надо установить только одно — истинность или ложность каждого простого высказывания; а затем с учетом функций логических союзов определить истинностное значение всего высказывания. Достигается это путем построения таблиц истинности.
3. Истинностные значения сложных суждений определяют путем составления таблиц истинности. Когда с помощью логических связок мы соединяем простые высказывания в сложное, встает вопрос: при каких условиях сложное высказывание считается истинным, а при каких — ложным? Ответить на этот вопрос позволяют таблицы истинности. Каждая логическая связка имеет свою таблицу, которая показывает, при каких наборах значений логических переменных сложное высказывание с этой связкой будет истинным, а при каких — ложным.
Таблицы истинности позволяет выделить из класса формул нашего языка:
-
• всегда истинные формулы (тавтологии); -
• всегда ложные формулы; -
• установить отношение логического следования между формулами; -
• их эквивалентность и т.д. -
4. Надо учитывать несовпадение логических и грамматических форм: сложное суждение может быть выражено простым распространенным предложением. Например: "Любовь молчалива и разговаривает только делом" (М. М. Пришвин). С точки зрения грамматики — это простое распространенное предложение. С точки зрения логики — это сложное высказывание, состоящее из двух простых, каждое из которых может быть оценено с точки зрения истинности или ложности, а именно: действительно ли, что "любовь молчалива", и действительно ли, что она "разговаривает только делом"?
В естественном языке сложное высказывание может быть выражено простым распространенным предложением в следующих логико-грамматических формах:
а) простой субъект и сложный предикат. Примером может служить высказывание академика
В. И. Челомея (1914—1984) — выдающегося советского ученого в области механики и процессов управления: "Организовать (5) — это значит сначала оценить возможность (Р), а уже потом ставить задач)' (Р^)"- Или высказывание известного американского изобретателя Т. Эдисона (1847-1931): "Успех (5) - это 10% везения (Р,) и 90%
б) сложный субъект и простой предикат.
"Любовь (5)) и голод (52) правят миром (Р)" (Ф. Шиллер);
"Больной душе (5,) и совести усталой (52)
Во всем беды мерещится начало (Р)" (В. Шекспир);
в) сложный субъект и сложный предикат.
"Страдание (5)) и боль (52) всегда обязательны для широкого сознания (Р,) и глубокого сердца (Р)", — утверждал Ф. М. Достоевский, а Н. А. Бердяев, развивая эту мысль, заметил: "Без боли (5,) и страдания (52) в этом мире человек опустился бы (Р,) и животное в нем победило бы (Р)".
18) Вопрос- это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.
Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.
Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).
Виды вопросов
1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;
б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.
3. По составу вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;
б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;
б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:
а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;
б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).
Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.
Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Виды ответов
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.
1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.
При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;
б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;
б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).
Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.
19) Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называетсявыводом. Например: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья Н. — потерпевший (2). Значит, судья Н. не может участвовать в рассмотрении дела (3)».
В этом умозаключении 1-е и 2-е суждения являются посылками, 3-е суждение — заключением.
Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений: «Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим» и «Обвиняемый имеет право на защиту» нельзя получить заключения, так как эти суждения не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны друг с другом.
При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: во-первых, исходные суждения — посылки умозаключения должны быть истинными; во-вторых, в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения.
Умозаключения делятся на следующие виды.
1. В зависимости от строгости правил вывода различаютдемонстративные (необходимые) инедемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон. В недемонстративных умозаключениях правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
2. По направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении различают три вида умозаключений:дедуктивные (от общего знания к частному),индуктивные (от частного знания к общему),умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).
Эта классификация будет положена в основу дальнейшего изложения.
Дедуктивные умозаключения.
Дедуктивным (от латинского deductio — «выведение») называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми (категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные, в которых заключение выводится из одной посылки, и