Файл: 1. теоретические основы использования проектной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Особенности мотивации при изучении английского языка

1.2. Использование метода проектов на уроке

Российский педагог-исследователь Т. Д. Новикова выделяет следующие требования к реализации метода проектов:

1. Наличие проблемы (задачи), значимой в творческом и в исследовательском плане, которая требует обобщенного знания и исследовательского поиска для ее решения.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учеников на уроке.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата [Чечель 2018: 115].

1.3. Психологические особенности учащихся 5-9 классов

• умение выслушать и понять ребенка;

• оптимизм и вера в лучшее в каждом ребенке;

• создание ситуации успеха на каждом этапе работы с коллективом по отношению к каждому ребенку;

• постоянный контакт с родителями ребенка или лицами, его заменяющими;

• умение хранить детские тайны;

• умение прощать своих воспитанников и просить у них прощение за свои педагогические ошибки;

• обязательность и требовательность, самоконтроль и чувство юмора - одни из главных качеств в общении с подростками.

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У УЧЕНИКОВ

2.1. Этапы работы над проектом

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

1.1. Особенности мотивации при изучении английского языка


Впервые термин «мотивация» был употреблен А. Шопенгауэром. В современной педагогике сложилось несколько подходов к раскрытию данного термина. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К.Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов [Матяш 2004: 11].

Российский ученый, доктор педагогических наук Н. Е. Сауренко в своем учебном издании по педагогике приводит следующее определение мотивации: мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования[Сауренко 2014: 92].

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Ученик сам стремится к знаниям, к искусству и к науке только тогда, когда он ощущает потребность в получении знаний, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. В данном смысле весьма глубокий смысл имеют слова знаменитого французского физика Паскаля, который утверждал, что: «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

– содержание учебного материала;

– организация учебной деятельности;

– коллективные формы учебной деятельности;

– оценка учебной деятельности;

– стиль педагогической деятельности учителя [Поливанова 2008: 75].

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить фундамент для языковых и речевых способностей, желания учиться, необходимых для последующего изучения иностранных языков. Считается, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Объем внимания у младших школьников невелик и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. Например, у подростков хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго).


Психологические факторы являются далеко не единичными в овладении школьниками иностранного языка. Существуют также антропологические факторы в изучении английского языка. Основной смысл данных факторов сводится к тому, что школьники приобретают опыт познания окружающего мира, общения с людьми и социализации личности. Это происходит благодаря природной открытости и любознательности ребенка ко всем окружающим его обстоятельствам, которые влияют на его развитие личности. В связи с информационными технологиями окружающий мир становится «маленьким», что каждый школьник может столкнуться с лингвокультурными феноменами чужого мира и его представителями [Байбородова 2013: 68]. Поэтому незнание языков и чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Конечно, наивно полагать, что ученики смогут в полной мере осознать актуальность изучения иностранных языков, самое главное дать учащимся понимание, что мир вокруг многоязычен и многокультурен.

Существует ряд условий, влияющий на формирование мотивации:

1. Уровень новизны. Для учеников с достаточным уровнем языковой и речевой компетенции повторяющиеся задания становятся скучными, и интерес таких учеников начинает ослабевать. Учащиеся со слабым уровнем подготовки, наоборот с большим удовольствием выполняют уже знакомые им задания, так это позволяет им пережить повторно положительные эмоции, что в свою очередь повышает уровень мотивации.

2. Степень сложности задания. Оценивается учащимися в зависимости от соответствия данных заданий с их способностями, средствами и времени на его выполнение. При помощи учителя трудное задание может быть переведено в разряд более легких, и тем самым может повысится мотивация учащихся к его выполнению.

3. Самостоятельное выполнение заданий. Самостоятельная работа повышает эмоциональный настрой школьников, тем самым повышая уровень мотивации. Важно выделять на подготовку достаточное количество времени, так как при жестких сроках, ученики попадают в стрессовую ситуацию, пропадает интерес к работе, и они почти перестают работать.

4. Влияние на формирование мотивации личного примера и ролевого поведения учителя [Тигров 2013: 44].

Таким образом, чтобы избежать устойчивого чувства страха перед общением с носителем, следует приобщать школьников к изучению иных культур через изучение иностранных языков. Необходимо, чтобы ребенок полностью понимал, что происходит и о чем говорится на уроке. Понятность – это один из основополагающих принципов обучения английскому языку на раннем этапе.




1.2. Использование метода проектов на уроке

В практике преподавания метод проектов не является принципиально новым явлением и используется в образовательном процессе в течение долгого времени. Эта методика неосознанно применялась на практике несколько столетий назад, однако теоретическое осмысление проекта как педагогического метода произошло лишь в начале XX века. Широкое внедрение метода проектов в образовательную практику в России возможно благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Чаще всего учебный проект выполняется в группе, однако возможно и его индивидуальное выполнение. Но стоить отметить, что групповая работа в этом случае все же является более эффективной. Для более точного понимания всего вышесказанного следует дать развернутое определение данного метода. Так, известный российский педагог Е. Полат, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, приводит следующее определение проектного метод: метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [Полат 2000: 57]. Для ученика проект — это способ раскрытия своего творческого потенциала. Метод проектов дает ученикам возможность проявить себя индивидуально или в группе, использовать все свои знания и силы, а полученный результат продемонстрировать учителю и одноклассникам. Для педагога проект — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, вырабатывающее и развивающее специфические умения и навыки проектирования, такие как: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Российский педагог-исследователь Т. Д. Новикова выделяет следующие требования к реализации метода проектов:

1. Наличие проблемы (задачи), значимой в творческом и в исследовательском плане, которая требует обобщенного знания и исследовательского поиска для ее решения.


2. Значимость предполагаемых результатов с практической, теоретической и познавательной точки зрения. (Например, выпуск собственной газеты, создание презентации, обустройство жилья или парка, создание своего рассказа и т.д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учеников на уроке.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Тематика проекта выбирается в зависимости от ситуации: тема формулируется в рамках установленных программ, предлагается учителем в зависимости от интересов, способностей и интересов учеников. Предлагать темы могут и сами ученики, отталкиваясь от своих интересов. В большинстве случаев, от учащихся требуются знания из разных областей, а темы проектов актуальны для практической жизни. В тоже время, могут затрагиваться и теоретические вопросы, с целью углубить знания. Таким образом, происходит довольно плавная интеграция знаний [Новикова 2000: 152]. По мнению И.Чечель, в ходе выполнения проектной деятельности самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата [Чечель 2018: 115].

Основная задача любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он становится организатором познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Использование проектной технологии открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности [Зуев 2014: 39]. Проекты могут быть разнообразными по форме: анализ; атлас; бизнес-план; видеофильм; выставка; газета; действующая фирма; журнальный репортаж; интервью; картина; костюм; макет; музыкальное произведение; оформление кабинета; публикация; рекламный ролик; рок-опера; спектакль; социологический опрос; справочник; сценарий; телепрограмма; учебное пособие; урок; web-сайт и т.д. Использование метода проектов предоставляет большие возможности расширения образовательных рамок и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная технология дает ученикам попробовать себя в роли авторов, развивает творческие навыки, улучшает уровень владения английским языком при решении задач в реальных ситуациях, формирует навыки самостоятельной деятельности, расширяет кругозор и повышает мотивационный потенциал. Отталкиваясь от специфики изучения предмета, основным фактором в обучении речевому общению в английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Мотивация является неотъемлемой частью в изучении иностранного языка, да и любого предмета в принципе. Очень важно создавать условия образовательно-познавательного процесса, способствующие развитию у учеников интереса к предмету, вне зависимости от типа и уровня учебного заведения [Глухарева 2014: 20]. Подводя итоги, можно сказать, что проектная технология является очень важным моментом для повышения интереса к предмету у учащихся, так как помогает ребенку проявить свои творческие способности, повысить уровень социализации, показать все свои умения, в том числе и в публичных выступлениях. Ученики становятся увереннее в себе, в своих возможностях и силах, во время занятия присутствует атмосфера успешности, что значительно повышает уровень мотивации при изучении любого предмета.