Файл: 1. теоретические основы использования проектной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку 15.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности мотивации при изучении английского языка
1.2. Использование метода проектов на уроке
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учеников на уроке.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата [Чечель 2018: 115].
1.3. Психологические особенности учащихся 5-9 классов
• умение выслушать и понять ребенка;
• оптимизм и вера в лучшее в каждом ребенке;
• создание ситуации успеха на каждом этапе работы с коллективом по отношению к каждому ребенку;
• постоянный контакт с родителями ребенка или лицами, его заменяющими;
• умение хранить детские тайны;
• умение прощать своих воспитанников и просить у них прощение за свои педагогические ошибки;
2.1. Этапы работы над проектом
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.
Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих поддержать беседу и выразить свое мнение по теме “Здоровый образ жизни”.
Задачи:
Учебные: формирование лексической базы по теме «Здоровый образ жизни», обучение устной речи, совершенствование навыков чтения, тренировка навыков диалогической речи.
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Воспитательные: обеспечить стимулирование речемыслительной и социальной активности учащихся; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
На следующем этапе мы попытались сформировать группы и согласовать общую линию разработки проекта. Так же ученики составили для себя подробные планы работы. Мы обсудили пути сбора информации и осуществления поисковой работы. Для этого была дана небольшая статья на тему: “How to be healthy?” .
– And now let's find out what we should do to be healthy. Read this article which is designed to help you with this amazing activity.
– How to be healthy?
– Being healthy is a big part of life that you wouldn't want to miss out on.
1. Try to keep an optimistic outlook (think positive). It makes everything you do easier, including getting healthy. Think about what you can do that would make you happier.
2. Keep clean. Bathe or shower often. For some, this means every day. Because of dryness issues, others may shower every other day. Brushing your teeth twice a day and regular flossing at night keeps from gum diseases. Wash your hands after you use the restroom or before you prepare food.
3. Eat right. Don't eat if you're not hungry, and stop when you are full – don't simply eat just because there is food around. Pay attention to your body, so you recognize when you're actually hungry, and when you're full. Try to eat at least five servings of fruit and/or vegetables a day. Eat foods that are high in fiber, like potatoes, beans, corn. Eat dinner at least 2-3 hours before you go to bed, and eat nothing after it. When you eat dinner that is too close to your bed time, it does not give your body enough time to digest its food.
4. Get enough sleep. Too little sleep can make you have a difficulty with memory, depression, even if you eat foods high in Vitamin C, which will increase your chance of becoming ill. And, a lack of sleep will bring an increase in perception of pain.
5. You should get at least 3 hours of exercise a week. Sports of any kind can keep your body fit and burn any unneeded fats.
6. And remember, the most important thing is to believe in yourself. To believe that you can achieve a healthy lifestyle. You're never going to get anywhere without any self-belief and positive thinking will make everything seem less difficult!
После прочтения и обсуждения статьи, детям были заданы следующие вспомогательные вопросы:
– Answer the questions.
Do you eat a lot of fruit and vegetables?
Do you do morning exercises?
Do you catch a cold more than once a year?
Do you have a lot of stress?
Do you often eat junk food?
Do you usually get enough sleep?
Do you read articles about health?
Have you ever had flu?
Have you ever had a toothache?
Мы подготовили ребятам инструкции для выполнения проекта и провели презентацию технологии работы над проектом, где рассказали, какие этапы должны быть в их работе, как распределять обязанности и как презентовать проект. Работа ребят осуществлялась во внеурочное время, а также в ходе уроков, где проектам отводилась половина или треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где ребята презентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности и отвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками совместно. После окончания защиты проектов были подведены итоги и сказаны заключительные слова учителя - рекомендации по сохранению здоровья:
– That brings us to the end. Today we have talked a lot about problems of health. To conclude, I would like to remember some rules which help you be healthy.
-
Eat healthy food to keep fit. -
Take a cool shower to be healthy. -
Wash your hands before you eat. -
Too many sweets are bad for your teeth. -
Try to avoid fast food. -
Be careful about drinks. -
Don't smoke. -
Do regular exercises. -
Go on walks regularly.
– Thank you for your work. I hope our project will be useful for you. You should always remember that health is above wealth. Try to follow these rules and you will fell strong, fresh, healthy and study well.
В ходе практики мы определили некоторые проблемные моменты в организации работы над проектами в средней школе. Прежде всего, они были связаны с языковым общением. Пятиклассникам не хватало словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так что значительная часть общения строилась на родном языке. Кроме того, приходилось контролировать процесс работы в группах, так как ребята часто отвлекались и предоставляли всю работу своим «активным» одноклассникам.
Еще одна проблема была связана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственно влияли на ход работы. Мы сделали выводы, что в нашем классе еще недостаточно сформировано умении работать в команде и требуется дальнейшая работа в этом направлении. Наиболее проблематичным было то, что приходилось буквально «втискивать» проектную работу в учебный план. Ребятам было явно недостаточно 20 минут урока для оформления проекта и консультирования. Из-за лимита времени не удалось уделить должного внимания этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит защита проектов, оппонирование, рефлексивный анализ проделанной работы и результатов.
Подводя итоги, можно сказать, что проектную работу в ходе педагогической практики мы можем считать удачной, так как в основном ребята справились с заданиями, в ходе работы ученики прошли все основные этапы, и каждый ученик сделал хотя бы небольшой вклад в работу. Положительным был тот факт, что в презентации проектов участвовали все ученики, и каждый высказался по выбранной теме. Анализируя проделанную работу и увиденные проблемы, мы попыталась определить условия эффективности метода проектов, соблюдение которых, поможет улучшить работу и избежать дальнейших ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учеников и их способностей к самостоятельной работе, связанной с темой проекта, и критическому мышлению. Рассматриваемый метод ориентирован на самостоятельную работу школьников, которую необходимо выполнить за определенное время индивидуально, парно или в группе. Результаты работы учеников должны иметь конкретное решение или результат – в зависимости от тематики проекта [Игнатьева 2013: 29].
Проблеме повышения мотивации к образовательной деятельности у школьников при помощи использования проектной деятельности были посвящены научные труды ряда известных российских педагогов – Е.С.Полат, Т.Д. Новикова, , Е. Д. Чечель и др. Как показал анализ научной литературы по теме курсовой работы и педагогическая практика, применение метода проектов в образовательном процессе достаточно эффективно.
Использование метода проектов в учебной деятельности выводит процесс обучения на новый уровень и способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранных языков с помощью творческих заданий. Проект на уроке английского языка позволяет избежать монотонного характера урока, он является движущей силой для повышения мотивации учеников к образовательной деятельности, помогает запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников. Крайне важно замотивировать к изучению английского языка на начальном этапе изучения, сформировать положительный настрой и не отпугнуть от познания окружающего мира через призму иностранного языка и его культуры.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать [Каримуллина 2013: 18].
Современные педагоги выделяют минимум три этапа выполнения проекта – подготовительный этап, этап выполнения проекта и заключительный этап, или защита и оценка результатов. Кроме того, преподаватели отмечают, что в ходе создания проекта у учеников формируется ряд важных компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и другие. Проектная деятельность в современной педагогике становится всё популярнее благодаря своей личностной ориентированности и способности принести удовлетворение ученикам за счет видимости результатов их труда. Проектная деятельность способствует повышению творческого потенциала учеников [Иванова 2013: 6].
Цели и задачи нашей курсовой работы были достигнуты. Мы попытались раскрыть сущность мотивации к обучению; проанализировали основные подходы к применению метода проектов в педагогике в качестве эффективного средства мотивации; рассмотрели специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку; выявили условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации и развития познавательных процессов учащихся в ходе изучения иностранного языка, а также разработали проект и провели его апробацию на уроках английского языка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что метод проектов дает возможность разнообразить формы работы на уроке, в результате чего развивается самостоятельность учащихся и повышается их интерес, что положительно влияет на качество обучения. Использование метода проектов в образовательном процессе повышает мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, а формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей у учеников проходит более успешно.
Библиографический список
-
Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013. – 175 с. -
Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117. -
Васильев, В. Н. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] / В. Н. Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180. -
Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность [Текст] / С. А. Вебер // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23. -
Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы [Текст] / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24. -
Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества [Текст] / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18. -
Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении [Текст] / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23. -
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе [Текст] / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41. -
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников [Текст] / М. В. Иванова // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7. -
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Игнатьева // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33. -
Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся [Текст] / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С.14 - 22. -
Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / О. В. Каримуллина // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65. -
Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов [Текст] / О. А. Комиссарова // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18. -
Кострикина, И. С. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников [Текст] / И. С. Кострикина, Е. Д. Порядина // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140. -
Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности [Текст] / С. И. Кузнецова // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84. -
Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н. В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 107 с. -
Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности [Текст] / Т. Д. Новикова // Народное образование. – 2000. - №8-9. - С.151-157. -
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ,2003. – 236 с. -
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. – С. 56-64. -
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. -
Попов, О. Кому подойдут проектные задачи? [Текст] / О. Попов, Е. Попова // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37. -
Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий [Текст] / Е. Попова // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С.35-38. -
Пчелинцева, Т. А. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира [Текст] / Т. А. Пчелинцева, А. Г. Львова // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69. -
Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики [Текст] / Н. Е. Сауренко // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47. -
Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся [Текст] / М. В. Сейтмухаметова // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91. -
Смыковская, Т. К. Проектный метод развития интеллектуальных умений [Текст] / Т. К. Смыковская, Н. Н. Головина // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36. -
Тигров, В. В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды [Текст] / В. В. Тигров, В. П. Тигров // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48. -
Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации [Текст] / Г. В. Тимонина // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30. -
Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100. -
Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы [Текст] / И. Д. Чечель. – М.: Сентябрь, 2018. – 169с.