Файл: Рабочая программа практики производственная практика преддипломная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПРЕДДИПЛОМНАЯ»



Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование



Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Специальная психология
Заочная форма обучения

Челябинск 2017 г


СОДЕРЖАНИЕ





1.

Пояснительная записка

5

1.1.

Общие сведения

5

1.2.

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики

5

1.3.

Место практики в структуре образовательной программы

5

1.4.

Цель и задачи практики

7

1.5.

Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

8

2.

Содержание практики

9

3.

Формы отчетности по практике

10

4.

Фонд оценочных средств по практике

11

5.

Учебно-методическое обеспечение практики

15

6.

Перечень образовательных технологий

17

7.

Описание материально-технической базы

17

8.

Методические указания

17




Приложения

21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о практике


Таблица 1

Общие сведения

Форма обучения

заочная

Вид практики

Производственная

Название практики

Производственная практика (преддипломная)

Место проведения практики

Образовательная организация

Курс

5

Семестр

10

Способ проведения

Стационарная, по запросу – выездная

Форма (формы) проведения

Дискретно (концентрированная)

Объем практики в зачетных единицах

3

Продолжительность в неделях (часах)

2(108)


1.2. Виды профессиональной деятельности: исследовательская.

1.3. Место практики в структуре образовательной программы

Практика – составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции задержки психического развития, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с задержкой психического развития, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с ОВЗ. В процессе теоретической подготовки к преддипломной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения

, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с ОВЗ; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи детей с ОВЗ и педагогов, работающих с такими детьми.

При подготовке к данному виду практики обучающиеся должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с ОВЗ, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин – всех дисциплин учебного плана, т.к. на практику выходят обучающиеся, завершившие полностью теоретическое обучение.

1.3.2. Место практики в последующем профессиональном образовании обучающегося

Преддипломная практика формирует знания. умения и компетенции необходимые для завершения выпускной квалификационной работы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации

1.4. Цель и задачи практики

Общей целью практики является подготовка выпускника к решению исследовательских задач в области профессиональной деятельности.

Цель практики: обобщение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога (специального психолога) в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ.

Задачи практики:

1. Обобщение знаний о задачах и функциях специального психолога в образовательных организациях разных типов и видов, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ, со спецификой профессиональной работы в данных организациях;


2. Изучение и обобщение результатов изучения медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с ОВЗ с

учетом их возрастных особенностей;

3. Овладение умениями анализировать деятельности (в первую очередь собственной профессиональной) специального психолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей и лиц с ОВЗ, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей и лиц с ОВЗ, протоколы индивидуального обследования детей и лицс ОВЗ, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей детей и лиц с ОВЗ; навыком сбора и анализа информации для оценки эффективности собственной педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей и лиц с ОВЗ, навыками предоставления результатов исследования.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

Таблица 2

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОП) *

Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом

Конкретизированные цели прохождения практики

Знать

Уметь

Владеть

1

ПК–8:

способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности


Трудовая функция

Организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

Необходимые знания

Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с ОВЗ, современные тенденции развития образования лиц с ОВЗ

Необходимые умения

Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы

Трудовая функция

Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений

Трудовые действия

Анализ документов лиц с ОВЗ, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами

Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с ОВЗ

З.1:

основы использования дефектологических, педагогических, психологи-ческих, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности

У.1: использовать дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности


В.1: конкретными навыками реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности


2

ПК–9:

способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации; формулировать выводы, представлять результаты исследования


Трудовая функция

Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений

Необходимые знания

Современные методики выявления нарушений развития, особенностей развития лиц с ОВЗ

Дефектологические технологии выявления нарушений и особенностей развития лиц с ОВЗ, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования

Необходимые умения

Составлять заключение по результатам дефектологического обследования с учетом результатов комплексной диагностики

Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту, реабилитации лиц с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и социально-коммуникативных ограничений, выявленных в процессе комплексной диагностики

Трудовые действия

Проведение дефектологической диагностики особенностей развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей лиц с ОВЗ

Осуществление анализа и оценки результатов дефектологического обследования лиц с ОВЗ

З.2:

методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации.

З.3: основы формулировки выводов и представления результаты исследования

У.2: использовать методы психолого-педагогического исследования и основы математической обработки информации для обобщения результатов собственной практической профессиональной деятельности.

У.3: формулировать выводы по результатам исследовательской профессиональной деятельности и представлять результаты собственного исследования

В.2: конкретными методами психолого-педагогического исследования и основами математической обработки информации для обобщения результатов собственной практической профессиональной деятельности

В.3: навыками формулировки выводов по результатам исследовательской профессиональной деятельности и представления результаты собственного исследования в виде выпускной квалификационной работы и ее публичной защиты



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 3

Таблица 3

Содержание практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код

компетенции

на базе практики

самостоятельная работа

Подготовительный (Вводный) этап практики

– Установочная конференция по организации практики (в т.ч. инструктаж для обучающихся по безопасности во время прохождения практики). ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка базы практики.

участие в установочной конференции;

– ознакомление с целями и задачами преддипломной практики;

– составление, согласование и утверждение индивидуального задания практики;

– корректировка плана выпускной квалификационной работы

12

6

[1; 2; 8; 11; 12; 15; 21; 22]

ПК–8

ПК–9


Основной этап практики

– выполнение индивидуального задания преддипломной практики;

– проведение педагогического эксперимента;

– оформление результатов выполненных исследований;

– подготовка рукописи выпускной квалификационной работы

36

18

[1–26]

ПК–8

ПК–9


Итоговый этап практики

– подготовка отчета о практике;

– подготовка текста доклада и презентации по теме выпускной квалификационной работы

24

12

[1–26]

ПК–8

ПК–9





72

36




Итого

108 час