Файл: Закон тождества Первым из четырех основных законов традиционно рассматривается закон тождества, или закон определенности мышления..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Познание представляет собой сложный процесс. Ключевая роль в нем принадлежит мышлению, посредством которого создаются обобщенные образы интересующей человека реальности.

Мышление является объектом изучения разных наук - философии, физиологии высшей нервной деятельности, лингвистики, логики. Особое место в их ряду принадлежит логике, поскольку ее предметом является мышление как средство познания объективного мира. Логика рассматривает мышление как деятельность, которая осуществляется в определенных формах, по четким правилам и законам, теоретическое описание которых и дает данная наука.

Под термином «закон мышления» в логике понимается «необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями».

Следует отметить, что законов в логике много, однако особое место среди них принадлежит четырем базовым законам - закону тождества, закону непротиворечия, закону исключенного третьего и закону достаточного основания. Эти законы в логике играют значительную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств.

Первые три закона были выявлены и описаны древнегреческим мыслителем Аристотелем в IV в. до н.э. Закон достаточного основания сформулировал в XVII в. немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц.

В данном реферате мы подробно рассмотрим эти законы.
1. Закон тождества
Первым из четырех основных законов традиционно рассматривается закон тождества, или закон определенности мышления. Он формулируется следующим образом: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе».

Математическое выражение закона тождества:
а = а (в логике высказываний), или

А = А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объемами понятий)
Закон тождества был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение - значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т.е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Иными словами, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т.е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.п. Вследствие нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения).


Символическая запись закона тождества выглядит так:

а → а («Если а, то а»), где а - это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.

Когда закон тождества нарушается непроизвольно, по незнанию, тогда возникают просто логические ошибки. Когда же этот закон нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются не просто ошибки, а софизмы.

Пример софизма: «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд ведь лучше, чем ничто, следовательно, он лучше вечного блаженства».

В результате нарушения закона тождества, может возникнуть два вида логических ошибок:

. подмена понятия, которая образуется из-за отождествления различных понятий;

. подмена тезиса, когда в ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных и иных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, что он не говорил.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что закон тождества гарантирует определенность, четкость, ясность мысли, поскольку предметы сохраняют свою качественную определенность и относительную устойчивость.
2. Закон непротиворечия
Второй базовый закон - закон логического непротиворечия, который гласит, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть оба истинными. Если тезис принимает истинностное значение «истина», то антитезис принимает значение «ложь».

Математическая запись закона логического противоречия:


где - знак конъюнкции;

- знак отрицания.
Закон противоречия является фундаментальным логическим законом, на котором построена вся современная математика. Однако существуют нетривиальные логические системы, в которых он не соблюдается, например, логика Клини.

Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий» (одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает, ведь высокий - это не низкий, и наоборот), - не

могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, т.е. если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идет о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни, например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях, например, он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем, тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается.

Символически закон непротиворечия выражается следующей тождественно-истинной формулой:

¬ (а Λ ¬ а) («Неверно, что а и не а»), где а - это какое-либо высказывание. Говоря иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно.

Следует отметить, что противоречия бывают двух видов:

1. контактные, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте);

. дистантные, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе может утверждаться то, что отрицается в другом.

Контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи, в то время как дистантные противоречия часто можно обнаружить в интеллектуально-речевой практике.

Противоречия также бывают явными и неявными. Явные противоречия, так же как и контактные, встречаются редко. Неявные противоречия, как и дистантные, наоборот, в силу своей незаметности намного более распространены в мышлении и речи.

Примерами контактного и явного противоречия могут служить следующие высказывания:

«Водитель Н. при выезде со стоянки грубо нарушил правила, т.к. он не взял устного разрешения в письменной форме»;

«Молодая девушка преклонных лет с коротким ежиком темных вьющихся белокурых волос изящной походкой гимнастки, прихрамывая, вышла на сцену». Пример контактного и неявного противоречия: «Эта выполненная на бумаге рукопись создана в Древней Руси в XI в. (в XI в. на Руси еще не было бумаги)». Противоречия также бывают мнимыми. Некая мыслительная или речевая конструкция может быть построена так, что, на первый взгляд, выглядит противоречивой, хотя на самом деле никакого противоречия в себе не содержит. В качестве примера можно привести известное высказывание А.П. Чехова: «В детстве у меня не было детства». Оно кажется противоречивым, т.к. вроде бы подразумевает одновременную истинность двух суждений, одно из которых отрицает другое: «У меня было детство», «У меня не было детства». Таким образом,
можно предположить, что противоречие в данном высказывании не просто присутствует, но и является наиболее грубым - контактным и явным. На самом же деле никакого противоречия в данной фразе нет. Закон противоречия нарушается только тогда, когда речь идет об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. В рассматриваемом высказывании речь идет о двух разных предметах: термин «детство» употребляется в различных значениях: детство как определенный возраст; детство как состояние души, пора счастья и безмятежности. Таким образом, мнимое противоречие можно использовать как художественный прием.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что сознательное использование закона непротиворечия в практике мышления позволяет избегать противоречивых высказываний и обеспечивает логическую убедительность и обоснованность приводимых аргументов в доказательстве.
3. Закон исключенного третьего
Третий базовый закон логики - закон исключенного третьего - является дополнением к закону логического непротиворечия. Аристотелем данный закон был сформулирован следующим образом: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было одно: либо утверждать, либо отрицать».

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу высказываний - «А» или «не А», - одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. При знании истинности одного из противоречащих суждений можно отбрасывать другое как несомненно не истинное, не прибегая к доказыванию этой неистинности.

Закон исключенного третьего является одним из основополагающих принципов современной математики.

В математической логике закон исключенного третьего выражается формулой

где - знак дизъюнкции;

- знак отрицания.
Предположим, что P представляет собой утверждение «Сократ смертен». Тогда закон исключенного третьего для P примет вид: «Сократ смертен или Сократ бессмертен», откуда ясно, что закон отсекает все иные варианты, при которых Сократ и не смертен и не бессмертен. Последнее - это и есть то самое «третье», которое исключается. Этим также обусловлено латинское название данного закона - «tertium non datur» - «третьего не дано».


В качестве примеров применения закона исключенного третьего можно привести следующие высказывания:

«В коробке два вида шаров: белые и черные. Вынуть из нее можно либо белый, либо черный, а третьего не дано».

«Три - есть простое число. Три - не есть простое число. Третьего не дано».

Следует отметить, что закон исключенного третьего справедлив только для двузначной логики. В трехзначной логике (истинно, ложно, неопределенно) будет действовать принцип исключенного четвертого.

Закон исключенного третьего обладает одним недостатком, который заключается в том, что он не охватывает абсолютно все вещи, как того «требует» наука логика, т.е. в нем речь может идти только о вещах, которые точно известны и однозначны. Этот закон не применим к вещам переходного характера (пограничного), о которых сложно сказать, чем они точно являются (A или не A). В качестве примера приведем высказывание: «Вчера в Москве был дождь». Это высказывание не может быть ни истиной, ни ложью для человека, который был в Москве, но находился на территории, где проходила граница дождя.

Закон исключенного третьего также не применяется к категориям хорошо/плохо, горячо/холодно или в случаях, когда субъект по объему шире, чем предикат: например, «человек вообще - женщина».

Закон исключенного третьего не применяется к внутреннепротиворечивой структуре, т.к. к парадоксам, апориям, антиномиям.

Разрешение логических парадоксов - одна из серьезных проблем формальной логики. Один из вариантов ее разрешения предложил Б. Рассел с помощью теории типов. В основе объяснения лежит требование не смешивать логические уровни, уровни языка. Возьмем известный парадокс «лжеца»: «Один критянин сказал, что все критяне лжецы». Если он сказал правду, то он солгал, если он солгал, то он сказал правду. Данная ситуация возникла из-за смешения логических уровней (элемент множества не должен сказываться обо всем множестве): критянин, будучи элементом множества «все критяне» не должен сказываться обо всем множестве (обо всех критянах).
4. Закон достаточного основания
Четвертый базовый логический закон - закон достаточного основания - был сформулирован в Новое время немецким философом и математиком Г.В. Лейбницем. Этот закон требует, чтобы выдвигаемое утверждение, если оно не самоочевидно, было достаточно обосновано.

Закон достаточного основания формулируется следующим образом: «Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана».