Файл: 1. Эмиссионные ценные бумаги понятие и признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принципы бюджетной системы:

1)принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление

соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими

органами;

3) самостоятельность бюджетов:

а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

в) право соответствующих органов самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов и т. д.;

4) полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

5) сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников инансирования его дефицита;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;


8) принцип гласности:

а) обязателное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

б) обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов;

9) достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


33.    Бюджетная классификация РФ: понятие и состав

Бюджетная классификация –группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов всех бюджетов, используется для составления и исполнения бюджетов и которая обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней системы бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с функциями бюджетной системы в состав бюджетной классификации включают 4 вида группировок.

Состав бюджетной классификации Российской Федерации: классификация расходов бюджетов; классификация расходов бюджетов; классификация источников финансирования дефицита бюджетов; классификация операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетовпредставляет собой группировку доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в которую входят следующие группы и подгруппы доходов бюджетов.

1. Налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и имым обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы.


2. Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики; межбюджетные трансферты.

Классификация источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации – группировка источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицита бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицита бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету бюджета; иные источники внутреннего финансирования бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицита бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицита бюджетов. Классификация операций сектора государственного управления – группировка операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.


Единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного правления являются:

1) доходы: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов; взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы;

2) расходы: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обсуждение государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездные перечисления бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов;

4) выбытие нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов;

6) выбытие финансовых активов;

7) увеличение обязательств;

8) уменьшение обязательств.

В зависимости от целей анализа расходы государственного бюджета классифицируются по следующим направлениям.

Функциональная классификация разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства.

Экономическая классификация разграничивает текущие и капитальные расходы и позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства.

Ведомственная классификация дает характеристику распределения денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Ведомственная классификация составляется в Российской Федерации в дополнение к требованиям МВФ. Она позволяет контролировать структурные изменения в расходах, связанных с реформированием системы управления.

На основе доходных и расходных статей бюджетов, бюджетных учреждений и внебюджетных фондов, направленных на реализацию социально-экономических программ, ежегодно составляется финансовый баланс, который позволяет осуществлять прогноз развития Российской Федерации.

34.    Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджета – это ситуация, в рамках которой объем предусмотренных расходов бюджета не превышает объема его доходных статей. Таким образом, сбалансированным признается бюджет, в котором расходы не превышают доходы в аналогичном периоде. На современном этапе развития принцип сбалансированности бюджета можно назвать одним из важнейших принципов бюджетной системы государства. Сущность данного принципа заключается в том, что валовый объём расходов государства, которые находят свое отражении в бюджете, в обязательном порядке должны соответствовать объёму поступлений в бюджет за аналогичным период. Стоит отметить, что под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета (например, налоги и прочие сборы), но и прочие ресурсы, например, внешние и внутренние заимствования. Несбалансированный бюджет в принципе нельзя назвать бюджетом, так как исполнить его невозможно. Стоит отметить, что формирование и утверждение бюджета с профицитом, т.е. с превышением величины поступлений над величиной планируемых доход, также оказывает негативное влияние в целом на экономику. Профицит бюджета способен снижать эффективность расходования бюджетных финансовых ресурсов, что в значительной мере увеличивает нагрузку на национальную экономику. Методы обеспечения сбалансированности бюджета Для обеспечения сбалансированного государственного бюджета на сегодняшний день в России применяются следующие инструменты: 1. Привлечение бюджетных кредитов и займов, предоставляемых как Российской Федерации, так и ее отдельному субъекту, муниципальному образованию или хозяйствующей единице на основании договора (соглашения), который заключается со строгим соблюдением в действующего российского законодательства, на условиях и в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных законодательными актами (решениями) о бюджете, с учетом положений, которые установлены Бюджетным Кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу финансовых отношений. Стоит отметить, что бюджетный кредит или займ предоставляется исключительно на условиях возмездности и возвратности. На сегодняшний день бюджетный кредит может быть предоставлен исключительно в рамках соблюдения условия предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату такого кредита, а также в обязательном порядке уплате процентных и прочих платежей, которые