ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говорит ли Августин о безусловном осуждении неверующих? Из шестой главы указанной монографии может показаться, что именно так все и есть. Августин пишет об осуждении Бога, проявленным в оставлении неверующих без приготовления их воли к принятию Слова, но не только это, епископ цитирует писание о том, что Сам Бог ослепляет и оглушает приготовленных к осуждению. И далее полагает основание к осуждению в истине и праведности Самого Бога, как будто нет внешних причин для осуждения.[19] Но в восьмой главе Августин немного проясняет это учение, полагая причину ожесточения Богом сердец в «воздаянии должного».[20] И далее еще более ясно причина полагается в первородном грехе, распространившимся на всех так, что если бы Бог не пощадил никого, то было бы это праведно и справедливо.

А причины, по которым Бог оставляет одних для осуждения, не открыты человеку, кроме причины праведности Бога.[21] Так и в Энхиридионе Бог «Милует именно по великой благости, ожесточает же отнюдь не по несправедливости; так что и оправданный не может хвалиться своими заслугами, и осужденный может сетовать только на свою вину».[22]

Итак избрание ко спасению не зависимо ни от каких внешних причин, а осуждение и наказание обусловлено греховностью, предшествующей осуждению. Так Бог не желал, чтобы «ангелы и люди согрешили» и не инициировал грех, не побуждал к нему и тем более не производил его в Адаме, однако не Своей волей исполнил то, что желал, а именно «осудил справедливо предопределенных к наказанию и спас милостиво предопределенных к благодати».[23]

Что же касается предузнания, то Августин не двусмысленно заявляет, что Бог предузнает то, что предопределяет, а не наоборот, подтверждая идею словами из Исаии о том, что Бог творит будущее (Ис. 45). Предопределение же не распространяется на грех, а лишь на суд за грех.[24]

Из описанного выше истекает, что Августин учил о двойном предопределении во спасение и в осуждение на смерть. О предопределении к вечной погибели кратко упоминается в книге «О происхождении души» (On the Soul and Its Origin), где он говорит, что несут наказание не только те, что грешили на земле, но и те, кто не успел приложить к первородному греху никакого иного, как младенцы. Таковые, если они были предопределены к осуждению, будут осуждены.[25] Еще в одном труде (On Man’s Perfection in Righteousness) Августин комментирует стих Псалма говорящий, что никто не ищет праведности. Епископ Гиппонский объясняет, что речь здесь идет о предопределенных к разрушению.[26] Очевидно, что речь не идет о предопределении к совершению греха, исходя из предыдущего описания доктрины, а лишь о предопределении наказания за грех.


Логическим завершением описания доктрины предопределения в трудах Августина, как представляется автору работы, является учение о сохранении святых. Августин учит, что Бог, давший нам прийти к Нему также сделает так, что мы не отойдем уже от него.[27] Стойкость святых в вере – также дар от Бога, поэтому у Него и следует просить об этой стойкости каждый день молитвой «и не введи нас во искушение», полагая всю надежду на Господа.[28]

Доктрина предопределения имеет предпосылки и последствия. В числе предпосылок следует назвать (1) учение о первородном грехе, распространившемся на всех и исключившем свободный выбор следования за Богом, а также (2) учение о абсолютной суверенности Бога и дара благодати. Сама доктрина условно делится на позитивную и негативную часть: избрание и осуждение. Избрание происходит исключительно по предопределению без внешних на то причин. Осуждение основано на воздаянии за первородный и соделанный грех и внутренних качествах Бога, как справедливость и праведность. Бог при этом не насилует волю и не является автором греха. В числе последствий стоит учение о стойкости святых. Бог однажды избравший Своих прежде возникновения материальной вселенной постановил о их конечной участи восполнить число ангелов и вечно пребывать с Ним. Его решение не может быть отменено, поэтому все, кого Бог предопределил, не отступят от веры насовсем и в конце окажутся спасенными.

I.2. Последователи Августина

В данном разделе будет рассмотрено дальнейшее развитие учения о предопределении в Западной Церкви вплоть до Ж. Кальвина. Будут затронуты ключевые события и богословы, определившие вектор последующих рассуждений. Судьба доктрины предопределения в интерпретации Августина прошла долгий путь принятий и отвержений, уточнений и деформаций, забвения и возрождения.

Значимой датой августино-пелагианского спора является 431 г. В этом году проходил вселенский собор в Ефесе, на котором позиция Августина приняла официальный статус, а пелагианство было осуждено как ересь, наряду с несторианством.[29] Очередным оппонентом Августина был епископ Кассиан, о котором пишут, будто он был главным представителем полупелагианства.[30] В православной традиции учение Кассиана, которое является образцом и по сей день, стали называть впоследствии синергизмом.[31] Взгляды Кассиана были осуждены на Соборе в Оранже, а Августин был принят латинской Церковью как образец здравого учения, впрочем его учение о предопределении к осуждению и не приняли.[32]



Следующей видной фигурой богословия был Григорий Великий, последователь Августина. В 590 г. стал Папой Римским. В отличии от Августина Григорий не был столь логичен в своем богословии и некоторые вопросы не доводил до логического завершения, оставляя тем самым свободу для различных толкований, и значительно смягчал позиции своего учителя. Грех хотя и перешел на всех, но привел к потере добра воли, а не свободы. Предопределение Бога мыслится в терминах предузнания, что наиболее ярко являет алогичную позицию, поскольку утверждается действие непреодолимой благодати в духе Августина наряду с предузнанием.[33]

В IX в. возобновился спор о предопределении связанный с именем Готшалька. Он вспомнил о словах Августина о двойном предопределении и отстаивал равнозначность предопределения ко спасению и к осуждению. Он ревностно противостал учению предопределения по предузнанию, господствовавшего в его время среди августинианцев, хотя Готшальк и подмечал, что декрет Бога о грехопадении имеет позволительный характер, и таким образом избавлял Бога от обвинения в авторстве греха.[34]

В 848 г. собором в Майнце его учение подвергли осуждению. Не все богословы единодушно приняли решение собора, что и породило многочисленные споры вокруг доктрины.[35] В результате множества споров был организован очередной собор в 855 г. в Валенсии, который подтвердил, что двойное предопределение – Церковное учение, но Бог избирает спасти не по причине добрых дел, а осуждает же потому, что предузнает нечестивую жизнь, а не предопределяет к совершению греха.[36] Такое определение не входит в открытую конфронтацию с Августином, а скорее повторяет его.

Очередной влиятельный богослов, высказывающийся в пользу двойного предопределения, Фома Аквинский, был близок к пониманию предопределения по Августину. Он утверждал, что Бог предопределяет одних ко спасению, а других отвергает. Отвержение же является допущением провидения Божиего не достигнуть некоторым цели спасения. Осуждение основано не на предвидении, но на воле Бога, допускающей отверженным утопать в грехах и за это быть судимыми. Бог не желает всему творению жизнь вечную, хотя и желает некоторого блага всему творению.[37] Предопределение к осуждению не является причиной греха, но лишь причиной вечного наказания за грех. Грех же совершен по свободной воле оставленных Богом.[38] Интересно объяснение Фомы Аквинского, почему при желании Бога спасти всех Он спасает некоторых. Он говорит: «Бог желает, чтобы все люди спаслись, Своей изначальною волей, которая суть не просто воля, но воля гипотетическая, а не своею последующей волей, которая суть (именно) простая воля».[39]


Ф. Аквинский отрицательно высказывается о предопределении по предузнанию дел или помыслов или чего бы то ни было. Предопределение коренится только в воле Бога и основано на любви благости и выборе Бога. Воля и благость Бога - это основание не только оправдания и освящения избранных ко спасению, но и демонстрация праведного суда предназначенных к погибели. Однако Фома Аквинский утверждает действие вторичных причин в провидении, а значит и предопределении, что позволяет утверждать свободу воли человека.[40] Также и неизменность предопределения, хотя она неизбежна, по причине наличия ближайших причин, установленных провидением случайными, не уничтожает, а, наоборот, утверждает свободу воли.[41]

Не смотря на большой вес, который «Сумма теологии» оказала на западное богословие, церковь все равно тяготела к взгляду на предопределение через призму

предшествующего предузнания[42]

Наряду с этой тенденцией были и значительные исключения, одним из таких исключений был Григорий Риминийский, который стоял у истоков так называемой Schola Augustiniana Moderna.[43] Представители данного течения учили о предшествующей благодати, первородном грехе, и предопределении, не зависимом от внешних причин.[44]

Из приведенного материала следует, что со времен Августина церковь не покидали споры о предопределении, которые склоняли ее официальную позицию то в сторону Пелагия, то Августина. Наконец, официально западная Церковь приняла полупелагианскую позицию предопределения, обусловленного предузнанием. Но мысль Августина продолжала жить в его последователях в современной августинианской школе, предшествовавшей реформации Ж. Кальвина. Взгляды этой школы так или иначе оказали влияние на учение Ж. Кальвина, который очевидно по богословским убеждениям, был августинианцем.[45]

II. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТ Ж. КАЛЬВИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Ж. Кальвин был приверженцем идеи волюнтаризма, которая утверждала независимость воли Бога от внешних условий в оценке действий творения, в частности человека Иисуса Христа, искупившего человечество, смерти Которого было достаточно для акта искупления именно по решению воли Господа, а не от причин находящихся в самом поступке.[46]

II. 1. Описание доктрины

Краеугольным камнем всего богословия Ж. Кальвина является не доктрина предопределения, как может показаться из современной ассоциации кальвинизма именно с этой доктриной, но учение об абсолютном и безусловном суверенитете Бога Вседержителя. Бог – Господин всей вселенной
, и абсолютно ничто не проходит без Его на то волеизъявления. Каждое событие всей истории мира материального проходит под абсолютным контролем Бога и при Его желании. Именно Бог направляет и создает историю. Не только добро, но и зло происходит по велению Бога. Основатель реформатской традиции так пишет в первой книге наставлений: «…обратимся к Богу в уверенности, что именно по его справедливому решению и промышлению было дозволено - то есть повелено – совершиться всему, что предпринимают против нас наши враги».[47] Из цитаты видно, что по мнению богослова реформации Бог именно повелевает злу произойти.

Идея абсолютного суверенитета Бога берет свое начало в Библии, и подтверждается Ж. Кальвином преимущественно именно местами из Писания, а не простыми примерами из жизни, как утверждает в презентации доклада на последней конференции посвященной арминианской традиции в г. Одесса Сергей Викторович Санников.[48] В качестве подтверждения за основу взяты следующие места Писания: Быт.45:5-8; 50:20; Иов.1:21; 2Цар.16:10; Пс.39:10; Вт.28; Лев. 26:23-24; Пл. Иер.3:38; Ам.3:6. Здесь же Ж. Кальвин цитирует Исайю: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45:7).[49] Вышеприведенный список ссылок на Библию у Ж. Кальвина в подтверждении доктрины суверенитета далеко не исчерпывающий, но взят лишь из двух страниц, посвященных теме провидения.

В учении о суверенности основатель кальвинизма звучит в унисон с Августином, приводя его цитату определяя понятие Суверенности: «…воля Божья есть первая и высшая (souveraine) причина всего, ибо ничто не совершается без повеления и дозволения Бога»[50].

Из этого учения и других упомянутых выше предпосылок, как логическое следствие выходит учение о предопределении, призванное объяснить реальность повседневной практики миссионеров, сталкивающихся с неприятием христианского учения одними и принятием другими людьми.[51]

При объяснении доктрины в качестве указаний методологии исследования реформатор очерчивает границы познания одним единственным источником – Библией, и утверждает, что выходить за пределы этих границ не просто нежелательно, но иногда даже гибельно.[52]

А в Библии, как считает один из основателей реформации, сказано, что Бог избирает ко спасению и отвержению прежде создания мира конкретных людей, не обращая внимания на их заслуги или веру. Бог вообще не обуславливает свой выбор никакими внешними причинами.[53]

Жан КальвинЖ. Кальвин пишет:

Следуя очевидным положениям Писания, мы говорим, что Бог в своем предвечном и непреложном плане однажды определил, кого Он желал спасти и кого оставить на гибель. Мы говорим, что относительно избранных этот план основан на его милости вне всякой связи с заслугами людей. Напротив, врата жизни закрыты для тех, кого Бог желает предать проклятию. И мы говорим, что это происходит по его суждению, тайному и непостижимому, однако праведному и справедливому.[54]