Файл: Определение и Функции институтов. Основные типы ситуаций, в которых возникают институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему

Определение и Функции институтов. Основные типы ситуаций, в которых возникают институты.
Правила экономического поведения в совокупности с механизмами, принуждающими людей к их исполнению, экономисты называют институтами. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Из множества определений институтов лучшим стало Дугласа Норта:

Институты– это правила игры или ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми.

Институты не представлены людьми, они создаются людьми. Институты не имеют вещественной формы, они своеобразные конструкции, невидимые механизмы, созданные человеческим сознанием.

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой взаимодействия между людьми. (Д. Норт)

Все функции, которые институты выполняют в обществе, можно условно разделить на:

1)Функции, характеризующие деятельность конкретных институтов.

По типу правил, лежащих в основе этих функций, можно выделить три главных — функции координации, кооперации, дележа и распределения издержек и выгод.

Координация. Институты, которые призваны решать координационные проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений.

Кооперация. Институт, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право.

2) Функции, характеризующие деятельность институциональной среды:

Рамочное регулирование. Институты в целом регулируют деятельность участников экономических отношений путем ограничения набора доступных альтернатив. Позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации.

Обеспечение предсказуемости и стабильности. Институты выполняют важнейшую задачу — обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий, что даёт устойчивость. Следование институту позволяет рассчитывать на результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.


Обеспечение свободы и безопасности. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий, что высоко ценится участникам экономических отношений.

Институты можно классифицировать в зависимости от ситуаций, в которых оказываются люди. Э. Ульман-Маргалит выделила три типа первичных ситуаций, которые приводят к появлению норм поведения: дилемма заключенного; дилемма координации; дилемма неравенства.

Дилемма заключенного— фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой участники не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Игрок максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других. Классическая формулировка дилеммы заключенного такова: двое преступников, попались в одно и то же время на преступлениях. Думают что они в сговоре, и разделив их, предлагает одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы. Если оба молчат, их деяние проходит по более легкой статье, и они приговариваются к шести месяцам. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по два года). Каждый заключенный выбирает: молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой.

Дилемма координации- правило движения на дорогах: правостороннее или левостороннее. Простейший институт — конвенция, который координирует действия людей. Фокальная точка — это равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе общего знания, помогающего им скоординировать свой выбор. Фокальная точка возникает как общее знание, позволяющее игрокам скоординировать свое поведение. В качестве такого знания и возникает социальная норма.

Социальная норма — это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Социальные нормы координируют действия людей. Таким образом, в дилемме координации институт как социальная норма необходим для нахождения единого решения. Институт, возникающий в этой ситуации, не нуждается в специальном механизме принуждения, людям нужен лишь сигнал о том, какое из равновесий им выбрать.


Дилемма неравенства - несправедливость равновесия. В условиях рыночной экономики, институт частной собственности выполняет не только функцию сохранения неравенства, но и является необходимым условием для взаимовыгодного обмена, позволяет людям координировать свою коммерческую деятельность и не тратить ресурсы на перераспределение богатства.

Право собственности как институт, возникающий в ситуации неравенства:

• решает проблему координации действий людей;

• сохраняет существующее неравенство, т.е. защищает интересы стороны, находящейся в более выгодном положении.

Необходимость в социальных институтах возникает в тех ситуациях, когда имеется:

• неэффективность равновесия (дилемма заключенных);

• несколько равновесий (проблема координации);

• несправедливость равновесия (дилемма неравенства).