Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АНПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

Курсовая Работа

на тему: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.


Выполнил:

студент по специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Приймакова Виктория Александровна
Проверил:

Дата защиты:

Оценка:

Подпись руководителя __________

Подпись студента_______________

Омск 2022
Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия с родителями как средства развития изобразительных навыков дошкольников

1.1. Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника

1.2. Формы взаимодействия c родителями воспитанников в ДОУ

1.3. Индивидуальный подход к работе с родителями в условиях ДОУ

Глава 2. Организация взаимодействия с родителями по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

2.1. Определение исходного уровня развития изобразительных навыков (констатирующий эксперимент)

2.2. Индивидуальный подход в работе с родителями по развитию изобразительных навыков у старших дошкольников (формирующий эксперимент)

2.3. Оценка эффективности системы педагогической деятельности по индивидуально

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 





Введение

 

Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формированию всесторонне развитой личности [44].

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность [34]. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) наряду с игровой деятельностью одним из важнейших факторов интеграции к реалиям окружающего мира становится изобразительная деятельность. По результатам исследований Т.С. Комаровой, в этом возрасте дети способны создавать до двух тысяч рисунков в год [25]. Через изобразительную деятельность идет закрепление и уточнение представлений и знаний об окружающем мире, отражение впечатлений из пережитого опыта, выражение эмоций. Изобразительная деятельность положительно влияет на различные сферы развития ребенка, такие как: эстетическая, нравственная, патриотическая, сенсорная, умственная, творческая, служит важнейшим фактором подготовки ребенка к школе [19].


Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. Мы считаем, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе реализации новых образовательных стандартов в ДОУ, педагоги сталкиваются с рядом проблем:

 - педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;

 - несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

 - преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

Поэтому, на наш взгляд, разработка методик по работе с родителями является актуальной задачей современной системы дошкольного образования. Индикатором изменения отношения родителей к процессу дошкольного образования и воспитания, будут, естественно, показатели познавательного, эмоционального и личностного развития детей. Как нельзя более точно состояние всех этих показателей можно отследить, исследуя продукты изобразительного творчества дошкольников. Исходя из этих соображений, можно определить цель нашей работы как разработка и реализация системы индивидуального подхода в педагогической работе с родителями как фактора развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – индивидуальный подход в работе с родителями как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников.


Гипотезой исследования полужило предположение о том, что развитие изобразительного творчества старших дошкольников будет более успешным при соблюдении следующих условий:

 - установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для творческого развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

 - активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- анализ теоретических источников по изучаемой проблематике,

- разработка методики работы с родителями старших дошкольников, основанной на индивидуальном подходе и ориентированной на развитие изобразительного творчества детей,

- проведение исследования оценки эффективности разработанной методики работы с родителями.

Методологической базой проведения исследования являются работы российских ученых, в частности, динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ проанализирована в работах Н.А. Ворониной, общие принципы развития детей в изобразительной деятельности изучены Т.Н. Дороновой, психологические особенности  изобразительной деятельности детей показаны в работах Е.И.  Игнатьева, связь изобразительной деятельности и художественного развития дошкольников обоснована Т.Г. Казаковой.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, педагогической, методической литературы по изучаемой проблематике;

- практические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, методы математической обработки данных.

Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 24 «Звёздочка» города Димитровграда Ульяновской области.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке методики работы с родителями старших дошкольников, основанной на индивидуальном подходе и ориентированной на развитие изобразительного творчества детей, которая может быть использована в практической работе ДОУ.

Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, определяющее актуальность, проблему, гипотезу, цель, задачи, объект, предмет и основы исследования, двух глав основной части (первая из которых носит теоретический характер и составляет базис исследования, вторая глава носит практический характер и включает в себя описание методологической базы, описание и анализ результатов эмпирического исследования), заключения с формулировкой выводов по результатам теоретического и практического исследования, а также с определением направлений дальнейшей педагогической деятельности. Работа включает в себя также список использованных источников из 55 работ российских и зарубежных исследователей, приложений, иллюстрирующих и дополняющих данное исследование.


 Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия с родителями как средства развития изобразительных навыков дошкольников

 

1.1. Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника

 

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики [27]. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.) Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью [12].

Казакова Т.Г. определяет творчество, как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно, находя средство для его воплощения. У детей формируются творческие способности необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе [20].

Болотина Р.Л. рассматривает творчество как деятельность, направленную на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразования окружающей среды. Результаты творчества взрослых, новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективные значения детского творчества – общество заинтересовано в творческом развитии каждого [8].

И.Я. Лернер утверждает, что творчество можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями [29].


Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач - задачи формирования всесторонней гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведением искусства, занятия различными видами художественной деятельности создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия [1].

Известно, что педагогические мысли уже многие десятки лет исследуют проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции.  В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребёнка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процесса формирования художественных способностей ребёнка и тщетности педагогического вмешательства в него [5]. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объясняется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придаётся тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приёмам творческих действий [9]. Болотина Л.Р. предлагает в творческой деятельности ребенка выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь может быть детализирован:

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения, рассказа, рисунок, танца могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30%-40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года при условии систематических занятий с детьми у 70-80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается с одной стороны в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел малыш далеко не всегда может соотнести задуманное своими изобразительными возможностями. А поэтому взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.