Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного образовательного стандарта, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в дошкольном учреждении. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса [45].

 Изменения во взаимодействии семьи и дошкольного  учреждений произошли в 90 годы. Это было связано и с реформой образования, и с изменением в государственной политике. Признавалась положительная роль семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В это время начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи,  сообщества и детского сада [31].

 Вывод: каждый из социальных институтов (детский сад и семья) имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь в семье, не вступая в общение со сверстниками, ребенок может вырасти эгоистичным, не приспособленным к жизни в обществе: следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Поэтому в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоит гармонизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.


 

1.3. Индивидуальный подход к работе с родителями в условиях ДОУ

 

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада  и семьи.

 1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.

 2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».

 3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи,  а детский сад  посещают от случая к случаю.

 4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

 5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».

 6. Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

 7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.


 8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

 9. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или государственный детский сад, в элитную школу - вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами воспитательных услуг [4].

 Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи ребенка сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено педагогом, как правило, результативно [7].

 Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает неукоснительное правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное педагогу останется между ними, что- любая откровенность в адрес ребенка, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная педагогу, не будет при случае использована ему во вред, разглашена [17].

 Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к педагогу. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе.

 Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ребенка - быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, я т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка. Индивидуальное общение не только дает возможность педагогу оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям [24].


Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи, первого разговора. И хотя часто этот разговор ограничивается получением документов и формальных сведений о ребенке и его семье, нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

 Уже здесь родитель должен почувствовать, что воспитатель заинтересован в беседе с ним. Поэтому не следует отвечать родителям односложно, говоря, что на все вопросы они получат исчерпывающие ответы на первом родительском собрании. Для родителей этих детей такая встреча часто становится первым соприкосновением с педагогами, связь и взаимодействие с которыми в воспитании детей с этого дня должны войти в привычку, стать законом. Это следует учитывать при проведении этой встречи. Внимание родителей следует остановить на необходимости подготовки детей к приходу в детский сад, и особенно тех, кто приходит всад в среднем и старем дошкольном возрасте. Прежде всего, о своих тревогах и опасениях по поводу поступления в ДОУ родители не должны говорить при детях – это настораживает, пугает детей, формирует у них неправильные представления о детском саде. Воспитатель советует родителям рассказать детям о том интересном, что они узнают в группе, чему научатся [7].

Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах детского сада и группы, можно при записи ребенка в детский сад предложить родителям вопросники. Содержание вопросов будет зависеть от контингента родителей группы, от заинтересованности педагога в получении ответов на определенную тему и т. д. Вопросы могут быть, например, следующие:

 1. Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи

 2. Возраст

 3. Образование

 4. Место работы; телефон

 5. Общественная работа

 6. Квартирные условия

7. Общий заработок семьи

 8. Есть ли в семье участники Великой Отечественной войны? Какие имеют награды?

 9. В каких мероприятиях вы хотели бы участвовать (нужное, с вашей точки зрения, подчеркнуть и добавить необходимое): проведение бесед с родителями на специальные темы (врач, музыкальный работник, художник, агроном и др.); изготовление пособий; ремонт мебели, пособий; руководство кружками; помощь в проведении экскурсий; помощь в организации походов в театр, кино и т. д. ; дежурства; помощь в
организации физкультурно-оздоровительной работы

 II. Фамилия, имя ребенка

 1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

 2. Какие игры предпочитает?

 3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

 4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?

 5. Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т. д.)?

 6. Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома?

 7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый коллектив?

 III. 1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра?

 2. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, туристских походах? (подчеркнуть)

 3. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)

 4. Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)?

 5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

 6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т. д. (подчеркнуть, добавить) [7].

Просмотрев документы каждого ребенка, воспитатель намечает, с кем из родителей следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в группу на коллективную беседу. Приглашенных на беседу родителей оповещают заранее. Есть родители, которые очень волнуются перед началом посещения ребенком детского сада. Их пугает все новое, что войдет в жизнь ребенка. С такими родителями индивидуально, или создав небольшую группу, можно провести экскурсию, чтобы показать им помещение детского сада, расположение групп и других помещений [17].

 Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать. Воспитатель при первой встрече в основном выслушивает маму, папу, дедушку, бабушку, отвечает на их вопросы. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а педагоги постараются учесть индивидуальные особенности и склонности детей. Формы работы с родителями: посещение семьи ребенка с целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей, консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей, индивидуальные беседы с родителями, совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так, оформление папок-передвижек «Особенности психофизического развития детей», «Детские капризы и упрямство», «Воспитание застенчивых детей» и т.п., подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей, групповые родительские собрания «Индивидуальный подход к детям в семье», «Нравственное воспитание в семье» и т.д. [17] В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.