Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 

Рисунок 3. Педагогическое мероприятие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста в рамках Семейной гостиной: «В гости к старичку - Лесовичку»

Традиционными стали  приводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка;  открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом).

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде группы, были организованы совместно с родителями мини-выставки и мини-музеи, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики: «Музей матрешек», комната русского быта «Русская изба», целью которого является приобщение детей к культурному наследию русского народа.

В рамках формирующего этапа исследования проводились викторины и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.

Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводили  тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.

Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Так, одним из самых запоминающихся мероприятий была организация совместной деятельности детей и родителей, посвященной празднику «День народного единства», с использованием современных образовательных технологий взаимодействия с родителями. Данное мероприятие способствовало созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей через совместную деятельность, расширению представлений детей о национальных праздниках; формированию патриотизма у детей; развивало продуктивную деятельность, была организована презентация ее результатов; созданы игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим (см. Рисунок 4). Работа была направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в развитии изобразительного творчества воспитанников. Большой интерес детей и родителей вызвало проведение викторины «Сказочная страна» - викторина продемонстрировала педагогическую активность многих семей; показала высокий уровень знаний детей, их способность к образному, ассоциативному мышлению, творческий подход детей и взрослых к решению поставленных задач; интерес к устному народному творчеству; дала возможность пронаблюдать формы и уровень взаимодействия внутри семьи.


 
 

Рисунок 4. Совместная деятельность детей и родителей посвященный празднику «День народного единства» с использованием современных образовательных технологий взаимодействия с родителями

В рамках формирующего этапа был проведен мастер-класс «В мастерской художника». Дети и родители познакомились с новыми техниками изображения цветов; развивали навыки составления  композиции натюрморта, учились подбирать цветовую гамму, используя контрастные цвета и оттенки (один из низкий результатов в констатирующей диагностике был именно по данному показателю); закрепляли свои знания о жанрах живописи, о труде художника, в целом, были созданы все условия для сотворчества ребенка и родителя в достижении общей цели (см. Рисунок 5).

 



Рисунок 5. Мастер – класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «В мастерской художника»

Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт. В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы  придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком. 

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт,  но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


Таким образом, проведенная нами работа способствовала повышению родительской компетентности в вопросах развития изобразительного творчества детей, содействовала сотрудничеству родителей и педагогов, сотворчеству детей и родителей.  Ориентируясь на гуманистический  подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие творческого потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

 

2.3. Оценка эффективности системы педагогической деятельности по индивидуально

 

Цель контрольного этапа исследования – оценить уровень развития изобразительного творчества старших дошкольников по завершении мероприятий формирующего этапа исследования.

По результатам контрольной диагностики было выявлено, что по всем исследуемым показателям дети показали высокие и средние результаты. Так, по показателю «Выбор композиционной схемы» половина детей исследуемой группы показали высокий уровень развития – дети владеют симметричной и асимметричной композициями, используют сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремятся передать стилевое единство, обладают умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа. Другая половина группы старших дошкольников (50%) использовали простые закрытые композиционные схемы, выделяли центр, края и углы в композиции, владели только симметричной композицией.

По показателю «Цветовая гармония» 50% детей исследуемой группы легко передают гармонию 3-4-х цветов по контрасту или аналогии, используют оттенки цветов. 50% дошкольников лишь частично передают цветовую согласованность, но используют большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию в изображение (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Результаты констатирующей диагностики уровня развития изобразительного творчества

Список детей

Выбор композиционной схемы

Цветовая гармония

Ритм и равновесие

Оригинальность

Количество баллов

Уровень

Максим Калинин

3

2

3

3

11

Высокий

Саша Бигрина

2

3

3

2

10

Средний

Соня Мельник

3

2

3

2

10

Средний

Таня Холстинина

2

2

2

2

8

Средний

Маша Литвинова

3

3

3

3

12

Высокий

Юра Оленин

2

3

2

2

9

Средний

Игорь Филиппов

2

2

2

2

8

Средний

Ксения Максимова

3

3

3

3

12

Высокий

Лера Иванова

2

2

2

2

8

Средний

Никита Мансуров

3

3

3

3

12

Высокий

Высокий уровень, %

50

50

60

40

40

40

Средний уровень, %

50

50

40

60

60

60

Низкий уровень, %

0

0

0

0

0

0

Средний балл по группе

2,5

2,5

2,6

2,4

10

-

Изменения на момент контрольной диагностики, %

38,89

25,00

30,00

41,18

33,33

-


 

По показателю «Ритм и равновесие» выявлены наиболее высокие результаты на этапе контрольной диагностики – 60% детей показали высокий уровень развития показателя – Максим К., Сша Б. и Ксения М. строго повторяют и чередуют цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; Соня М., Маша Л. и Никита М. уравновешивают асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; допустили по 2 ошибки при выполнении задания. По показателю «Оригинальность» 40% детей исследуемой группы показали высокий уровень развития (см. Рисунок 1) – дети экспериментировали с цветами и элементами (придумывали свои элементы и сочетали их с традиционными, оригинально комбинировали известные, использовали фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета). 60% детей показали средний уровень развития – дети экспериментировали либо с цветами, либо с элементами, использовали в основном традиционные элементы, но придумывали различные их сочетания и комбинации.

В целом, по всем исследуемым показателям развития изобразительного творчества наблюдаются высокие и средние значения. Наименее высокие результаты дети исследуемой группы показали по критерию «Оригинальность» - 2,4 балла в среднем по группе (см. Рисунок 7). Тем не менее, проведенный сравнительный анализ данных контрольной диагностики показал, что имено по показателю развития оригинальности произошли наибольшие позитивные изменения – 41,18%.

 



Рисунок 6. Результат частотного анализа данных контрольного этапа исследования

В целом можно говорить о том, что повторный мониторинг уровня развития изобразительных навыков детей, проведенный после цикла мероприятий формирующего этапа исследования, выявил значительные сдвиги в развитии творческой изхобразительной деятельности дошкольников в сторону улучшения. Наблюдался общий подъем уровня изобразительных способностей детей. У воспитанников исчезла внутренняя зажатость, неуверенность в действиях, «боязнь чистого листа» из-за страха потерпеть неудачу. Появилась увлеченность изобразительным процессом, проснулся непосредственный интерес к его результатам. Большинство детей более точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции. Изменилась эстетическая функция цвета. Дети стали свободнее обращаться с общим цветовым решением, подбирать цвет по принципу соответствия реальным объектам окружающего мира. Появилась продуманность композиции. Дети чаще стали самостоятельно задумывать образ и стараться воплотить замысел в рисунке. Расширилось тематическое содержание работ.




Рисунок 7. Результаты анализа средних значений данных контрольной диагностики

В свободное время дети стали гораздо чаще обращаться к возможностям изобразительной деятельности – рисованию (как карандашами, так и красками), лепке, аппликации, конструированию из бумаги (оригами). В изобразительной деятельности дошкольники стали проявлять творческий подход. Во многих работах появилась детальность решения художественного образа, оригинальность, композиционные и колористические находки.

Таким образом, по итогам проведенного практического исследования можно говорить о том, что развитие изобразительного творчества старших дошкольников более успешно при выполнении следующих условий: установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий родителей и педагогов для творческого развития и воспитания детей, создании атмосферы общности интересов; при условии активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержания их уверенности в собственных педагогических возможностях. Гипотеза исследования доказана в полном объеме.