Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3. Педагогическое мероприятие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста в рамках Семейной гостиной: «В гости к старичку - Лесовичку»
Традиционными стали приводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка; открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом).
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде группы, были организованы совместно с родителями мини-выставки и мини-музеи, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики: «Музей матрешек», комната русского быта «Русская изба», целью которого является приобщение детей к культурному наследию русского народа.
В рамках формирующего этапа исследования проводились викторины и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.
Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводили тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.
Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Так, одним из самых запоминающихся мероприятий была организация совместной деятельности детей и родителей, посвященной празднику «День народного единства», с использованием современных образовательных технологий взаимодействия с родителями. Данное мероприятие способствовало созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей через совместную деятельность, расширению представлений детей о национальных праздниках; формированию патриотизма у детей; развивало продуктивную деятельность, была организована презентация ее результатов; созданы игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим (см. Рисунок 4). Работа была направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в развитии изобразительного творчества воспитанников. Большой интерес детей и родителей вызвало проведение викторины «Сказочная страна» - викторина продемонстрировала педагогическую активность многих семей; показала высокий уровень знаний детей, их способность к образному, ассоциативному мышлению, творческий подход детей и взрослых к решению поставленных задач; интерес к устному народному творчеству; дала возможность пронаблюдать формы и уровень взаимодействия внутри семьи.
Рисунок 4. Совместная деятельность детей и родителей посвященный празднику «День народного единства» с использованием современных образовательных технологий взаимодействия с родителями
В рамках формирующего этапа был проведен мастер-класс «В мастерской художника». Дети и родители познакомились с новыми техниками изображения цветов; развивали навыки составления композиции натюрморта, учились подбирать цветовую гамму, используя контрастные цвета и оттенки (один из низкий результатов в констатирующей диагностике был именно по данному показателю); закрепляли свои знания о жанрах живописи, о труде художника, в целом, были созданы все условия для сотворчества ребенка и родителя в достижении общей цели (см. Рисунок 5).
Рисунок 5. Мастер – класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «В мастерской художника»
Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт. В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Таким образом, проведенная нами работа способствовала повышению родительской компетентности в вопросах развития изобразительного творчества детей, содействовала сотрудничеству родителей и педагогов, сотворчеству детей и родителей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие творческого потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
2.3. Оценка эффективности системы педагогической деятельности по индивидуально
Цель контрольного этапа исследования – оценить уровень развития изобразительного творчества старших дошкольников по завершении мероприятий формирующего этапа исследования.
По результатам контрольной диагностики было выявлено, что по всем исследуемым показателям дети показали высокие и средние результаты. Так, по показателю «Выбор композиционной схемы» половина детей исследуемой группы показали высокий уровень развития – дети владеют симметричной и асимметричной композициями, используют сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремятся передать стилевое единство, обладают умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа. Другая половина группы старших дошкольников (50%) использовали простые закрытые композиционные схемы, выделяли центр, края и углы в композиции, владели только симметричной композицией.
По показателю «Цветовая гармония» 50% детей исследуемой группы легко передают гармонию 3-4-х цветов по контрасту или аналогии, используют оттенки цветов. 50% дошкольников лишь частично передают цветовую согласованность, но используют большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию в изображение (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Результаты констатирующей диагностики уровня развития изобразительного творчества
Список детей | Выбор композиционной схемы | Цветовая гармония | Ритм и равновесие | Оригинальность | Количество баллов | Уровень |
Максим Калинин | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 | Высокий |
Саша Бигрина | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | Средний |
Соня Мельник | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | Средний |
Таня Холстинина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
Маша Литвинова | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
Юра Оленин | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | Средний |
Игорь Филиппов | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
Ксения Максимова | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
Лера Иванова | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
Никита Мансуров | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
Высокий уровень, % | 50 | 50 | 60 | 40 | 40 | 40 |
Средний уровень, % | 50 | 50 | 40 | 60 | 60 | 60 |
Низкий уровень, % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний балл по группе | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,4 | 10 | - |
Изменения на момент контрольной диагностики, % | 38,89 | 25,00 | 30,00 | 41,18 | 33,33 | - |
По показателю «Ритм и равновесие» выявлены наиболее высокие результаты на этапе контрольной диагностики – 60% детей показали высокий уровень развития показателя – Максим К., Сша Б. и Ксения М. строго повторяют и чередуют цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; Соня М., Маша Л. и Никита М. уравновешивают асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; допустили по 2 ошибки при выполнении задания. По показателю «Оригинальность» 40% детей исследуемой группы показали высокий уровень развития (см. Рисунок 1) – дети экспериментировали с цветами и элементами (придумывали свои элементы и сочетали их с традиционными, оригинально комбинировали известные, использовали фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета). 60% детей показали средний уровень развития – дети экспериментировали либо с цветами, либо с элементами, использовали в основном традиционные элементы, но придумывали различные их сочетания и комбинации.
В целом, по всем исследуемым показателям развития изобразительного творчества наблюдаются высокие и средние значения. Наименее высокие результаты дети исследуемой группы показали по критерию «Оригинальность» - 2,4 балла в среднем по группе (см. Рисунок 7). Тем не менее, проведенный сравнительный анализ данных контрольной диагностики показал, что имено по показателю развития оригинальности произошли наибольшие позитивные изменения – 41,18%.
Рисунок 6. Результат частотного анализа данных контрольного этапа исследования
В целом можно говорить о том, что повторный мониторинг уровня развития изобразительных навыков детей, проведенный после цикла мероприятий формирующего этапа исследования, выявил значительные сдвиги в развитии творческой изхобразительной деятельности дошкольников в сторону улучшения. Наблюдался общий подъем уровня изобразительных способностей детей. У воспитанников исчезла внутренняя зажатость, неуверенность в действиях, «боязнь чистого листа» из-за страха потерпеть неудачу. Появилась увлеченность изобразительным процессом, проснулся непосредственный интерес к его результатам. Большинство детей более точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции. Изменилась эстетическая функция цвета. Дети стали свободнее обращаться с общим цветовым решением, подбирать цвет по принципу соответствия реальным объектам окружающего мира. Появилась продуманность композиции. Дети чаще стали самостоятельно задумывать образ и стараться воплотить замысел в рисунке. Расширилось тематическое содержание работ.
Рисунок 7. Результаты анализа средних значений данных контрольной диагностики
В свободное время дети стали гораздо чаще обращаться к возможностям изобразительной деятельности – рисованию (как карандашами, так и красками), лепке, аппликации, конструированию из бумаги (оригами). В изобразительной деятельности дошкольники стали проявлять творческий подход. Во многих работах появилась детальность решения художественного образа, оригинальность, композиционные и колористические находки.
Таким образом, по итогам проведенного практического исследования можно говорить о том, что развитие изобразительного творчества старших дошкольников более успешно при выполнении следующих условий: установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий родителей и педагогов для творческого развития и воспитания детей, создании атмосферы общности интересов; при условии активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержания их уверенности в собственных педагогических возможностях. Гипотеза исследования доказана в полном объеме.