Файл: Обучающийся Евстропова Евгения Алексеевна Преподаватель Старкова Татьяна Андреевна Задание Составьте конспект.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) составление одного предметного множества из двух данных: такая ситуация рассмотрена выше;

б) увеличение данного предметного множества на несколько предметов. Указанием к выполнению предметных действий в этом случае может стать за­дание: «Покажи ...».

Например, учитель предлагает задание: «У Коли было 4 марки. Ему подарили еще 2. Покажи, сколько марок стало у Коли».

Дети выкладывают 4 марки (круга, квадрата, треугольника) и движением руки показывают, сколько марок было у Коли. Затем добавляют 2 марки. И движением руки показывают, сколько марок стало у Коли. Далее выясняется, как можно запи­сать выполненное предметное действие математическими знаками, используя для этой цели цифры, знаки «плюс» и «равно» (4+2=6). Целесообразно уже на этом эта­пе употреблять термины «выражение» и «равенство».

Ситуации вида б) фактически можно свести к ситуациям вида а), рассматривая марки, которые были у Коли, как одно предметное множество, а марки, которые ему подарили, как другое предметное множество.

Для разъяснения смысла сложения можно также опираться на представления детей о соотношении целого и его частей. В данной ситуации все марки Коли (це­лое) будут состоять из двух частей: марки, которые у него «были», и марки, которые ему «подарили».

Обозначая части их числовыми значениями, дети получают выражение (4+2), или целое, значение которого равно 6 (4+2=6).

в) увеличение на несколько предметов множества, равночисленного дан­ному:

В этом случае деятельность учащихся можно так же, как при увеличении данного множества предметов, организовать с помощью задания «Покажи...»

Например: «На одной тарелке 5 яблок, а на другой на 3 яблока больше. Покажи, сколько яблок на второй тарелке».

В процессе выполнения предметных действий, соответствующих ситуаци­ям вида в), у школьников формируется понятие «больше на...» («увеличить на...»), представления о котором связаны с построением совокупности, равночисленной данной («взять столько же»), и ее увеличением на несколько предметов («и еще»), то есть объединяются совокупности «столько же» и «еще».

Задание 1.  Формирование у уча­щихся представлений о смысле действия сложения.

А) С дерева сначала улетели 5 синиц, затем еще 3. Покажи, сколько синиц уле­тело с дерева.


Б) Маша съела утром 3 яблока, вечером еще 2. Покажи, сколько всего яблок съе­ла Маша.

В) У Коли было 4 марки, у Пети — на две марки больше. Покажи, сколько марок у Пети.

Г) С одного дерева улетели 5 синиц, с другого на 3 больше. Покажи, сколько си­ниц улетело со второго дерева.

Д) У Коли было 4 марки, у Пети — 2. Покажи, сколько марок было у них вместе.

Е) В гараже стояли грузовые и легковые машины. После того как З грузовые ма­шины уехали, осталось 4 легковых. Покажи, сколько всего машин стояло в гараже.

Задание 2 .  Усвоение смысла действия сложения.

Рассмотрим конкретный пример: «У Маши было шесть шаров. Два она пода­рила Тане. Покажи шары, которые у нее остались». Дети рисуют 6 шаров, зачерки­вают 2 из них и показывают движением руки те шары, которые остались у Маши.

Для разъяснения смысла вычитания, так же как и сложения, можно использо­вать представления детей о соотношении целого и части. В этом случае шары, кото­рые были у Маши («целое»), состоят из двух частей: «шары, которые она подарила» и «шары, которые у нее остались».Часть всегда меньше целого, поэтому нахождение части связано с вычитани­ем. Обозначая целое и части их числовыми значениями, дети получают выражение (6-2) или равенство (6-2=4).

Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.

- В гараже стояло шесть машин. После того, как несколько машин выехало, осталось 2. Покажи, сколько машин выехало из гаража.

- Зайчику дали 5 морковок. Две он съел. Покажи, сколько морковок осталось у зайчика.

- В одной вазе 6 апельсинов, в другой на 2 меньше. Покажи, сколько апельси­нов во второй вазе.

- В одной коробке 10 карандашей, в другой 6. Покажи, на сколько карандашей в одной коробке больше (меньше), чем в другой.
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных внетабличных вычислений

Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.

Задание 7. Познакомьтесь с фрагментом урока математики.

Этап урока
Деятельность учителя и учеников

1.Устный счёт. Целеполагание.
1. Ребята, к нам на урок прилетел наш помощник. Попугай Прошка. Он очень хочет научиться летать. Давайте ему поможем? Для этого решим примеры устно.
10 + 30 = , 50 + 10 = , 50 + 50 =
2. Птички хотят поселиться в эти домики, для этого мы решим примеры и узнаем какой птичке какой домик принадлежит.
24+50 = 74
,96+4= 100
,46+40= 86
,20+14= 34
,30-7=?
8+61=69.
Домик какой птички лишний, почему (во всех сложение, а тут вычитание.) вы уже решали такие выражения? Вам легко было решить его? Тогда какую задачу мы можем поставить сегодня на урок? (научиться решать примеры такого вида). И тема нашего урока, приём вычисления 30-7. Чтобы научиться этому приёму мы отправимся в путешествие и побываем в очень интересном месте. А где!? Вы узнаете, когда выполните несколько очень интересных заданий.
Что слышите?
Но перед началом путешествия нужно немного расслабиться. Закройте глаза (звучат голоса птиц).
- А вот и цель нашего путешествия - «Птичий остров». Здесь живут разные птицы, но очень много попугаев.
2.Открытие новых знаний.
- Давайте прогуляемся по острову, познакомимся с его обитателями. А вот и первый очень грустный волнистый попугайчик. В домашних условиях эти попугайчики живут около 15 лет. Практически это самые маленькие пернатые среди попугаев: длина тела не превышает 18-20 см. Величиной волнистый попугай немного больше наших воробьев, но из-за длинного хвоста, кажется длиннее.
Он мне сказал, что учится во 2 классе птичьей школы и ему задали решить примеры вида 30 – 7, а он не смог и получил двойку. Ребята, давайте поможем ему решить.
Учитель птичьей школы дала попугайчику такое выражение.
а) 30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23
Объясните нашему другу, как решался этот пример.
Итак, в числе 30 – 3 десятка. Для того, чтобы решать примеры такого вида нужно обязательно раскладывать уменьшаемое на сумму двух чисел, одно из которых будет 10. Из 30 – 7, необходимо число 30 разложить на сумму чисел 20 и 10:
Давайте поможем попугайчику решить еще примеры такого вида
б) 50 – 6 = (40+10)-6=40+(10 -6)=40+4= 44 в) 70 – 4 = (60 + 10) – 4 = 60 + (10 - 4) = 60 + 6 = 66 ,
Удобна ли эта запись? Как мы можем её сократить?
90 – 3, 100 – 9 – учащиеся у доски объясняют, выполняют запись, записывают в тетрадь.
г) 50 –7, 30 – 8 – самостоятельно, проверка.
- Посмотрите, наш друг повеселел, спешит в школу сдать выполненную работу, отпускаем его!?
Пусть летит (физкультминутка для глаз)

Письменно ответьте на вопросы:
1. В каком классе проводился урок?
2. Какова тема урока?
3. Какова дидактическая цель урока?

4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?
ОТВЕТ:

1. В каком классе проводился урок?

Данный урок проводился во 2 классе.

2. Какова тема урока?

Тема урока: «Приём вычислений вида 30 – 7»

3. Какова дидактическая цель урока?

Дидактическая цель данного урока: обучение приёмам вычислений внетабличного вычитания.

4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?

Образовательные:



  1. Закрепить знания о приёмах устных вычислений.


  2. Отработать умение анализировать условие задачи, ставить вопрос.


  3. Совершенствовать умение решать задачи.


Развивающие:




  1. Развивать воображение, мышление, любознательность.


  2. Развивать познавательную активность учащихся.


Воспитательные:        




  1. Бережное отношение к живой и неживой природе.


  2. Чувство коллективизма, дружелюбие, взаимопомощь.



5.Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?

знают: устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; 

умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4; 

узнают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число

будут учиться: выполнять вычитание вида:30-7

Задание 8. Составьте тестовые задания (не менее 7 заданий) для диагностики усвоения устных приёмов вычислений в концентре «Тысяча».

ОТВЕТ:

1. Вставь пропущенные числа.

а) 1 сот. = ... ед. в) 1 тыс. = …ед.

1 сот. = …дес. 1 тыс. = …дес.

б) 300 ед. = … сот. 1 тыс. = …сот.

5 сот. = …ед. г) 5000 ед. = …тыс.

40 дес. = …сот. 3 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.
2. Среди данных чисел обведи кружком трёхзнач­ные числа.

15, 307, 10, 426, 2354, 0, 200, 2000.

3. Запиши числа цифрами в строчку:

а) двести, четыреста, девятьсот, пятьсот, семь­сот;

____________________________________________________________________________________

б) двести пятьдесят три, четыреста восемь, семь­сот девять, девятьсот шестьдесят, сто один. _____

____________________________________________________________________________________
4. Запиши число, которое состоит из:

а) 5 сот. и 1 ед.___________________________

б) 2 сот. и 2 дес.__________________________

в) 4 сот. _________________________________
5. Представь числа в виде суммы их сотен, де­сятков и единиц.

108 = ... 253 = ... 640 = ...
6. Запиши в виде числа сумму.

500 + 90 + 7 = ... 200 + 3 = ... 100 + 30 = ...
7. В данном ряду чисел обведи кружками те, в которых отсутствуют единицы второго разря­да.