Файл: Одесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
в издательстве Одесского государственного медуниверситета —
на русском. В нынешнем году учебник «Биоэтика» выдержал еще одно издание — на английском языке.
Следующим шагом стало написание предлагаемой читателю книги. Надеюсь, что она поможет сформировать осознанное по- нимание ответственности каждого за собственное будущее.
Считаю необходимым поблагодарить коллектив моих сотруд- ников за помощь в подготовке этой книги: члена-корреспонден- та АМН Украины, профессора Н. Л. Аряева, доцентов Н. В. Ко- тову, Е. А. Старец, ассистентов В. Н. Кукушкина, Ю. Г. Циун- чик, Ю. В. Десятскую, Н. А. Кононенко, помощника ректора
Г. И. Хандрикову.

12
Глава 1
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

13
1.1. Будущее начинается сегодня
У
шел в историю ХХ век, эпоха блестя- щих научных открытий и новых вызовов ци- вилизации. Начало третьего тысячелетия —
повод переосмыслить итоги и условия суще- ствования человека и задаться вопросом,
откуда мы пришли и какими путями наме- рены двигаться дальше. Впрочем, необходи- мо сделать важное замечание — начало или конец тысячелетия не имеют особого значе- ния сами по себе. Природе безразлично, как и когда сбываются или не сбываются наши мечты. Выделение историками определен- ных периодов, таких как эллинизм, эпоха
Ренессанса, Просвещение и т. п., становле- ние современной науки, время демократи- ческих перемен и прочее имеет дидактичес- кий смысл систематизации непрерывной череды исторических событий.
В истории редко можно обнаружить рез- кие разграничительные черты или решаю- щие поворотные пункты. Поэтому термины
«тысячелетие», «век», «годовщина» — все- го лишь условные вехи. Тем не менее, мож- но утверждать, что начало XXI века — это судьбоносная разделительная историчес- кая линия и решающий этап развития че- ловечества. Это также один из удобных случаев подумать над вероятными путями развития общества в будущем.
Есть неисправимые оптимисты, люди восторженно надеющиеся и верящие в не-
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного,
в вечном усилии познать больше.
Э. Золя

14
прерывность развития и прогресса. Их представления о будущем зиждятся на осознании возможности научного познания, вере в то, что наше понимание природы будет неизбежно углубляться,
а новые технологии позволят одолеть болезни, увеличить про- должительность и улучшить качество жизни, будут способство- вать благополучию, культуре и свободе человека. Экономисты- прогностики утверждают, что прогресс в промышленном произ- водстве и технические новшества могут обеспечить всесторон- ний, долгосрочный экономический рост. Они указывают на ве- ликие достижения человеческой изобретательности в ХХ веке и предполагают, что эти тенденции сохранятся, если тому не по- мешают какие-либо непредвиденные бедствия.
Далеко не все разделяют этот жизнеутверждающий взгляд. По мнению пессимистов, цивилизацию погубят вырождение природ- ной среды, экологические преступления, глобальное потепление,
неконтролируемый рост населения, возможная ядерная война,
терроризм, распространение оружия массового поражения и,
наконец, роботы — самовоспроизводящиеся, самосовершенству- ющиеся и способные установить контроль над людьми.
Принимая во внимание все существующие теории и прогно- зы, нельзя не учитывать следующее: ход истории не предопре- делен, не существует каких-то неумолимых закономерностей ее поворотов. Настало время поистине судьбоносных решений,
поскольку человечество несомненно отклонилось от спаситель- ного курса и приближается к трагической точке невозвращения.
Спасение нашей цивилизации — в выработке нового мировоз- зрения на основе критического анализа прошлого и настояще- го.
В конце XIX и начале ХХ века интеллектуальная элита Евро- пы и Америки была убеждена, что в недалеком будущем, благо- даря стремительному развитию науки и индустриального про- изводства, человечество обретет всеобщее благоденствие и про- цветание. Основанием для такой уверенности служили первые впечатляющие успехи интеграции науки и производства. Были изобретены телефон, телеграф и радио. Континенты покрылись сетью железных дорог. Первые автомобили и самолеты обеща- ли транспортный рай на земле, а химический синтез сильнодей- ствующих лекарств вселял веру в избавление от всех болезней.
Прошлое столетие стало эпохой фундаментальных научных и технических достижений, между тем, научные открытия при- водили и к неожиданным последствиям. Теория относительнос-


15
ти Эйнштейна и квантовая механика внесли коррективы в нью- тоновский взгляд на мир. Великие прорывы в физике микрочас- тиц сделали возможным расщепление атома, ядерную энергети- ку, создание атомной и водородной бомб. В астрономии откры- тие Хабблом галактик за пределами Млечного пути позволило ему предположить, что Вселенная расширяется с огромной ско- ростью; таким образом, существенно изменились наши представ- ления о космическом пространстве. Стало возможным предви- дение будущих научных достижений. Обнаружение новых и но- вых галактик позволило предположить существование внезем- ной и, может быть, даже разумной жизни.
Каждый прорыв в науке влек за собою непредвиденные эф- фекты: открытие Артуром Флемингом пенициллина и последо- вавшее за этим обнаружение других антибиотиков совершили пе- реворот в борьбе с инфекционными заболеваниями; расшифров- ка Уотсоном и Криком молекулы ДНК положила начало совре- менной молекулярной генетике.
Компьютерная техника глобализовала человеческую деятель- ность и одновременно изменила экономическую ситуацию. Имен- но она дала толчок развитию мощной силы, вторгающейся в процесс глобализации, — современной универсальной системе массовой информации. Хорошо скоординированная информаци- онная политика оказалась серьезной угрозой нового времени.
Попытка использовать рычаги информационного давления для того, чтобы руководить миром, чревата опасностью превратить человеческий социум в управляемую толпу, послушно выполня- ющую волю обезличенной интеллектуальной элиты. Поэтому создание единого мирового информационного пространства,
организация демократического и всеобщего контроля над ним
— чрезвычайно сложные и, пожалуй, самые трудные для реше- ния задачи XXI века.
Итак, планета и общество вступили в совершенно новую ста- дию своего развития. Первыми этот факт осознали естествоис- пытатели. Еще в начале прошлого века В. И. Вернадский заме- тил, что «человечество превращается в основную геологообра- зующую силу планеты». Спустя двадцать лет был введен в об- ращение термин «ноосфера». В 60-х годах ушедшего века выда- ющийся почвовед, автор классических трудов в области проис- хождения и эволюции почв, академик В. А. Ковда показал, что человечество создает неорганические отбросы, которые исклю- чаются из естественного кругооборота веществ, в 2000 раз ин-


16
тенсивнее всей остальной биосферы. Стало очевидным, что тех- ногенная нагрузка, оказываемая человеческой деятельностью на окружающую среду, не просто влияет на эволюцию, но и растет столь быстро, что нарушает равновесие в биосфере и ставит под угрозу существование homo sapiens как вида. К этому следует до- бавить общебиологическую закономерность: никакой живой вид,
сделавшись монополистом в своей экологической нише, не спо- собен избежать экологического кризиса. Возможны только два исхода: либо вид начнет деградировать, либо изменит стандар- ты своего поведения и взаимоотношения с природой и сформи- рует новую экологическую нишу.
Наши современные взгляды на особенности эволюционного процесса выражаются в форме представления о коэволюции био- сферы и общества — их совместном развитии как абсолютно необходимом условии сохранения человека на Земле. Вопрос о возможности реализации такого соотношения природы и обще- ства, то есть о предотвращении деградации человечества как элемента биосферы, сводится, по существу, к формированию новой цивилизации.
Совершенно очевидно, что прогрессирующее неравновесие между человеческим сообществом и остальной биосферой, раз- рушение естественных биосферных циклов приведут к глубоко- му цивилизационному кризису. Перемены происходят столь стре- мительно, что никто с достаточной основательностью не скажет,
что будет дальше. В то же время, случайность в истории — фак- тор реальный. Просто совпадение, неожиданность и неопреде- ленность — неотъемлемые признаки человеческого существова- ния. Великие герои или злодеи, добрые или злые гении иногда являются в решающие моменты истории, чтобы полностью из- менить ход событий.
Всем нам постоянно приходится определять для себя свое место во времени и пространстве, что невозможно без философ- ского мировоззрения. У каждого из нас есть свои кратковремен- ные или долгосрочные планы. Планы на будущее строятся на личном опыте и разумном учете тех тенденций, которые прояв- лялись в прошлом и должны проявиться в будущем. Хочу поде- литься наблюдениями личного характера. Большую часть моей профессиональной карьеры я изучал, применял на практике и преподавал акушерство и гинекологию — одну из самых древ- них медицинских специальностей. Возникнув практически вмес- те с человечеством, акушерство пережило все этапы его разви-

17
тия, включая забвение в средневековье и выход на путь науки в эпоху Ренессанса. Это побудило меня глубже изучить историю цивилизации. Я восхищаюсь великими языческими культурами греков и римлян, оплакиваю тот «упадок духовности», который за ними последовал; я зачарованно изучаю истоки христианства,
ислама, буддизма. Смело могу причислить себя к приверженцам идей Ренессанса, Просвещения, современной науки и демокра- тии. Знания истории, равно как и опыт ученого, заставляют меня анализировать причины зарождения и падения цивилизаций,
рассматривать историю в ее более широких перспективах и пред- ложить наиболее оптимальный путь развития современной на- уки и общества.
В философии существует концепция «парадигмы». Она вклю- чает в себя идеи и понятия, благодаря которым интерпретирует
Вселенную и место человеческих существ в картине мира. Па- радигма представляет собой исходные положения, позволяющие объяснять происходящие события и предполагать их вероятные исходы. Американский историк и философ Томас Кун исполь- зовал понятие «смена парадигм» для описания постепенной или мгновенной смены основополагающих категорий и представле- ний, превалирующих в определенные исторические периоды. На- пример, за физикой Аристотеля последовало ньютоновское ми- ропонимание, а за ним, в свою очередь, — теория относитель- ности и квантовая механика. Или, опять же, иудео-христианс- кая доктрина творения была радикально преобразована в дар- виновскую теорию эволюции. Таким образом, время от времени происходят широкомасштабные смены интеллектуальных пара- дигм. Это случалось в прошлом и, по всей вероятности, проис- ходит сейчас или должно случиться в ближайшем будущем.
Понятие парадигмы применимо не только к философии и ис- тории, но касается также религиозных, экономических и поли- тических воззрений, различных форм художественного и куль- турного самовыражения человека.
Ключевой фактор, ответственный за смену парадигм, — это столкновение разных культур. Ни одно общество не может дол- го существовать в изоляции. Китайцы возвели свою Великую стену, спасаясь от вторжений чужеземных орд, но не смогли веч- но противостоять проникновению западной цивилизации. В че- ловеческой истории старые парадигмы, доминирующие в опре- деленной области в определенный период, в конце концов ни- спровергаются парадигмами альтернативными. Одна парадиг-


18
ма может поглощать все другие, как это было в Китае, а в итоге оказаться поверженной. Философы и ученые могут находить при- нятые формы неадекватными, отсталыми, тесными, сковывающи- ми. Они совершают прорывы к чему-то новому, способному осво- бодить их от пут старины. Но и само это новое по прошествии времени начинает выглядеть тривиальным, и тогда раздаются призывы вернуться к классическим образцам и ценностям.
Смена парадигм происходит при участии выдающихся лич- ностей, многие из которых избегают искушений богатства и вла- сти, чтобы занять прочное место в истории. Гений — это тот,
кто признан обществом как человек, способный взглянуть на вещи по-новому (Кант, Фрейд, Маркс), совершил открытия (Фа- радей, Нильс Бор, Мария Кюри), предложил новые формы ху- дожественного выражения (Пикассо, Хемингуэй) или ввел новые формы морали (Конфуций, Иисус, Будда). Он может быть и ве- ликим изобретателем, и общественным деятелем (Эдисон, Кар- неги, Форд). Есть немало творческих личностей, способных рож- дать дерзкие идеи или формы. Бывает, что эти люди остаются недооцененными при жизни (Кьеркегор, Кафка); а случается и так, что их достижения и вовсе не получают общественного при- знания, тогда память о них и их делах поглощает поток време- ни. Конец таких творцов бесславен — они безвестны. Идеи этих людей вполне могут не вписываться в существующую парадиг- му, а новые направления, предлагаемые ими, так и остаются неоцененными и потому не принятыми.
Глобализуются также проблемы, связанные с быстрым рос- том населения, истощением природных ресурсов, экологическим кризисом. Индустриальная революция породила век техники, в котором человеческий труд вытесняется плодами инженерно- технических решений, а сам человек начинает избавляться от проклятия изнуряющего физического труда. Например, к концу второго тысячелетия в мире завершилась зеленая революция.
Благодаря использованию современных методов производства и селекции, в развитых странах лишь два-три процента населе- ния оказались занятыми непосредственно крестьянским трудом.
Освоение европейцами океанов привело к контактам с раз- личными культурами, языками и религиями мира. С открытием новых континентов начинается широкомасштабная миграция:
исследуются и заселяются Северная и Южная Америка, Авст- ралия и Новая Зеландия, Африка и побережье Азии. Мир ста- новится единым сообществом народов; ни один его уголок не

19
остается вне досягаемости; прежде замкнутые культурные этни- ческие сообщества выходят на мировой простор.
XX век отмечен не только впечатляющими достижениями в науке и технике, но и стремительным возрастанием и общего числа, и разнообразия психических болезней. Нетрудно заме- тить: цивилизованность, видящая идеал в предельно упорядочен- ном поведении человека, и подверженность психическим рас- стройствам идут нога в ногу: неврозы, депрессии, фобии, акцен- туации, комплексы становятся массовым явлением. Предельное выражение этой тенденции — растущее число самоубийств. Став- ка только на разумность оказывается тупиковой и для самой цивилизации: она хочет получить хорошо управляемое, а все чаще получает больное и недоступное для внешних воздействий существо. В этом непреодолимый трагизм и, видимо, историчес- кая обреченность рациональной цивилизации.
В своей книге «Этика для нового тысячелетия» Его святей- шество Далай-лама XIV пишет: «Человеческий ум — это и ис- точник всех проблем, и, при правильном управлении им, источ- ник разрешения их всех. Те, кто приобрел большие знания, но кому не хватает добросердечия, могут пасть жертвами тревог и беспокойства, происходящих из-за невозможности осуществле- ния желаний. И, напротив, глубокое понимание духовных цен- ностей производит противоположный эффект... Знания очень важны. Но куда важнее то, как они применяются. А это уже за- висит от наших сердца и ума». Образование представляет со- бой один из наиболее мощных компонентов в воспитании гума- нитарного подхода в современном рационалистическом обще- стве. К счастью, все больше людей начинают понимать важность нравственной дисциплины как средства создания здорового мира и устойчивого развития общества.
Именно с нравственных позиций следует рассматривать дос- тижения и перспективы технологии XXI века, которые будут определять будущее науки (генетика, нанотехнология и робото- техника). Очень важно понимать, что наряду с прогрессивными достижениями, они могут стать причиной совершенно новых видов аварий и злоупотреблений, привести мир к технологичес- кой катастрофе, полностью изменив не только экономику, но и среду обитания человека вплоть до полного разрушения биосфе- ры. У Станислава Лема есть парадоксальное на первый взгляд утверждение: если существует ад, то он, безусловно, полностью компьютеризирован.


20
Наиболее неутешительный прогноз касается нанотехнологий.
Рассматривая отдельный атом в качестве строительного компо- нента, нанотехнологи уже нашли практические способы конст- руировать из этих деталей материалы с заданными характерис- тиками. Специалисты уже умеют собирать атомы и молекулы в некие конструкции, а в перспективе любые молекулы будут со- бираться подобно детскому конструктору. Для этого планирует- ся использовать нанороботов. Поскольку наноробота можно запрограммировать на строительство любой структуры, в част- ности другого наноробота, они будут очень дешевыми. Работая в огромных группах, нанороботы смогут создавать любые объек- ты с небольшими затратами и высокой точностью. Эта способ- ность к самовоспроизводству в геометрической прогрессии по- служила поводом для одного из самых мрачных прогнозов раз- вития цивилизации. Господство так называемой «серой слизи»
является гипотетическим сценарием конца света, предсказыва- ющим, что неуправляемые самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли, выполняя свою программу само- размножения. Термин «серая слизь» впервые был использован пионером молекулярной нанотехнологии Эриком Дрекслером в его книге «Машины созидания» (1986). Дрекслер употребил этот термин для того, чтобы подчеркнуть разницу между «превосход- ством» в понимании человеческих ценностей и «превосходством»
в понимании конкурентного успеха: «Несмотря на то, что массы неконтролируемых репликаторов (самовоспроизводящихся нано- роботов — примеч. авт.) не обязаны быть ни серыми, ни слизе- образными, термин “серая слизь” подчеркивает, что репликато- ры, способные уничтожить жизнь, могут быть не такими вдох- новляющими, как единственный вид лопуха. Они могут оказать- ся “превосходящими” в эволюционном смысле, но это не обяза- тельно делает их ценными». Робертом Фрейтасом для описания возможного сценария развития биосферы при выходе нанотех- нологий из-под контроля был предложен термин экофагия
(от греч.
Οικος —
дом и
Φαγος —
пожирающий). Этот сценарий предполагает, что никем не контролируемые самовоспроизводя- щиеся нанороботы буквально «съедят» всё живое вещество на планете. Нужно отметить, что этот термин может применяться к любому явлению или процессу, способному коренным образом изменить биосферу, — ядерной войне, резкому сокращению био- разнообразия, чрезмерному размножению одного вида. Такие события, как считают учёные, могут привести к экоциду — то