Файл: Одесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

268
ся мышечную функцию и использовать ее максимально для того,
чтобы выполнять повседневные задачи. Профессиональная те- рапия и логотерапия способствуют восстановлению утраченных навыков. Благодаря реабилитационным мероприятиям, человек даже может устроиться на работу, исключая, таким образом, пол- ную экономическую зависимость от других. В связи с этим мож- но рассматривать реабилитацию как форму профилактики.
В ходе проведения большинства профилактических программ проходит достаточно длительный период времени между их на- чалом и моментом появления положительных результатов для здоровья. Например, поскольку латентный период развития рака легких, вызванного курением сигарет, составляет 20 лет и бо- лее, инвестиции, которые в настоящий момент сделаны в про- граммы по борьбе с курением, могут не быть полностью оправ- даны до того момента, пока не пройдет много лет. Имеются ана- логичные отсрочки между временем прекращения курения и де- монстрацией эффекта других рисков, связанных с ним (напри- мер, развитием хронических обструктивных заболеваний легких).
Явные проблемы, как правило, привлекают значительно боль- ше внимания и заботы, чем будущие или менее заметные. Не- отложную помощь жертвам катастроф значительно легче обо- сновать вне зависимости от ее стоимости. Даже если профилак- тика значительно более стоимостно-эффективна, очень сложно оправдать и обосновать расходование денег на те проблемы,
которые еще даже не появились. Эта дилемма касается практи- чески любой сферы жизнедеятельности. Очень сложно обосно- вать инвестиции в программы, предотвращающие эрозию почвы,
неграмотность или разрушение транспортных коммуникаций.
Даже на индивидуальном уровне многие пациенты не хотят из- менять фундаментальные аспекты своей жизни, такие как дие- та, нагрузка или отказ от курения, поскольку риск будущих про- блем не очень сильно воздействует на них в настоящем. Профи- лактическая медицина пытается улучшить жизнь пациентов,
помогая укреплять их собственное здоровье и предотвращать заболевания. Здоровье означает значительно больше, чем про- сто отсутствие заболевания. Таким образом, три уровня профи- лактики определяют различные стратегии, которые доступны практикам для укрепления здоровья и профилактики заболева- ния. Несмотря на видимые трудности в реальном полноценном внедрении профилактической медицины в повседневную жизне- деятельность человека, за ней — будущее. И это определено тем,


269
что только лишь в гармоничном сосуществовании с природой у человека сохраняются шансы оставаться здоровым. Одним из нооэтических принципов является приоритет профилактики в сосуществовании с окружающей средой, во взаимодействии с ее компонентами. А эффективная профилактика болезненных со- стояний возможна лишь при понимании глубоких механизмов тех явлений, которые необходимо предупредить. Таким образом,
ключ к здоровью нации лежит в этическом отношении к ноосфе- ре, в гармоничности взаимодействия с природой, в повышении внутренней культуры каждого человека и общества в целом.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

5.4. Красота и здоровье
Красота и здоровье в народном самосознании неразрывно свя- заны. Мифы, сказки, легенды, труды древних учёных, филосо- фов, произведения искусства свидетельствуют о том, что культ красоты и здоровья имеет общие корни, уходящие в глубины че- ловеческой цивилизации.
Понять тайну красоты, осмыслить механизм её воздействия пытались во все времена. Можно бесконечно любоваться вос- ходом солнца, красотой и мощью океана, спокойствием и вели- чественностью леса, магией горных вершин, наслаждаться за- вораживающим колдовством огня, умиротворяющим журчани- ем реки. Оттенки красоты бесконечно различны — и в этом бо- гатство мира. Однако наибольшее внимание пытливых умов че- ловечества издавна привлекала красота венца природы — че- ловека. Естественно, что красота человека в первую очередь ас- социируется с красотой женщины. Женская красота, воспетая в поэзии и прозе многих веков, явившаяся причиной войн и сраже- ний, породившая массу красивых историй любви, и в наши дни неустанно будоражит мир.
Красота — это не просто вечная и волнующая тема. Ощуще- ние красоты, которое порождает любовь, служит главным стиму- лом развития человечества, без этого мир не может существовать.
«Красота освещает мир, делает его красочным, неповторимым,
восхитительным. Она преображает реальность, одухотворяет её,
делает волшебно-неисчерпаемой», — писал великий Гёте.

270
Категория красоты очень сложна в определении и имеет не- мало различных эстетических трактовок. Все философы в раз- ные времена считали необходимым проанализировать понятие красоты, однако универсального определения так и не найдено.
Недаром один из теоретиков художественной культуры Возрож- дения Альберти, затрудняясь дать определение красоты, утвер- ждал, что она разлита по всему телу. Он говорил, что это чув- ство «приятное по природе, всегда желанное само по себе и ни- когда не притупляющееся вследствие пресыщения». Интуитив- но мы понимаем: красиво то, что вызывает у нас тонкие, прият- ные эстетические переживания, приносит удовольствие. При переносе эстетических стереотипов из народного фольклора четко прослеживается идея тесной взаимосвязи добра, красоты и здоровья. Примерами могут быть образы Василисы Прекрас- ной или Марьи Царевны…
В настоящее время существует предположение, что наше вос- приятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти че- ловека благодаря множеству предшествующих поколений с их бессознательным опытом, а также поколений людей с опытом осознанным.
Наши представления о внешнем совершенстве меняются вме- сте с бегущим временем. Изможденные готические дамы, пыш- ные кустодиевские купчихи, физкультурницы из довоенного со- ветского кино, изящная Одри Хепберн — все они были идеала- ми такой непохожей, принадлежащей разным эпохам и странам,
красоты.
В пещерную эпоху, безусловно, существовали свои идеалы внешности, но они были связаны, в основном, не с эстетически- ми, а с «функциональными» параметрами женщины. Глиняные фигурки из раскопок являют нам огромные животы, способные выносить многочисленное потомство, непомерно большую грудь,
способную его выкормить. Насколько доисторические красави- цы соответствовали этому идеалу, судить трудно, но свою про- пагандистскую роль он выполнил прекрасно — и человеческий род не прервался.
Первыми женщинами, которые могли похвастаться своей красотой, были жительницы Древнего Египта. Египтяне — по- читатели кошек — ценили в женщине грациозность, изяще- ство, стройность и... зеленый цвет глаз. Привлекательными считались узкие плечи и бедра, высокий рост, длинные строй- ные ноги.


271
Китайцы издавна стремились к миниатюрности: обладатель- ница современного 37 размера обуви в Древнем Китае не имела бы никаких шансов выйти замуж. Поэтому девочкам в раннем детстве бинтовали стопу настолько туго, что она практически переставала расти и оставалась не больше 15 см. Особым ши- ком считались длинные ногти — их отращивали много лет, бе- режно ухаживая и покрывая ярким лаком, иногда для сохранно- сти прятали их в специальные металлические или костяные че- хольчики. Ногтевая пластина по мере роста начинала завивать- ся внутрь, с такими «завитками» руки теряли большую часть сво- их функций — поэтому подобный маникюр могли позволить себе только очень состоятельные люди.
Японки удаляли собственные брови и вместо них прорисовы- вали черной краской короткие черточки. Густые и тяжелые от природы волосы собирались в сложные прически, обладатель- ницы которых ложились спать не на подушку, а на специальный валик, который подкладывался под шею. В отличие от египтя- нок, в далекие времена японские красавицы закрашивали бело- снежные зубки черным лаком — таков был идеал красоты.
Древние греки поклонялись гармонии красоты и духовности.
Красоту женщины определяла пропорциональность ее тела, пра- вильность черт лица. Именно греческие скульпторы канонизи- ровали определенные физические параметры, называемые нами классическими. Рост мраморной Афродиты равен 164 см, окруж- ность груди 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см. В отличие от атлетизма, культивировавшегося среди мужчин, женщинам по- лагалось иметь мягкие, округлые и обязательно пропорциональ- ные формы. Привлекательными считались прямой короткий но- сик (линию лба без перехода продолжает линия носа), большие глаза, четко очерченный рот (непременно в 1,5 раза больше гла- за), небольшие дугообразные брови. Простые прически — от- крытый лоб, прямой пробор, убранные в «античный» узел воло- сы — не скрывали никаких недостатков внешности.
Ученик Платона Аристотель говорил, что красота — в опре- деленном соотношении частей целого, в симметрии и упорядо- ченности, органической цельности. Все эти качества так или иначе присущи искусству Древней Греции. Яркое воплощение античного идеала красоты — образы божественных близнецов
Аполлона и Артемиды. Их родителями были сам громовержец
Зевс и богиня Лето. В честь близнецов были построены величе- ственные храмы в Дельфах и Эфесе. Близнецы не только могу-

272
щественны, но и прекрасны. Их тела молоды и совершенны, по- мыслы — благородны. Их красота находится в гармонии с ду- ховностью.
Римлянки поддерживали культ светлой кожи и «золотых» во- лос. От красавиц Древнего Рима нам достались в наследство сек- реты обесцвечивания волос. Белила, используемые женами пат- рициев в больших количествах, содержали свинец — поэтому не- редки были случаи отравления. Вытравливание темного цвета волос приводило к их потере — древнеримская красота требо- вала жертв в буквальном смысле.
В средние века все кардинально изменилось, и культ красо- ты, который провозглашался в Древнем Риме, сменился други- ми нормами. Больше внимания уделялось духовности. Образец красоты средних веков — дева Мария с ее правильным овалом лица и невинным выражением глаз. Никаких ярких красок, во- лосы должны быть только такого цвета, каким их сделал Бог.
Ни женщине, ни мужчине нельзя быть лучше, чем их создал Гос- подь. Во имя духа человек жертвовал телом. Образом красоты стал скромный аскетизм.
Возрождение принесло с собой буйство жизни и красок — в моду вошли алые губы, белокурые и рыжие волосы, пышные женские формы и даже румянец. Мужчины могут любоваться роскошной полнотой обнаженных шеи, рук и плеч.
Эпоха рококо придала всему затейливые, вычурные формы.
Особенно пострадали волосы — из них создавались монумен- тальные сооружения, изображающие дворцы, корабли, цветоч- ные клумбы. Подобные парикмахерские шедевры с использова- нием золотой проволоки, серебряных обручей, драгоценных кам- ней, лент, кружева стоили недешево, к тому же на их создание уходило порой несколько дней. Красавицы дорожили ими на- столько, что предпочитали вовсе не мыться, чтобы ни одна кап- ля воды не разрушила прическу. Естественная красота вновь оказалась под запретом — повсюду свирепствовала оспа, остав- ляя различные дефекты на лице и теле, поэтому пудриться при- ходилось не только дамам, но и мужчинам. Именно в это время в моду вошли мушки, изящно скрывавшие «оспинки».
В XVII веке эталоны красоты часто менялись в угоду тому или иному идеалу, как правило, политическому. Так же непо- стоянен идеал красоты в XIX веке. В самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина — вспомним Наташу Ростову на ее первом в жизни балу.


273
В 50–60-е годы XX века во всем мире огромной популярнос- тью пользовался стиль Мэрилин Монро. Все стараются подра- жать ей во всем, начиная от фигуры и кончая одеждой, которую она носит. Модной становится женщина далеко не худенькая,
имеющая все признаки того, что она женщина. Все говорят о секс- символе Мэрилин Монро. Это новый критерий красоты, кото- рый прочно утвердился на многие годы.
Но вот 90-е принесли с собой много интересного. Профессия манекенщицы приобретает все большую популярность, девуш- ки стремятся иметь стандартную фигуру, чтобы подходить для этой профессии или быть хотя бы похожими на популярные топ- модели. Начинается просто настоящий бум, все хотят похудеть,
применяя для этой цели самые разнообразные средства, не все- гда полезные для здоровья. В моде высокие девушки с минималь- ным количеством жировых отложений.
Интересно, что понятие красоты эволюционировало не толь- ко во временном и социальном направлениях, но менялось и гео- графически.
Европейские идеалы внешности, привычные для нас, распро- странены не так широко, как нам кажется. Некоторые народы живут обособленно и хранят свои традиции, а с ними — идеалы собственной, свойственной только им красоты.
Жительницы Уганды стремятся набрать лишний (с нашей точ- ки зрения) вес, чтобы соответствовать стандартам красоты, при- нятым в их стране. На этой почве разгорелся скандал среди ус- троителей международного конкурса красоты — угандиек не приняли из-за их слишком пышных форм.
В некоторых районах Африки одним из стандартов красоты считается длинная шея. Женщине с раннего возраста на шею одевали кольца, количество которых увеличивалось с каждым годом. В результате мышцы растягивались до 25–30 см. Рекорд- сменками считаются женщины Бирмы — их шеи достигали дли- ны 50 см.
Бушмены, малайцы, маори считают красивыми широкие,
«расплющенные» носы — в отличие от французов, которые пред- почитают удлиненные, прямые носики. До недавнего времени во
Франции даже существовала «привычка» слегка вытягивать их девочкам.
Пирсинг, столь популярный в последнее время у подростков
Европы и Америки, в Африке имеет многовековую историю. Их пирсинг — не чета нашей паре крохотных колечек. Эфиопские

274
женщины делают отверстия в губах, щеках, ушах и вставляют в них тяжелые глиняные кольца — чем старше женщина, тем они тяжелее, особое восхищение вызывают обладательницы самых растянутых мочек и губ.
В некоторых африканских племенах существует традиция ук- рашать тело шрамами. Кенийки бреют головы наголо, а в ушах прокалывают множество отверстий, в которые вставляют раз- ноцветные палочки, бусы и цепочки.
Таким образом, нет более субъективного понятия, чем красо- та. Но если обобщить общепринятые каноны красоты, свойствен- ные разным расам и народам, то можно выделить общие состав- ляющие этого понятия.
Молодость — всегда привлекательна. В этом контексте зна- чение имеет не паспортный возраст, а молодость души, свежесть,
привлекательность, темперамент и энергетика, которые свой- ственны юным. Ведь быть молодым можно в любом возрасте.
Счастье — ещё один секрет красивого человека. В народе го- ворят: человек сияет от счастья, и трудно представить себе сча- стливую женщину некрасивой. Счастливый и дружелюбный взгляд, желание поделиться своим счастьем притягивают вни- мание окружающих. В то же время счастье — это всегда что-то очень глубоко личное. Это и крепкая семья, и любимая работа,
и появление долгожданного ребенка, и, конечно, здоровье.
Здоровье — вот основа естественной красоты, которая опре- деляет и молодость, и привлекательность человека, и возмож- ность вести полноценную жизнь. Генрих Гейне утверждал: «Един- ственная красота, которую я знаю, — это здоровье».
«У женщины, как опыт учит нас, здоровье с красотой нераз- делимы», — писал испанский драматург Лопе де Вега почти че- тыреста лет тому назад. Тем не менее, и сегодня его слова не потеряли актуальности. Женщину, ведущую здоровый образ жизни, как правило, отличают свежий цвет лица, легкость в дви- жениях, изящность фигуры, несмотря на прожитые годы. Ей не приходится тратиться на косметические операции, лифтинги,
пилинги и прочие процедуры. Она везде все успевает, удивляя при этом своей кипучей энергией и неизменным оптимизмом.
Существует множество определений понятия «здоровье». Вот,
к примеру, официальное, данное в Уставе Всемирной организа- ции здравоохранения в 1946 году: «Здоровье — это состояние пол- ного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недугов».