Файл: Одесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
определить ведущие тенденции идущей ей на смену нооэтичес- кой цивилизации. Определяя общий вектор развития новой ци- вилизации, Нооэтика подразумевает, что человечество начина- ет движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей», из мира, где доминирует потребность «взять» — в мир, где будет преобладать потребность «отдать» для блага людей.
Нооэтика призвана стать этическим компонентом законов развития ноосферы, которые должны продолжить эволюцию био- сферы. Решающую роль в этом процессе должно играть объеди- нение науки и этического разума человечества. Развивая теорию
В. И. Вернадского о ноосфере, во имя предотвращения глобаль- ной экологической катастрофы Нооэтика объединяет три состав- ляющих — научный разум человечества, его нравственный ра- зум и технический прогресс.
Как носителю нравственного императива нооэтике должна принадлежать ведущая роль в решении ноосферных проблем.
Надо добиться того, чтобы человек знал, как правильно посту- пить в тех или иных обстоятельствах, и чтобы он не смог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе. Если люди хотят сохра- нить себя, свою природу, свой род, все накопления культуры, то есть собственно весь человеческий мир, то им необходимы не только знания, но и навыки этической оценки окружающей дей- ствительности.
Биоэтика и нооэтика — необходимые части знаний современ- ного врача. Многие мысли, высказанные в этой книге, нашли от- ражение в созданном нами, первом в Украине, учебнике «Био- этика», который содержит и введение в нооэтику.
О международном признании основанной нами науки — Ноо- этики — свидетельствуют публикации в международных индекс- цитируемых изданиях Италии (“Leadership medica”), Велико- британии (“Science”, “Science and Public Affairs”), Болгарии
(“Scripta Scientifica Medica”), Греции (International Congress
“European citizen’s quality of life”), США («Лікарський вісник»).
Размышляя о будущем медицины и будущем человечества, я вспоминаю блестящую мысль писателя и гуманиста Антуана де
Сент-Экзюпери: «Я верю, настанет день, когда неизвестно чем бо- леющий человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чём, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоян- ные. Перемножат их друг на друга, потом, сверив с таблицей ло- гарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. Одна-

55
ко, если я заболею, я обращусь к какому-нибудь сельскому врачу.
Он взглянет на меня краем глаза, пощупает пульс и живот, послу- шает, потом кашлянёт, раскурит трубку, потрёт подбородок —
улыбнётся мне, чтобы лучше успокоить боль. Естественно, я вос- хищаюсь наукой, но я также восхищаюсь мудростью».


56
Глава 2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ЧЕЛОВЕК
И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

57
2.1. Нооэтическая оценка
концепции стихий
Ф
ормирование ноосферы из биосферы в результате интеллектуальной деятельно- сти Человека продемонстрировало его воз- можности быть мощным геологическим фактором. Последствия произошедшего имеют глубокий мировоззренческий смысл и заставляют по-новому оценить весь путь философской мысли и естественнонаучно- го прогресса. Ноосфера, как и биосфера, в своей основе соответствует античным представлениям о стихиях. «Четыре стихии
— это основа, а также жизнь, стоящая за четырьмя физическими материальными элементами — землей, огнем, воздухом и водой. Все, что стоит выше этих четырех сущностей, может быть познано только духовным видением» (Мэнли П. Холл).
Легенды и мифы создавались на протя- жении всей истории человечества. Людей всегда интересовало, откуда появилась га- лактика и планета, на которой они живут.
На пороге нового тысячелетия люди, стал- киваясь с природными катаклизмами, заду- мались над вопросом: с какой целью чело- вечество создано на земле? Ответ на этот вопрос можно отыскать в древних мифах и
В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл.
В. Франкл

58
легендах. С чего же все началось? Как происходил процесс со- творения мира?
Высшей ценностью обладает та точка в пространстве и вре- мени, где совершился акт творения, то есть «центр мира». Кос- могонические мифы и космологические представления занима- ют особое место среди других форм мифопоэтического мировоз- зрения, поскольку описывают пространственно-временные пара- метры Вселенной, то есть условия, в которых протекает суще- ствование человека и помещается все, что его окружает. Кос- мологические представления концентрируются, прежде всего,
вокруг актуального состояния Вселенной: структура мира —
набор, связь и функции его частей, иногда — их количествен- ные параметры. Космогонические мифы описывают, как возникла
Вселенная. Актуальное состояние Вселенной в мифопоэтичес- ком мышлении связывается воедино с ее происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснения состава мироздания и роли, которую играют в нем его объекты, равно- значно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов. Такими объектами являются элемен- ты, или стихии, — как правило, огонь, вода, земля, воздух, к ко- торым иногда добавляется пятая стихия, условно названная эфи- ром. Они-то и образуют первичный материал для строительства
Космоса. Мировой океан упоминается как первозданная субстан- ция, из которой появились стихии: Вода, Земля, Огонь, Воздух.
Четыре стихии — это не просто «символы» или абстрактные кон- цепции, скорее они относятся к важнейшим силам, составляю- щим все мироздание, которое может быть воспринято физичес- кими чувствами. Следовательно, стихии — это не только основа астрологии и всех оккультных наук, они охватывают все, что мы можем воспринимать и ощущать.
Если стихии рассматривать как чисто материальные факто- ры, они символизируют четыре состояния материи, описывае- мые современной физикой: земля — твердое; вода — жидкое;
воздух — газообразное и огонь — плазма. Можно также сказать,
что они представляют четыре основные потребности любого живого организма: воздух, воду, землю (то есть пищу) и огонь
(тепло). Однако все это не раскрывает истинного значения сти- хий.
Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои фи- лософские, религиозные или мифологические традиции. Боль- шинство из этих традиций постулирует существование единой


59
первичной энергии, которая трансформируется энергетически- ми потоками «пониженного напряжения», известными как сти- хии. Эту первичную энергию называли различными именами: ви- тальная сила, прана, ци и т. д. Неотъемлемые характеристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям,
различались.
В Тибете создавались огромные структуры, так называемые ступы, как гигантские символы структуры мироздания. Основа- нием ступы служил огромный куб (представляющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вершине сферы находи- лась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вер- шине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в ко- тором находилась маленькая сфера («эфир» — тибетское назва- ние первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Сту- па представляла основу тибетской космологии, а стихии счита- лись основными энергиями космоса.
Сходная концепция стихий обнаруживается в священных ин- дийских книгах («Бхагавадгита») и в философской основе Аюр- веды (традиционной индусской медицины). Китайская филосо- фия и акупунктура основаны на концепции стихий. «Пять перво- стихий: дерево, огонь, земля, металл и вода — охватывают все явления природы. Этот символизм в равной степени применим к человеку» (Су Вен). Эти пять стихий соответствуют четырем сти- хиям, обычно используемым в западной культуре, с добавлени- ем эфира. Западная традиция обычно не упоминает пятую сти- хию, поскольку она отличается от других и, в сущности, служит источником остальных четырех стихий. Древнегреческая фило- софия также основывалась на доктрине стихий, которые прирав- нивались к четырем способностям человека: моральной (огонь),
эстетической и духовной (вода), интеллектуальной (воздух), фи- зической (земля). Европа эпохи средневековья и Возрождения заимствовала идею стихий главным образом из работ Галена,
связавшего их с четырьмя основными соками организма, кото- рые, в свою очередь, порождали четыре вида темперамента.
Упоминание об этом можно найти во всех ранних медицинских трудах европейских авторов, а также в произведениях Вильяма
Шекспира и других известных литераторов. Мы можем обнару- жить множество примеров значимости, придаваемой стихиям, в японской культуре. Например, в буддийском трактате о Бодхид- харме, написанном в 1004 году нашей эры, четыре традицион-

60
ные стихии представлены как четыре качества, которые состав- ляют мироздание: свет (огонь), воздушность, текучесть и твер- дость. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизнен- ные аспекты и виды деятельности, важнейшие божества соот- ветствовали стихиям: Ану — бог неба (воздух); Энлиль — бог- громовержец (огонь); Нинурсаджа — богиня земли; Энки — бог воды. Упомянутые примеры свидетельствуют, что стихии, подоб- но зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с ко- торой древние народы должны были иметь дело, но, в сущнос- ти, основой самой реальности.
Для наилучшего понимания концепции стихий, полезно обра- титься к трудам великих духовных наставников Индии. Так, Ма- хараджа Шаран Синх пишет: «Все, что мы видим физическим взором, состоит из одной или нескольких из пяти стихий, а имен- но, земли, воды, воздуха, огня и эфира; все эти пять стихий враж- дебны друг к другу. Но с помощью (или благодаря) души все пять стихий вмещаются и действуют в человеческом теле, каждый человек проявляет их в соответствии с собственной кармой — в определенной пропорции, но все пять стихий в большей или мень- шей степени активны в каждом человеческом теле... . Когда душа покидает тело и этот мир, стихии распадаются и возвра- щаются к своим истокам». Другой духовный наставник, махара- джа Саван Синх, утверждает, что не только тело, но и разум
«рождается из тончайшей сущности пяти стихий». В своих ра- ботах он устанавливает связь стихий с низшими чакрами (или энергетическими центрами) тела и с различными качествами,
которые должны быть преодолены ради осуществления духов- ного прогресса.
Суммарно характеристику основных стихий можно предста- вить следующим образом.
Стихия огонь. Божественная энергия, очищение, откровение,
преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, чес- толюбие, вдохновение, сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разруши- тельные силы. Графически огонь в алхимии изображается в виде треугольника, так как считается субстанцией, объединяющей три остальные: землю, воду и воздух. На бытовом уровне огонь
— защитный, успокаивающий образ (огонь домашнего очага).
Огненная стихия относится к универсальной энергии излучения,
экспансивной и восторженной энергии, которая посредством своего света приносит цвет в этот мир. Карл-Густав Юнг связы-


61
вал эту стихию с динамическим центром психической энергии, с той энергией, которая течет спонтанно вдохновенным, самомо- тивирующимся образом. Марк Эдмунд Джонс сравнивает огонь с «опытом, сосредоточенным в персональной индивидуальности».
В древних и примитивных культурах огню поклонялись как самому Богу, а позже — как символу божественной силы. Древ- ние считали огонь живым существом, которое питается, растет,
умирает, а затем рождается вновь... Благодаря той роли, кото- рую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологичес- ких традиций он считался результатом божественной деятель- ности. Поэтому столь часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями, такими как Прометей, или о хит- рых уловках, с помощью которых его добывали у подземных богов, как, например, новозеландский мифический герой Мауи
(происхождение этих островов в результате вулканической дея- тельности выглядит вполне правдоподобным). В тех традициях,
где огонь не являлся предметом прямого поклонения, он все же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления
(Библия). В христианстве огонь считается воплощением Свято- го Духа.
В христианском искусстве огонь — высшее испытание доб- родетели и веры. Пылающее сердце — эмблема некоторых свя- тых, таких как святой Августин. Уверенность, что огонь может очищать от зла, привела к зверствам инквизиции в средние века.
В иудаизме огонь также считается символом воздаяния или за- щиты от зла: ангелы с огненными мечами охраняли потерянный рай. Символ огня, связанный с воскрешением, персонифициро- ван образами птицы Феникс и Саламандры и проявляется в пас- хальных ритуалах римской католической церкви и православных церквей, во время которых свечи торжественно гасят и затем возжигают «новым огнем». Традиция новогодних огней проис- ходит из обрядов магии, она символизирует возвращение сол- нечного света и тепла. В Японии синтоиские ритуалы зажжения огня на Новый год связаны с попытками предотвратить разру- шительные пожары в наступающем году. В Китае отвращающее беду значение имеют фейерверки, считается, что они отпугива- ют демонов. В основе символизма Вечного огня лежит забота о сохранении домашнего очага, с древнейших времен имевшая огромную важность. В античной культуре эта традиция отрази- лась в сохранении священного огня жрицами храма богини Вес- ты, в настоящее время — в ритуале зажжения и сохранения

62
Олимпийского огня, символизирующего преемственность спортивных идеалов.
Воздушная стихия. Одна из фундаментальных стихий миро- здания. Воздушная стихия — это жизненная энергия, которая свя- зана с дыханием или тем, что йоги называют «праной». Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих мно- жеством символических значений. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олице- творение муссонного ветра, созидатель мира; дух божий, нося- щийся над водами; варианты мифов о яйце мировом, снесенным крылатым, то есть воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуист- ской мифологии выдох Брахмы означает сотворение мира, а вдох
— его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ жи- вотворящего дыхания представлен в виде открывающихся и за- крывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В Древней Греции особенной популярностью (в частности у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян — Аквилон и
Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света,
временами года, природными циклами. В древнеиндийской ми- фологии бог ветра Ваю — жизненное дыхание. В иудаистичес- кой мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворив человека, бог вдохнул ему душу. В Новом заве- те воскресший Иисус, явившись ученикам, «дунул, и говорит им:
примите духа Святого». Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дунове- ние друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта в рот че- рез бычий или бараний рог в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Водная стихия. Древний универсальный символ чистоты, пло- дородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, жен- ского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода
— эмблема всех жидкостей в материальном мире, принципов их циркуляции (крови, сока растений), растворения, смешения, сцеп- ления, рождения и возрождения. «Ригведа» возносит похвалу воде как носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особен- но роса, родниковая и дождевая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли
(родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). Почти-