Файл: Теоретические основы миграционной политики стран Понятие и виды миграционных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Глава 1.Теоретические основы миграционной политики стран

1.1. Понятие и виды миграционных процессов

1.2. Роль миграционной политики в условиях глобализации

1.3. Последствия миграционных процессов для экономики стран


6

6

8

11

Глава 2. Анализ влияния миграционной политики разных стран

2.1.Анализ миграционных процессов

2.2.Оценка экономических последствий миграционных процессов для экономики стран


15
15

16

Заключение

24

Список использованной литературы

26

Приложение

28


ВВЕДЕНИЕ



Одной из важнейших проблем современного мирового развития выступает миграция населения (перемещение населения, связанные с переменой места жительства), которая рассматривается не как механическое передвижение людей, но и как сложный процесс, происходящий в различных направлениях общественно – политической, социально – экономической, культурной жизни целых стран и народов. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения и хозяйственного освоения всей планеты, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты, ряд положительных и отрицательных последствий.

Население любой страны выступает как объект всестороннего исследования, так как оно, и особенно трудоспособная его часть, является непосредственным участником общественно-производственного процесса и потребителем его результатов. По этой причине интерес к изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни людей не снижается, а, наоборот, все более возрастает.

Как предмет изучения население представляет собой совокупность людей, которые проживают на определенной территории и непрерывно возобновляются за счет рождений и смертей, которое неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития и динамики состава населения, другие важные характеристики изучаются в контексте конкретных исторических условий.


Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства, где во многих странах, использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы, поэтому миграция населения это явление сложное, требующее изучения современных тенденций развития мировой экономики, на основе взаимосвязи с разными процессами экономической жизни мирового сообщества.

Масштаб процессов миграции привел к разработке соответствующей правовой базы, где ключевыми международно – правовыми нормами, регулирующими процессы и потоки миграции, являются нормы Конвенции ООН, Международной организации труда (МОТ), других специализированных органов ООН.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что миграция влияет на экономическое, социальное и демографическое развитие любой страны в целом и ее отдельных районов в частности.

Объектом исследования является миграционная политика.

Предметом исследования является влияние миграционных процессов на экономику стран.

Целью данного исследования является изучение миграционной политики стран.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить общетеоретические понятия проблемы миграции и ее влияние на экономики стран

-раскрыть цель, принципы, основные направления, механизмы, формы и методы осуществления государственной миграционной политики;

-определить направления совершенствования организации работы с мигрантами.

По своей структуре работа состоит из двух глав.

В первой главе приводятся общие теоретические аспекты проблем международной миграции, определение основных понятий и сущности миграции.

Во второй главе приводятся основы государственной политики в области миграции и пути ее реализации, а также особенности технологий и миграционной политики в сфере трудовой миграции.

Исследования современных процессов миграции имеет особое значение, поэтому проблемы международной миграции рабочей силы рассматриваются в различных аспектах, что свидетельствует о понимании аналитиками глобальной роли трудовой миграции в развитии мирового сообщества.

Глава 1.Теоретические основы миграционной политики стран
1.1. Понятие и виды миграционных процессов
Миграция населения всегда относится к сложным и неоднозначным процессам, которые требуют особого изучения и причем в тесной взаимосвязи с другими процессами и явлениями социальной и экономической жизни общества.



Большое влияние во многих странах на численность и состав населения, рабочую силу оказывают внешние миграции, то есть эмиграции и иммиграции, которые имеют огромное значение в развитии человечества, выступая своеобразной формой при­способления человека к меняющимся условиям его существо­вания.

На международном уровне странами-участницами Организа­ции экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана служба, которая координирует деятельность национальных им­миграционных управлений, где иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы иммиграции, кото­рые создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы разных стран осуществляют контроль за въездом в страну иммигрантов, выдают им разрешения, согласно заявкам предпринимателей на въезд и работу, а также устанавливают срок продолжительности пребывания.

Регулирование продолжительности пребывания проводится в разных странах по-разному, например, в Германии наблюдается жесткая ротация (пребывание от одного до пяти лет без приезда семьи), а во Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, поощряется «семейная иммиграция», которая ведет к расширению внутреннего трудового рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии характерна «ассимилирован­ная иммиграция», когда мигрант получает гражданство после установленного срока непрерывного пребывания на их территории. Регулирование миграционных процессов начинается с органи­зации вербовки иностранных рабочих, которая проводится на основе межправительственных соглашений, где строго определены та­кие параметры, как количество вербуемых, их возраст, пол, профес­сия, состояние здоровья и прочие характеристики. Аппарат вербовки, как и любой другой государственный аппарат, очень несовершенен и в настоящее время, поэтому в странах-импортерах предпринимателям дана большая самостоятельность в плане вербовки, а низкая эффектив­ность вербовки государственными учреждениями и предприни­мателями обусловила возникновение института частных посредников, что зачастую ведет к различным правонарушениям, а иногда и преступлениям в сфере международной трудовой миграции1.

Однако частная вербовка при отсутствии эффективного кон­троля вызвала рост нелегальной иммиграции. Меры, при­нимаемые странами-экспортерами по отношению к нелегалам, регулярно пересматриваются и ужесточаются. Резкое увеличение количества нелегалов наблюдается обычно в годы кризисов, ког­да, с одной стороны, снижается квота, а с другой —государство стремится под любым предлогом уменьшить количество имми­грантов, находящихся в стране и здесь в ход идут любые приемы, как цивилизованные (выплата премии иммигрантам, воз­вращающимся на родину, создание системы профессиональной подготовки для облегчения их трудоустройства), так и жесткие (насильственная высылка части иммигрантов из страны).


Сегодняшняя ситуация во всем мире характеризуется ростом числа нелегалов из стран Восточной Европы и Северной Африки, их миграции в страны Западной Европы и прочих развитых стран, поэтому большинство стран, традиционных им­портеров рабочей силы, ужесточают свои законодательства о трудовой миграции. Интерпол и национальные министерства внутрен­них дел разрабатывают разные программы по профилактике и борьбе с правонарушениями, с которыми столкнулись стра­ны, принявшие эмигрантов из Восточной Европы, Африки и стран СНГ. Меры борьбы с нелегальной миграцией сформированы в Австрии и скандинавских странах, где требуют от иммигрантов не только уже подписанного кон­тракта на работу, но и знания шведского или английского языка, а также подтверждения наличия аренды жилья.

Восточноевропейские страны также принима­ют ряд защитных мер против иммиграции из стран Африки и СНГ, сокращают их количество, устанавливают различные ограничения и запреты. Следует отметить, что в межгосударствен­ном перемещении рабочей силы в основном участвует молодежь в возрасте до 25-30 лет, которая пригодна к физическим нагрузкам и малоквалифицированному труду.

До последнего времени иностранные рабочие использовались в тех сферах экономики, где высока доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в отраслях, где работа является слишком опасной, грязной и не престижна для местного населения, поэтому здесь применение труда иностранцев велико, достигает до 70%, что говорит о том, что подобные компании ориентированы на применение рабочей силы именно мигрантов, как низкооплачиваемой и неприхотливой категории рабочей силы.
1.2. Роль миграционной политики в условиях глобализации
Миграционная политика – это совокупность социально – политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, и конкретных мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Составной частью миграционной политики является концепция. Концепция государственной миграционной политики (далее именуется – Концепция) представляет собой систему основных принципов и приоритетов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования миграционных процессов, а также механизмы и формы их реализации.


Международная миграция и иммиграция обусловлена причинами экономиче­ского, политического, иногда и военного порядка. Если в первом случае эти причины носят в основном постоянный характер, то вторые связаны с политическими событиями в отдельных странах и с войнами, которые и порождают вынужденных мигрантов, так называемых беженцев и перемещенных лиц, что в последние годы является широко распространенным явлением2.

Современная картина расселения людей по всей территории земного шара представляет собой результат интенсивных миграционных процессов всех предыдущих поколений, а причины, формы, и последствия миграции в разные периоды истории человечества всегда были своеобразны и поэтому миграция населения это явление историческое по своей сути и содержанию.

Терминология в области изучения миграции существует уже давно, однако, с развитием общества и государства и науки она постоянно трансформируется для удобства обозначения вновь возникающих миграционных явлений. Миграция в переводе с латинского языка (migratio) означает перемещение, переселение и применяется для обозначения социальных явлений, которые неоднозначны по своему характеру, последствиям и факторам. 3. Ученые выделяют четыре подхода к определению миграции населения, а именно:

-к миграциям относятся все виды движения населения, которые имеют общественную значимость, куда включают не только все пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальные перемещения, а отраслевое, профессиональное и иное движение, не будучи миграцией как таковое, связано с ней только в том случае, если оно сопровождается территориальным перемещением;

-под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей, то есть переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, либо сезонные работы, а также поездки в командировки, отпуск и прочие перемещения. Не относятся к миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

-в миграции включают такие пространственные перемещения, которые совершаются между населенными пунктами и которые ведут к постоянной и временной смене места жительства, представляют собой регулярное двустороннее движение между местами жительства и местами труда и учебы. В это определение не включаются возвратные, эпизодически совершаемые поездки из одних населенных пунктов в другие.