Файл: Теоретические основы миграционной политики стран Понятие и виды миграционных процессов.doc
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Направления миграционных потоков в РФ делятся на внутренние и внешние. Во внутренних и внешних миграционных потоках основной причиной переселения являются экономические факторы, по составу преобладание идет именно семейных мигрантов. По данным переписи населения около 97 % жителей России живут в месте рождения, то есть никогда не уезжали за пределы своей страны. Основными причинами при этом являются большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, высокая стоимость жилья и аренды. Во внутренней миграции участвовали только 2,2 млн. человек, или 1 2 % населения.
Таблица 1
Общие итоги миграции населения Российской Федерации
| 2020г. | 2021г. | ||||
число прибывших | число выбыв ших | миграциионный прирост | число прибывших | число выбыв ших | миграционный прирост | |
| Городские поселения и сельская местность | |||||
Миграция всего | 4 196 143 | 3901213 | 294 930 | 4 496 861 | 4 201 002 | 295 859 |
из нее: в пределах России | 3 778 462 | 3 778 462 | | 4 014 620 | 4 014 620 | |
в том числе: внутриреги ональная | 2 023 591 | 2 023 591 | | 2 102 036 | 2 102 036 | |
Межрегионал ьная | 1 754 871 | 1 754 871 | | 1 912 584 | 1 912 584 | |
международн ая | 417 681 | 122 751 | 294 930 | 482 241 | 186 382 | 295 859 |
в том числе: со странами СНГ | 363 955 | 95 572 | 268 383 | 422 738 | 147 853 | 274 885 |
с другими зарубежными странами | 53 726 | 27 179 | 26 547 | 59 503 | 38 529 | 20 974 |
Число прибывших иностранцев из зарубежных стран за 2020 год по отношению к числу мигрантов из стран СНГ составляет 1:7.
Количество мигрантов в Россию из года в год увеличивается. Довольно большое количество мигрантов приезжают из стран СНГ. Их доля в общем количестве прибывших составляет 89,6 % . Доля прибывших из Узбекистана в 2021 составляет 28 % из общего количества прибывших из стран СНГ. Далее идут Украина 13 % , Казахстан 12 % . В РФ сформировались два миграционных «полюса» это Центральный округ, «стягивающий» население, и Дальний Восток, отдающий население.
Большинство переселенцев это лица трудоспособного возраста, обычно старше трудоспособного возраста, особенно женщины.
Таблица 2
Возрастно-половой состав мигрантов по категориям поселений в Российской Федерации в 2021 году
| Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост | |||||||
Муж чины и женщины | Муж чины | Женины | Муж чины и женщины | Мужчины | Женщины | Муж чины и женщины | Муж чины | Женщин ы | ||
| Городское и сельское население | | ||||||||
Вся миграция | 4496861 | 2194321 | 2302540 | 4201002 | 2020873 | 2180129 | 295859 | 173448 | 122411 | |
в том числе в возрас те: | | | | | | | | | | |
моло же трудо спосо бного | 684403 | 35156 | 332837 | 657590 | 337409 | 320181 | 26813 | 14157 | 12656 | |
Трудо спосо бном | 3369043 | 1714191 | 1654852 | 3130699 | 1563429 | 1567270 | 238344 | 150762 | 87582 | |
старш е трудо спосо бного | 443415 | 128564 | 314851 | 412713 | 120035 | 292678 | 30702 | 8529 | 22173 |
Легализация трудовых мигрантов в интересах, как отечественного государства, так и самих мигрантов. С одной точки зрения, государство недополучает в качестве налогов значительные финансовые ресурсы, а с иной, очень много недополучают мигранты10.
По прогнозным расчетам численность населения трудоспособного возраста РФ очень сильно снизится к 2021. Наибольшее сокращение трудоспособного населения ожидается в городах республик (около 250 тыс. человек). К 2025 году численность населения трудоспособного возраста будет составлять более 82 % настоящей. Нагрузка на трудоспособное население возрастет более чем на 40 % из за увеличения количества людей пенсионного возраста11.
В Рекомендательном законодательном акте закреплен важный принцип равенства, суть которого в том, что при заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с местными жителями стран при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, режима работы, охраны, оплаты и условий труда, социальной защиты работников мигрантов, где недопустима дискриминация мигрантов и членов их семей по национальным и религиозным признакам и др. 12
Право трудящегося-мигранта на жизнь и охрану здоровья гарантируется законодательством государства постоянного места жительства и государства трудоустройства, а возмещение ущерба, причиненного здоровью работника мигранта на производстве, а также при наступлении смерти потерпевшего осуществляется тем государством, законодательство которого распространяется на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или другого повреждения здоровья.
Работодатели должны обеспечить уполномоченные органы и мигрантов всей необходимой информацией о характере работы, оплаты труда и условиях проживания, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращения в государство выезда.
Важную роль в изменении численности населения играют миграционные процессы. Иммигрантов следует отличать от иностранцев, к которым относят лиц, проживающих на территории страны и не имеющих ее гражданства.
2.2 Оценка экономических последствий миграционных процессов для экономики стран
Трудовая миграция остро касается вопросов доступа иностранной рабочей силы к национальному рынку труда, то есть въезда в страну, выезда из страны, легализации в стране, доступа к профессиям и трудовым рабочим местам, к медицинским услугам и системе социального обеспечения, принципов, применяемых к иностранцам в трудовой сфере (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, недискриминационный режим, и другие принципы).
Изучение многоаспектности процессов миграции позволяет выработать эффективные практические рекомендации для специалистов по социальной работе, а также других специалистов, которые занимаются вопросами и проблемами трудоустройства и адаптации мигрантов на новом месте жительства.
Процесс миграции и адаптации связан со значительными затруднениями, так как на новом месте жительства работнику мигранту предстоит выдержать огромную адаптационную нагрузку:
- решить проблемы социально – экономического характера, например, найти работу, найти жилье;
- установить множество новых связей и создать новый круг общения;
- воспринять новую оценку процессов, явлений, так как произойдет переоценка жизненных ценностей;
- установить отношения с новыми людьми, благоприятные для жизни и выработать определенное отношение к реалиям новой жизни;
- усвоить новые жизненные привычки и прочие элементы адаптации.
Для того, что бы мигрант смог справиться со всеми этими трудностями и адаптироваться в новой среде, ему необходима помощь специалистов.
1. Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний должна становиться работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социального развития, социального обслуживания, здравоохранения, а также со службами занятости в местах проживания мигрантов.
2. Социальным работникам и психологам необходимо смягчить негативные последствия миграции при помощи различных технологий – индивидуальной и групповой психотерапии, устранения конфликтности, поощрения и стимулирования развития способностей к коммуникативности мигрантов, самостоятельности и терпимости. Тренинговые технологии для работников, выходцев из других государств должны быть применимы как эффективное средство рационализации процесса социально – психологической адаптации работников-мигрантов, особенно тем, кто вынуждено покинул свою родину, помочь им привыкнуть к новым условиям жизни.
3. Также необходимо в работе с мигрантами рассматривать предпосылки и характер солидарности, который складывается на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и обществе, располагающую или не располагающую к солидарности, в том числе и приехавших мигрантов. В службе миграции работники должны учитывать весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения людей, механизмов их дезинтеграции, а также особенности восприятия культуры и механизмов реинтеграции на новом месте проживания.
4. Миграционной службе помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами весьма важно сотрудничать с органами местной власти, с общественными организациями по социальной адаптации и размещению, трудоустройству различных категорий мигрантов, взаимодействовать со средствами массовой информации. Службам миграции в индивидуальной работе с иностранцами всегда надо применять весь арсенал методов познания социальной сферы: психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, психологических, медико – социальных, консультационно – правовых, а в групповой работе с мигрантами целесообразно создавать «группы взаимопомощи»13.
5. Органам социального развития и миграционной службы постоянно вести работу с мигрантами, чтобы посредством службы срочной помощи обратившимся мигрантам оказывать экстренную, эффективную, гуманитарную помощь: предоставить одежду, обувь, продукты питания и прочие необходимые для жизни товары для мигрантов и их семей, а также помогать консультациями специалистов, обязательно должны проводиться выезды по обследованию жилищных условий мигрантов и проводится меры по их улучшению.
6. В случае острой необходимости вопросы размещения нуждающихся пожилых людей из числа мигрантов решать нужно оперативно, размещать их в дома Ветеранов, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Кроме того, развертывается помощь и детям-мигрантам, они должны проходит бесплатное медицинское обследование, при необходимости пройти реабилитацию, подлечиться в медицинских учреждениях, а также им нужно организовать совместный отдых детей – мигрантов и местных жителей, который бы способствовал адаптации вновь прибывших детей к новым условия жизни, нахождению друзей, решению проблем эстетического и творческого воспитания, способствующему гармоничному развитию каждого ребенка.
7. Также необходимо создавать на государственном уровне центры социально – психологической и медико – психологической реабилитации мигрантов на основе привлечения различных специалистов (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, консультанты по правовым вопросам и прочее).
8. В каждой стране при миграционных службах есть консультативные советы, в которые входят представители общественных организаций, представители Красного креста, органов социального обслуживания населения, органов образования и службы занятости, которые общими усилиями пытаются помогать мигрантам для реализации направлений