Файл: Теоретические основы миграционной политики стран Понятие и виды миграционных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Направления миграционных потоков в РФ делятся на внутренние и внешние. Во внутренних и внешних миграционных потоках основной причиной переселения являются экономические факторы, по составу преобладание идет именно семейных мигрантов. По данным переписи населения около 97 % жителей России живут в месте рождения, то есть никогда не уезжали за пределы своей страны. Основными причинами при этом являются большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, высокая стоимость жилья и аренды. Во внутренней миграции участвовали только 2,2 млн. человек, или 1 2 % населения.

Таблица 1

Общие итоги миграции населения Российской Федерации




2020г.

2021г.

число прибывших

число выбыв ших

миграциионный прирост

число прибывших

число выбыв ших

миграционный прирост




Городские поселения и сельская местность

Миграция всего

4 196 143

3901213

294 930

4 496 861

4 201 002

295 859

из нее: в пределах России

3 778 462

3 778 462




4 014 620

4 014 620




в том числе: внутриреги ональная

2 023 591

2 023 591




2 102 036

2 102 036




Межрегионал

ьная

1 754 871

1 754 871




1 912 584

1 912 584




международн

ая

417 681

122 751

294 930

482 241

186 382

295 859

в том числе: со странами СНГ

363 955

95 572

268 383

422 738

147 853

274 885

с другими

зарубежными

странами

53 726

27 179

26 547

59 503

38 529

20 974



Число прибывших иностранцев из зарубежных стран за 2020 год по отношению к числу мигрантов из стран СНГ составляет 1:7.

Количество мигрантов в Россию из года в год увеличивается. Довольно большое количество мигрантов приезжают из стран СНГ. Их доля в общем количестве прибывших составляет 89,6 % . Доля прибывших из Узбекистана в 2021 составляет 28 % из общего количества прибывших из стран СНГ. Далее идут Украина 13 % , Казахстан 12 % . В РФ сформировались два миграционных «полюса» это Центральный округ, «стягивающий» население, и Дальний Восток, отдающий население.

Большинство переселенцев это лица трудоспособного возраста, обычно старше трудоспособного возраста, особенно женщины.

Таблица 2

Возрастно-половой состав мигрантов по категориям поселений в Российской Федерации в 2021 году




Число прибывших

Число выбывших

Миграционный

прирост

Муж чины и женщины

Муж чины

Женины

Муж чины и женщины

Мужчины

Женщины

Муж чины и женщины

Муж

чины

Женщин

ы




Городское и сельское население




Вся

миграция

4496861

2194321

2302540

4201002

2020873

2180129

295859

173448

122411

в том

числе

в

возрас

те:




























моло

же

трудо

спосо

бного

684403

35156

332837

657590

337409

320181

26813

14157

12656

Трудо

спосо

бном

3369043

1714191

1654852

3130699

1563429

1567270

238344

150762

87582

старш

е

трудо

спосо

бного

443415

128564

314851

412713

120035

292678

30702

8529

22173



Легализация трудовых мигрантов в интересах, как отечественного государства, так и самих мигрантов. С одной точки зрения, государство недополучает в качестве налогов значительные финансовые ресурсы, а с иной, очень много недополучают мигранты10.

По прогнозным расчетам численность населения трудоспособного возраста РФ очень сильно снизится к 2021. Наибольшее сокращение трудоспособного населения ожидается в городах республик (около 250 тыс. человек). К 2025 году численность населения трудоспособного возраста будет составлять более 82 % настоящей. Нагрузка на трудоспособное население возрастет более чем на 40 % из за увеличения количества людей пенсионного возраста11.

В Рекомендательном законодательном акте закреплен важный принцип равенства, суть которого в том, что при заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-миг­ранты имеют равные права с местными жителями стран при при­еме на работу и расторжении трудовых отношений, режима работы, охраны, оплаты и условий труда, социальной защиты работников мигрантов, где недопустима дискриминация мигрантов и чле­нов их семей по национальным и религиозным признакам и др. 12

Право трудящегося-мигранта на жизнь и охрану здоровья гарантируется законодатель­ством государства постоянного места жительства и государства трудоустройства, а возмещение ущерба, причиненного здоровью работника мигранта на производстве, а также при наступлении смерти потерпевшего осуществляется тем государством, законодательство которого распространяется на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или другого повреждения здоровья.

Работодатели должны обеспечить уполномо­ченные органы и мигрантов всей необходимой инфор­мацией о характере работы, оплаты труда и условиях прожива­ния, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту тру­довой деятельности и возвращения в государство выезда.

Важную роль в изменении численности населения играют миграционные процессы. Иммигрантов следует отличать от иностранцев, к которым относят лиц, проживающих на территории страны и не имеющих ее гражданства.
2.2 Оценка экономических последствий миграционных процессов для экономики стран
Трудовая миграция остро касается вопросов доступа иностранной рабочей силы к национальному рынку труда, то есть въезда в страну, выезда из страны, легализации в стране, доступа к профессиям и трудовым рабочим местам, к медицинским услугам и системе социального обеспечения, принципов, применяемых к иностранцам в трудовой сфере (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, недискриминационный режим, и другие принципы).


Изучение многоаспектности процессов миграции позволяет выработать эффективные практические рекомендации для специалистов по социальной работе, а также других специалистов, которые занимаются вопросами и проблемами трудоустройства и адаптации мигрантов на новом месте жительства.

Процесс миграции и адаптации связан со значительными затруднениями, так как на новом месте жительства работнику мигранту предстоит выдержать огромную адаптационную нагрузку:

- решить проблемы социально – экономического характера, например, найти работу, найти жилье;

- установить множество новых связей и создать новый круг общения;

- воспринять новую оценку процессов, явлений, так как произойдет переоценка жизненных ценностей;

- установить отношения с новыми людьми, благоприятные для жизни и выработать определенное отношение к реалиям новой жизни;

- усвоить новые жизненные привычки и прочие элементы адаптации.

Для того, что бы мигрант смог справиться со всеми этими трудностями и адаптироваться в новой среде, ему необходима помощь специалистов.

1. Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний должна становиться работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социального развития, социального обслуживания, здравоохранения, а также со службами занятости в местах проживания мигрантов.

2. Социальным работникам и психологам необходимо смягчить негативные последствия миграции при помощи различных технологий – индивидуальной и групповой психотерапии, устранения конфликтности, поощрения и стимулирования развития способностей к коммуникативности мигрантов, самостоятельности и терпимости. Тренинговые технологии для работников, выходцев из других государств должны быть применимы как эффективное средство рационализации процесса социально – психологической адаптации работников-мигрантов, особенно тем, кто вынуждено покинул свою родину, помочь им привыкнуть к новым условиям жизни.

3. Также необходимо в работе с мигрантами рассматривать предпосылки и характер солидарности, который складывается на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и обществе, располагающую или не располагающую к солидарности, в том числе и приехавших мигрантов. В службе миграции работники должны учитывать весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения людей, механизмов их дезинтеграции, а также особенности восприятия культуры и механизмов реинтеграции на новом месте проживания.


4. Миграционной службе помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами весьма важно сотрудничать с органами местной власти, с общественными организациями по социальной адаптации и размещению, трудоустройству различных категорий мигрантов, взаимодействовать со средствами массовой информации. Службам миграции в индивидуальной работе с иностранцами всегда надо применять весь арсенал методов познания социальной сферы: психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, психологических, медико – социальных, консультационно – правовых, а в групповой работе с мигрантами целесообразно создавать «группы взаимопомощи»13.

5. Органам социального развития и миграционной службы постоянно вести работу с мигрантами, чтобы посредством службы срочной помощи обратившимся мигрантам оказывать экстренную, эффективную, гуманитарную помощь: предоставить одежду, обувь, продукты питания и прочие необходимые для жизни товары для мигрантов и их семей, а также помогать консультациями специалистов, обязательно должны проводиться выезды по обследованию жилищных условий мигрантов и проводится меры по их улучшению.

6. В случае острой необходимости вопросы размещения нуждающихся пожилых людей из числа мигрантов решать нужно оперативно, размещать их в дома Ветеранов, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Кроме того, развертывается помощь и детям-мигрантам, они должны проходит бесплатное медицинское обследование, при необходимости пройти реабилитацию, подлечиться в медицинских учреждениях, а также им нужно организовать совместный отдых детей – мигрантов и местных жителей, который бы способствовал адаптации вновь прибывших детей к новым условия жизни, нахождению друзей, решению проблем эстетического и творческого воспитания, способствующему гармоничному развитию каждого ребенка.

7. Также необходимо создавать на государственном уровне центры социально – психологической и медико – психологической реабилитации мигрантов на основе привлечения различных специалистов (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, консультанты по правовым вопросам и прочее).

8. В каждой стране при миграционных службах есть консультативные советы, в которые входят представители общественных организаций, представители Красного креста, органов социального обслуживания населения, органов образования и службы занятости, которые общими усилиями пытаются помогать мигрантам для реализации направлений