Файл: Теоретические основы миграционной политики стран Понятие и виды миграционных процессов.doc
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственной миграционной политики страны14.
Все это и практические рекомендации способствуют быстрой адаптации мигрантов, которая происходит более быстро, менее болезненно, а работа специалиста становится эффективна и результативна.
Таким образом, рассмотрены особенности миграционной политики и направления социальной работы с мигрантами. Обоснованы два существенных вида социальной работы с мигрантами: практическая социальная работа, которая заключается в работе с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи, а также организационная – непосредственно организация работы социальной службы и формирование конкретных программ деятельности по адаптации мигрантов.
Миграционная служба проводит всемерную работу по помощи мигрантам прибывшим из других стран, а также и лицам, которые стремятся покинуть эту страну в поисках лучшей жизни.
Все это и практические рекомендации способствуют быстрой адаптации мигрантов, которая происходит более быстро, менее болезненно, а работа специалиста становится эффективна и результативна.
. В результате выполнения исследований выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на миграцию населения (таблица 3).
Таблица 3
Позитивные и негативные факторы миграции
Перспективы развития миграционного бизнеса:
Создание контрольных пунктов при приеме мигрантов;
Организация благоустроенных помещений для проживания мигрантов, соответствующих международным требованиям;
Определение уровня образования мигрантов и ранжирование по их уровню квалификации;
Организация медицинских пунктов вблизи проживания мигрантов для оказания первой помощи;
Соблюдение норм труда мигрантов с целью сохранения их здоровья;
Постоянный медицинский контроль состояния здоровья мигрантов (1 раз в год);
Организация обучения и повышение квалификации иммигрантов с целью роста инновационного роста страны;
Назначение ответственных лиц за контролем поведения мигрантов в стране.
Таким образом, рассмотрены особенности миграционной политики и направления социальной работы с мигрантами.
Обоснованы два существенных вида социальной работы с мигрантами: практическая социальная работа, которая заключается в работе с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи, а также организационная – непосредственно организация работы социальной службы и формирование конкретных программ деятельности по адаптации мигрантов.
Миграционная служба проводит всемерную работу по помощи мигрантам прибывшим из других стран, а также и лицам, которые стремятся покинуть эту страну в поисках лучшей жизни.
В результате проведенного исследования миграционной политики разных стран можно сделать следующие выводы.
Основными источниками сведений о движении населения государства выступает текущий учет и единовременные наблюдения посредством сплошных или выборочных переписей населения стран, где первоисточником таких сведений могут быть переписи, в которых отражены наиболее полные и точные сведения о его численности. Причем точный учет родившихся, умерших людей, а также прибывших мигрантов на территорию того или иного государства и выбывших с нее служит для расчета численности населения страны.
Внутренней миграцией называется перемещение населения внутри страны, а его перемещение из одной страны в другую является внешней миграцией, причины которой могут быть разными, например поисками работы, поисками лучших социально-экономических, климатических условий жизни.
По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации в процессах миграции создают наиболее мобильную часть рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и растущее жизненное пространство для компаний, их экспансия в регионы стимулируют подвижность мелких и средних компаний внутри стран Евросоюза, поэтому спрос на рабочую силу высокой квалификации достаточно высок, сюда же стремятся и эмигранты из третьих стран.
Ранее основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и в западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет, но в последние годы эта ситуация изменилась коренным образом: идет приток мигрантов из восточноевропейских стран и стран СНГ.
Мигранты привлекаются к непрестижным, тяжелым и вредным работам, так как такие рабочие места даже в периоды кризисов при росте числа безработных местное население не привлекают. Таким образом, в индустриальных странах сложилась специфическая тенденция, когда самые нижние статусы в работе никто, кроме иммигрантов, не хочет занимать, отчего в силу этих причин миграция рабочей силы низкой квалификации является достаточно устойчивым трендом для экономик индустриальных стран.
Главными представителями группы малоквалифицированных эмигрантов являются группы из наименее развитых стран Азии и Африки, и в ближайшие годы вряд ли могут произойти коренные изменения в сложившейся профессионально-квалификационной структуре мигрантов.
Миграция – это очень сложный процесс для каждого конкретного человека, это тяжелое испытание, связанное с отрывом от привычного окружения и перемещением в незнакомую среду, что может вызвать острые физические и душевные страдания даже у здорового человека, поэтому в работе с мигрантами специалист по социальной работе должен обладать высоким профессионализмом, применять все методы и технологии социальной работы: психологические, медико – социальные, консультативно – правовые и т.д. Помимо прочего миграция сопряжена с опасностью, если пересечение границ совершается незаконно, всем известны случаи массовой гибели мигрантов при пересечении нелегально морские границы и пр.
Таможенные органы и специалисты по социальной работе с мигрантами постоянно должны контролировать ситуацию от причин возникновения до периода адаптации и приведения к нормальной жизни попавшего в трудную жизненную ситуацию мигранта.
Учреждения социального развития населения должны принимать участие в обустройстве и адаптации мигрантов, содействовать обеспечению мигрантам всеми видами льгот, предоставляемых им действующим законодательством и прочее.
1. Федеральный закон РФ от 27.06.2021 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». /СПС ГАРАНТПЛЮС, 2021.
2. Арефьев Н.М., Рахимова Э.В. Вынужденная миграция: прошлое и настоящее // Вопросы статистики. 2015. № 5. С. 53-64.
3. Бахметова Г.П. Регистр населения как система демографического учета // Вопросы статистики. 2015. № 5. С. 33-40.
4. Веревкин О.Г. Международная миграция//Вопросы статистики. 2019. № 8. С. 45-56.
5. Громыко Г.Л. Социально – экономическая статистика. М.: МГУ, 2019. – 360 с.
6. Глебов Ф.А. Социально-экономическая статистика. М.: Владос, 2020. – 230 с.
7. Гаврилов В. В. Международное частное право: Курс лекций. СПб.: Нева, 2017. – 480 с.
8. Дукарт С.А., Слета Е.В. Проблемы оценки трансформации рынка труда в условиях модернизации экономики // Известия Томского политехнического университета. – 2019. – Т. 316. – № 6. – С. 8–12.
9. Еремин А.И. Миграция рабочей силы в современном мире. М.: Финансы и статистика, 2018. – 310 с.
10. Ефимова М.Р. Общая теория статистики. М.: Инфра-М, 2020.
11. Иголкин Л. Ф. Международная миграция населения: современный мир // СоцИс. 2020. № 6. С. 38-47.
12 Иконников В.Г. Практикум по общей теории статистике. М.: Финансы и статистика, 2016. – 255 с.
13. Маркелов А.Д. Россия в современном мире. //ЭКО. №9. С.14-20.
14. Миграционные процессы в России. / С.А. Дукарт, Е.В. Маренкова, Ю.С. Нехорошев Томский политехнический университет /Email: dukart@mail.ru; evm18@tpu.ru (дата обращения: 29.09.2021).
13. О состоянии информационно-статистической базы по социально-демографическим характеристикам населения России //Вопросы статистики. 2020. № 10. С. 69-70.
14. Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2019. - 304 c.
15. Стебельков Н. Д. Модель социально-сословной структуры общества и совершенствование мировой статистики населения // Вопросы статистики. 2018. № 7. С. 64-65.
16. Толкунов А.П. Россия: трудовая миграция и современность. М.: Наука, 2020. – 295 с.
17. Трыканова, С. А. Организационно-правовое регулирование миграции в России и Европе. Сравнительный анализ / С.А. Трыканова. - Москва: МПСИ, МОДЭК, 2020. - 192 c.
18. Угрюмов С.А. Международное частное право. М.: Юристъ, 2019. – 340 с.
19. Ярков, А. П. Миграция в Тюменском крае: история и современность / А.П. Ярков, И.В. Бобров, А.В. Мальчевский. - Москва: Экспресс, 2019. - 130 c.
1Андреев Е. М., Рахманинова М. В. Вынужденная миграция в России: прошлое и настоящее // Вопросы статистики. 2019. № 5. С. 54.
2 Громыко Г.Л. Социально – экономическая статистика. М.: МГУ, 2020. С. 153.
3 Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М.: 2019. – С.231.
4 Зверева Н.В. Основы демографии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – С.156.
5 Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2017. – С.167.
6
7Веревкин О.Г. Международная миграция//Вопросы статистики. 2019. № 8. С. 49.
8 Суюнчалиева О. Т. Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2015.С.43
9 Федеральный закон от 12.11.2012 N 182-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 19.11.2012, N 47, ст. 6393
Все это и практические рекомендации способствуют быстрой адаптации мигрантов, которая происходит более быстро, менее болезненно, а работа специалиста становится эффективна и результативна.
Таким образом, рассмотрены особенности миграционной политики и направления социальной работы с мигрантами. Обоснованы два существенных вида социальной работы с мигрантами: практическая социальная работа, которая заключается в работе с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи, а также организационная – непосредственно организация работы социальной службы и формирование конкретных программ деятельности по адаптации мигрантов.
Миграционная служба проводит всемерную работу по помощи мигрантам прибывшим из других стран, а также и лицам, которые стремятся покинуть эту страну в поисках лучшей жизни.
Все это и практические рекомендации способствуют быстрой адаптации мигрантов, которая происходит более быстро, менее болезненно, а работа специалиста становится эффективна и результативна.
. В результате выполнения исследований выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на миграцию населения (таблица 3).
Таблица 3
Позитивные и негативные факторы миграции
Позитивные факторы | Негативные факторы |
1. Открытие рабочих мест | 1. Повышение численности низко квалифицированного персонала |
2. Снижение трудоемкости выполнения работ местным населением | 2. Усиление конкуренции среди мигрантов за занятие престижных рабочих мест |
3. Повышение экономической активности населения | 3. Распространение различных заболеваний, в связи с отсутствием контроля здоровья мигрантов |
4. Уменьшение финансовых затрат на содержание трудовых ресурсов | 4. Усиление межэтнических конфликтов и рост преступности |
5. Выбор специалистов, способных выполнять более квалифицированную работу | 5. Отток денежных средств из страны |
6. Создание благоприятных условий проживания | 6. Проникновение террористических элементов |
7. Повышение численности населения, занятой в сфере инноваций | 7. Низкий уровень инновационного развития |
Перспективы развития миграционного бизнеса:
Создание контрольных пунктов при приеме мигрантов;
Организация благоустроенных помещений для проживания мигрантов, соответствующих международным требованиям;
Определение уровня образования мигрантов и ранжирование по их уровню квалификации;
Организация медицинских пунктов вблизи проживания мигрантов для оказания первой помощи;
Соблюдение норм труда мигрантов с целью сохранения их здоровья;
Постоянный медицинский контроль состояния здоровья мигрантов (1 раз в год);
Организация обучения и повышение квалификации иммигрантов с целью роста инновационного роста страны;
Назначение ответственных лиц за контролем поведения мигрантов в стране.
Таким образом, рассмотрены особенности миграционной политики и направления социальной работы с мигрантами.
Обоснованы два существенных вида социальной работы с мигрантами: практическая социальная работа, которая заключается в работе с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи, а также организационная – непосредственно организация работы социальной службы и формирование конкретных программ деятельности по адаптации мигрантов.
Миграционная служба проводит всемерную работу по помощи мигрантам прибывшим из других стран, а также и лицам, которые стремятся покинуть эту страну в поисках лучшей жизни.
Заключение
В результате проведенного исследования миграционной политики разных стран можно сделать следующие выводы.
Основными источниками сведений о движении населения государства выступает текущий учет и единовременные наблюдения посредством сплошных или выборочных переписей населения стран, где первоисточником таких сведений могут быть переписи, в которых отражены наиболее полные и точные сведения о его численности. Причем точный учет родившихся, умерших людей, а также прибывших мигрантов на территорию того или иного государства и выбывших с нее служит для расчета численности населения страны.
Внутренней миграцией называется перемещение населения внутри страны, а его перемещение из одной страны в другую является внешней миграцией, причины которой могут быть разными, например поисками работы, поисками лучших социально-экономических, климатических условий жизни.
По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации в процессах миграции создают наиболее мобильную часть рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и растущее жизненное пространство для компаний, их экспансия в регионы стимулируют подвижность мелких и средних компаний внутри стран Евросоюза, поэтому спрос на рабочую силу высокой квалификации достаточно высок, сюда же стремятся и эмигранты из третьих стран.
Ранее основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и в западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет, но в последние годы эта ситуация изменилась коренным образом: идет приток мигрантов из восточноевропейских стран и стран СНГ.
Мигранты привлекаются к непрестижным, тяжелым и вредным работам, так как такие рабочие места даже в периоды кризисов при росте числа безработных местное население не привлекают. Таким образом, в индустриальных странах сложилась специфическая тенденция, когда самые нижние статусы в работе никто, кроме иммигрантов, не хочет занимать, отчего в силу этих причин миграция рабочей силы низкой квалификации является достаточно устойчивым трендом для экономик индустриальных стран.
Главными представителями группы малоквалифицированных эмигрантов являются группы из наименее развитых стран Азии и Африки, и в ближайшие годы вряд ли могут произойти коренные изменения в сложившейся профессионально-квалификационной структуре мигрантов.
Миграция – это очень сложный процесс для каждого конкретного человека, это тяжелое испытание, связанное с отрывом от привычного окружения и перемещением в незнакомую среду, что может вызвать острые физические и душевные страдания даже у здорового человека, поэтому в работе с мигрантами специалист по социальной работе должен обладать высоким профессионализмом, применять все методы и технологии социальной работы: психологические, медико – социальные, консультативно – правовые и т.д. Помимо прочего миграция сопряжена с опасностью, если пересечение границ совершается незаконно, всем известны случаи массовой гибели мигрантов при пересечении нелегально морские границы и пр.
Таможенные органы и специалисты по социальной работе с мигрантами постоянно должны контролировать ситуацию от причин возникновения до периода адаптации и приведения к нормальной жизни попавшего в трудную жизненную ситуацию мигранта.
Учреждения социального развития населения должны принимать участие в обустройстве и адаптации мигрантов, содействовать обеспечению мигрантам всеми видами льгот, предоставляемых им действующим законодательством и прочее.
СПИСОК источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ от 27.06.2021 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». /СПС ГАРАНТПЛЮС, 2021.
2. Арефьев Н.М., Рахимова Э.В. Вынужденная миграция: прошлое и настоящее // Вопросы статистики. 2015. № 5. С. 53-64.
3. Бахметова Г.П. Регистр населения как система демографического учета // Вопросы статистики. 2015. № 5. С. 33-40.
4. Веревкин О.Г. Международная миграция//Вопросы статистики. 2019. № 8. С. 45-56.
5. Громыко Г.Л. Социально – экономическая статистика. М.: МГУ, 2019. – 360 с.
6. Глебов Ф.А. Социально-экономическая статистика. М.: Владос, 2020. – 230 с.
7. Гаврилов В. В. Международное частное право: Курс лекций. СПб.: Нева, 2017. – 480 с.
8. Дукарт С.А., Слета Е.В. Проблемы оценки трансформации рынка труда в условиях модернизации экономики // Известия Томского политехнического университета. – 2019. – Т. 316. – № 6. – С. 8–12.
9. Еремин А.И. Миграция рабочей силы в современном мире. М.: Финансы и статистика, 2018. – 310 с.
10. Ефимова М.Р. Общая теория статистики. М.: Инфра-М, 2020.
11. Иголкин Л. Ф. Международная миграция населения: современный мир // СоцИс. 2020. № 6. С. 38-47.
12 Иконников В.Г. Практикум по общей теории статистике. М.: Финансы и статистика, 2016. – 255 с.
13. Маркелов А.Д. Россия в современном мире. //ЭКО. №9. С.14-20.
14. Миграционные процессы в России. / С.А. Дукарт, Е.В. Маренкова, Ю.С. Нехорошев Томский политехнический университет /Email: dukart@mail.ru; evm18@tpu.ru (дата обращения: 29.09.2021).
13. О состоянии информационно-статистической базы по социально-демографическим характеристикам населения России //Вопросы статистики. 2020. № 10. С. 69-70.
14. Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2019. - 304 c.
15. Стебельков Н. Д. Модель социально-сословной структуры общества и совершенствование мировой статистики населения // Вопросы статистики. 2018. № 7. С. 64-65.
16. Толкунов А.П. Россия: трудовая миграция и современность. М.: Наука, 2020. – 295 с.
17. Трыканова, С. А. Организационно-правовое регулирование миграции в России и Европе. Сравнительный анализ / С.А. Трыканова. - Москва: МПСИ, МОДЭК, 2020. - 192 c.
18. Угрюмов С.А. Международное частное право. М.: Юристъ, 2019. – 340 с.
19. Ярков, А. П. Миграция в Тюменском крае: история и современность / А.П. Ярков, И.В. Бобров, А.В. Мальчевский. - Москва: Экспресс, 2019. - 130 c.
1Андреев Е. М., Рахманинова М. В. Вынужденная миграция в России: прошлое и настоящее // Вопросы статистики. 2019. № 5. С. 54.
2 Громыко Г.Л. Социально – экономическая статистика. М.: МГУ, 2020. С. 153.
3 Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М.: 2019. – С.231.
4 Зверева Н.В. Основы демографии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – С.156.
5 Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2017. – С.167.
6
7Веревкин О.Г. Международная миграция//Вопросы статистики. 2019. № 8. С. 49.
8 Суюнчалиева О. Т. Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2015.С.43
9 Федеральный закон от 12.11.2012 N 182-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 19.11.2012, N 47, ст. 6393