Файл: Теоретические основы миграционной политики стран Понятие и виды миграционных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-миграции относят такой процесс пространственного движения рабочей силы, который ведет к ее территориальному перераспределению, что определяется фактическим переселением из одной местности в другую, где происходит соединение места жительства с местом приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.

Рассмотрев различные подходы к определению термина «миграция населения», можно сделать вывод, что основными критериями существенных признаков в ее определении выступают следующие

-пересечение мигрантами границ территориальных образований или внутрипоселенные перемещения;

-временной срок, на который переселяются субъекты миграции (разный по своей продолжительности;

-наличие (в широком понимании) или отсутствие (в узком понимании) причин и целей переселения.

Таким образом, можно сделать вывод, что миграция населения представляет собой перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований (внепоселенные перемещения) с постоянным или временным изменением места жительства, осуществляемая по различным причинам, целям, регулярности и продолжительности во времени.

Отсюда следует, что мигрант представляет собой лицо, которое перемещается через границы тех или иных территориальных образований со сменой своего постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительный срок, по обоснованным причинам и целям, с различной регулярностью и продолжительностью во времени. Миграция рассматривается не как простое механическое передвижение людей, но и как процесс, который влияет на социально – экономическую, общественно – политическую, этнонациональную, культурную, религиозную жизнь целых стран и народов.
1.3. Последствия миграционных процессов для экономики стран
Миграция имеет свою классификацию, в которой можно выделить следующие ее виды: добровольная, вынужденная, принудительная, законная и незаконная; международная и внутренняя, а также сезонная миграция и безвозвратная. К международной миграции населения относится территори­альное движение населения, которое пересекает границы других стран, поэтому можно выделить следующие виды международной миграции: безвозврат­ная, временно-постоянная (от одного до шести лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну)4
.

Миграции имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны, именно они сыграли выдающуюся роль в истории мировой цивилизации в процессах заселения и хозяйственного освоения новых земель, развития производительных сил, смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные характеристики, а их последствия изучают такие науки, как социология, демография, экономика, география, этнография и прочие. В современном мире в переселениях ежегодно участвуют уже не тысячи, а миллионы людей и здесь задействованы все без исключения территории мирового сообщества.

Процессы миграции со временем претерпели значительные изменения, так как если во времена великих переселений люди ехали в малообитаемые и малозаселенные земли, то с 21 века они едут, наоборот, из малоразвитых, экономически бедных стран, в страны цивилизованного мира, экономически развитые страны Европы, США, Англию, Канаду, а из стран СНГ – в Россию, существенно нарушая их привычный уклад существования, так как вместе с миграцией и мигрантами в эти страны приходят быт, уклад жизни, культура, опыт жизни, обычаи и правила мигрантов, которые иногда они пытаются навязать местному населению. Кроме того, мигранты создают конкуренцию на местном рынке труда из-за низкой стоимости их рабочей силы, что вызывает неприязнь со стороны местных жителей, а также именно они в первую очередь пополняют ряды безработных5.

Местное население принимающих стран также не желает мириться с тем, что многие мигранты совершенно не считаются с законами их стран, которые впустили их на свою территорию для работы и проживания. Например, в Западной Европе более половины преступлений совершают именно мигранты, и эти преступления в первую очередь направлены против местных жителей. Кроме того, именно мигранты устраивают погромы против местных властей, если не согласны с их действиями, о чем свидетельствуют периодически вспыхивающие бунты мигрантов в Германии и Франции, от которых терпят ущерб местные предприниматели.

Об этой проблеме много говорят и пишут ведущие политологи, демографы, выдвигают свои теории и концепции об ограничении числа мигрантов для сохранения национальной безопасности стран Европы, но правительства стран ЕС, преследуя свои цели, стараются не замечать этих острых проблем, которые сами по себе не разрешаются.

Кроме того, экономически развитые страны, принимающие большое количество мигрантов, несут значительные убытки на пособия, содержание мест переселения, оказание медицинских услуг и прочие. Все эти расходы тяжелым бременем ложатся на плечи налогоплательщиков принимающих стран и потому понятно недовольство населения европейских государств.


Поэтому можно сказать, что из положительных сторон миграции в настоящее время можно отметить только дешевизну рабочей силы, ее мобильность, применение в тех сферах, где по самым невостребованным, низкой квалификации работам задействованы именно мигранты, так как местные жители выполнять не престижную работу отказываются.

А вот отрицательных сторон миграции значительно больше: это и огромные расходы по переселению, содержанию, обустройству мигрантов и их семей, ассимиляция мигрантов по всем направлениям в этнос принимающих стан: они создают смешанные семьи, где рождаются смешанные дети, они внедряют свою культуру, отличную от местной культуры, насаждают свои правила и национальные обычаи, ритуалы, устраивают периодические погромы, совершают тяжкие преступления против местного населения, игнорируют законы принимающих стран и многое другое.

Кроме того, для любой страны большую опасность представляет нелегальная миграция, так как под ее видом на территории стран заселяются преступники (уголовные, террористы, экстремисты и прочие), которых могут разыскивать как местные государственные правоохранительные структуры, так и международные, и которые представляют для местных жителей и их семей источник повышенной опасности.

Всем известны нашумевшие в последние годы террористические акты во многих странах Европы, в столичных и крупных городах, совершенные различными способами, нацеленными на уничтожение и запугивание местного населения. А в пригородах столиц ведущих стран Евросоюза образованы целые мини-города мигрантов, куда лучше не попадать местному жителю, так как это будет стоить ему жизни либо потере здоровья6.

Проблемы миграции давно обострились настолько, что мировому сообществу пора пересмотреть свою политику толерантности и принять более жесткие законы по ограничению количества мигрантов из стран Африки и Азии в европейские страны, чтобы не допустить полной ассимиляции европейского населения с приезжими, предотвратить тихую экспансию их территорий, стирания культурных традиций, вырождения тех наций, где количество мигрантов уже преобладает по числу над местным населением.

Глава 2. Анализ влияния миграционной политики
2.1.Анализ миграционных процессов стран
Политика привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа особо прослеживается с начала 50-х годов прошлого столетия, когда научно-технический прогресс стал набирать высокие обороты, и она продолжается в настоящее время, и даже растет в своей динамике. Следует сказать, что во всех развитых странах постоянно наблюдается нехватка высококвалифициро­ванной рабочей силы
7.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. за каждым человеком признает право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия и оплату труда и на защиту от безработицы (ст. 23).

Государства-участники Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах от 1966 г. признают пра­во на труд, которое включает право каждого человека на полу­чение возможности заработать себе на благополучную жизнь своим трудом, который он свободно выбирает или соглашает­ся по доброй воле, что и обеспечивает данный Пакт (ст. 6).

Все страны – участники данного Пакта также признают право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: вознаграждение, которое должно обеспечивать как минимум всем работникам справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

Кроме того, должны быть гарантированы условия работы, соответствующие требованиям безопасности и гигиены, равную для всех возможность продвижения по работе на более высокие ступени карьеры исключительно за счет трудового стажа и полученной квалификации и опыта. В 70-е годы развивающиеся страны подписали договоры о вербовке рабочих под государственным надзором, например, это такие страны, как соглашение между Бангладеш и Ли­вией, Иорданией и Габоном, Оманом и Ираном. Можно сформулировать тезисы, что признается трудовой миграцией на международном рынке рабочей силы.

Трудовой миграцией признается:

а) выезд граждан за границу для получения оплачиваемой рабо­ты по договору (контракту);

б) въезд граждан других государств для получения оплачиваемой работы на территорию государ­ства, гражданами которого они не являются;

в) приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов со­предельных территорий в целях получения оплачиваемой рабо­ты на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

В Рекомендательном законодательном акте в ст. 5 закреплен принцип lex loci laboris, который, регламентирует въезд граж­дан на территорию государства трудоустройства, где пребывание и выезд происходит согласно действующего на терри­тории государства трудоустройства законодательства и согласно с нормами соот­ветствующих соглашений. Уполномоченные органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения мигранта в государство его выезда, если будут установлены случаи нарушения им законодательства принимающей страны.


Ограничения на въезд трудящихся-мигрантов установлены в случаях, которые прямо предусмотрены в законодательстве го­сударства трудоустройства, то есть въезд трудящихся-мигрантов ограничивается в следующих случаях: состояние внутреннего рынка труда; состояние национальной безопасности; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения; запрет въезда определенных категорий лиц, которые совершили преступления против мира и человечества, по их квалификации согласно законодательства государ­ства трудоустройства.

В нашей стране, как и в ряде иных государств, изменение иммиграционной политики сталкивается с сопротивлением магнатов строительной индустрии, пищевой промышленности и сельскохозяйственных производств и др., живущих с посредством мигрантов.

В обстоятельствах динамичного уменьшения численности граждан РФ в целом и трудоспособного населения также, модернизация миграционной политики, получает особенную актуальность. Значение миграционных процессов на региональном уровне состоит в том, что миграция влияет на уровень жизни коренных жителей, на процессы урбанизации, а также способствует эффективному перераспределению населения8.

В ходе исследования было выявлено, что Международная миграция рабочей силы в основном осуществляется по экономическим причинам. Они делятся на два типа: факторы экономического характера и факторы неэкономического характера. К неэкономическому типу относятся политические, национальные, религиозные, семейные причины и т.д. Причины экономического характера появились из-за того, что экономические уровни развития отдельных стран различаются. Рабочая сила старается перемещается из стран с низким уровнем жизни и дохода в страны где уровень жизни лучше. Миграция появляется из за различий в заработных платах за одну и ту же профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором является безработица в слаборазвитых странах и т.д. После того как, Крым и Севастополь присоединились к РФ, на рассмотрение в Госдуму был вынесен новый законопроект, а позже успешно принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации9» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Это было необходимо, ведь ФМС заявило, что около 350 тысяч жителей Крыма подали заявления на получение гражданства РФ. А данный закон смог упростить процедуру и укрепить произошедшие изменения.