Файл: Реферат на тему Лирика 60х годов. Место поэзии в обществе. Б. Окуджава, А. Вознесенский, В. Высоцкий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэты «шестидесятники» приобретают наибольшую известность в 60-х годах, их мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую (именно ему принадлежит фраза «Поэт в России больше, чем поэт»). Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи.

В стихах Р. Рождественского провозглашён патриотизм. Характерные черты его творчества — публицистичность, ораторский стиль. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).

Андрей Вознесенский продолжил традиции раннего Маяковского. Нормой существования он считал жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он использовал нетрадиционные стихотворные размеры, вводил новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирался на живой разговорный язык.

Заметный след в русской литературе оставил Николай Михайлович Рубцов (1936—1971). К широкому читателю Рубцов пришел в средине1960-х г. С 1965 по 1971 гг. были изданы его книги: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Главным образом в лирике поэта является Русь, а его художественный мир определяют стихии: стихия воды, света, ветра, всепроникающая стихия музыки, стихия странствий («одинокая странствий звезда»). Лирический герой Рубцова остро ощущает душевное родство с людскими судьбами, разделяя общее чувство неблагополучия, сиротства — результата всенародных бедствий, гибели близких, распада родственных связей («Как много желтых снимков на Руси»). Стихам этого художника свойственны как импрессионистичность (в изображении переходных состояний природы и времени), так и экспрессивность (в изображении грозных событий и явлений). Сам Рубцов главными чертами истинной поэзии считал «лиризм, естественность, звучность».

Белла Ахмадулина создала в своих произведениях оригинальную концепцию мира и человека. Основные направления развития художественной системы Б.А. Ахмадулиной наметились в первой книге стихов «Струна» (1962), где был провозглашен принцип, которым поэт руководствуется при выборе предмета разговора для своих произведений и его изображении. Сборник «Струна» (1962), наиболее близкий по художественному осмыслению действительности к эстетике «эстрадного» направления, отразил первоначальное тяготение автора к сюжетности, внешней событийности. Скорость и движение, с которыми связано стремление к иной жизни, свободе и вследствие этого расширению границ художественного мира, становятся жизненной и творческой стихией лирической героини. Любой ничем не примечательный предмет может стать для нее поводом для создания стихотворения. Ее произведения посвящены, как правило, какому-либо реальному событию, впечатлению. В ранний период творчества наиболее широко, по сравнению с последующими,
представлены стихотворения, посвященные теме любви Музыкальная интонация, близость к романтической элегии, обращение к памяти культуры, к поэтам, тема творчества, тема трагической миссии – всё это особенности поэзии Ахмадулиной.

2.3 Авторская песня: мотивы и образы
На основе городского романса, студенческих, туристских, «дворовых» песен зародилась авторская песня. Она была очень популярной в 60-е годы. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст.  Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

Одним из основоположников этого жанра был Булат Шалвович Окуджава (1924—1997). Булат Окуджава заявил о себе прежде всего как романтик: он дал в своём творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой —нонконформизм, способность к возвышенным переживаниям. А в своей любовной лирике Окуджава стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной. Многие свои стихи Окуджава посвятил войне, на которую ушел добровольцем после девятого класса («Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др.).

Художественный мир Окуджавы — движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро представлены мотивы, связанные с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник…»). Одним из определяющих мотивов этого мира является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны, это и дорога как символ жизненного пути, в котором житейская реальность сплетается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»).

Владимир Семенович Высоцкий (1938—1980) уже при жизни стал восприниматься как человек-легенда. Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, режиссером и актером. Ему было присуще большое гражданское мужество. Во многих песнях поэт-бард высмеивает ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.

В стихотворении «Охота на волков» поэт аллегорически изображает борьбу власти с инакомыслящими в СССР. При этом автор не идеализирует себя и своё поколение.
Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Одна из лучших его песен называется «Притча о правде и лжи», в ней автор давал понять, что в стране нет свободы, и обличал холопское положение, на которое обречён народ. Для художественного метода Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, переживания, жестов, а главное  — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей. Героем произведений Владимира Высоцкого подчас становился «маленький» советский человек, пьющий, скандальный, но не чужой автору. Используя литературную маску, Высоцкий создавал «песни-роли», органически вживаясь в образы персонажей и от их лица рассказывая о каком-либо случае из жизни. Поэтическое творчество В.С. Высоцкого было обращено и к «вечным темам»  — жизни и смерти, любви и судьбе. Жизни-прозябанию Высоцкий противопоставлял жизнь-горение, жизнь-бег, жизнь-подъём. Своё нравственное кредо поэт выразил в песне «Я не люблю». Благодаря своему гражданскому мужеству, В.С. Высоцкий стал культовой фигурой, кумиром нескольких поколений. На его могиле на Ваганьковском кладбище рядом с памятником на сиреневый куст кто-то из посетителей повесил медаль «За отвагу». Это было посмертной наградой Высоцкому от самого народа.

.
Смелков и др.

Неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: она скорее всего имеет нравственный характер, это было первое поколение в советской истории, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы личности, о праве на искренность, праве на себя.



2.4 Идейная тематика поэтов «шестидесятников»

Важной темой в творчестве шестидесятников стал трудный путь человека из разночинной среды к знаниям, его самоутверждение в обществе. Словом, «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Самое замечательное в них – утверждение личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного долга или, тем более, к трудовым подвигам.

«Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека». Почти все поэты «шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала ВОВ. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, требовало формировать собственное мнение. Шестидесятники в действительности — люди разных поколений, разных воззрений и мировоззрений, разных культурных миров.

Литературные течения 60-х годов пытались найти новый, отличный от прошлых эпох, выход из жизненного тупика, обращаясь к пролетарию с его маленькими, обыденными, повседневными проблемами.
Значение поэзии «шестидесятников»:
-Кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели».
-Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям цензуры.
-Поэты «шестидесятники» расширили состав поэтической аудитории, сделали поэзию масштабным общественным явлением.
-Поэты «шестидесятники» просвещали читателей, помогали разобраться с эпохой.

Поэзия Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 г. Отец - грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать -- армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси.

В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен.

Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось», текст которой не сохранился. На протяжении всей своей творческой деятельности Булат Окуджава не раз обращается к теме войны. Ещё мальчишкой он ушёл на фронт, и именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. В его стихах защитники страны не монументальные каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы. Все эти стихи Булата Окуджавы не столько о воине, сколько против неё, в них боль и самого поэта, потерявшего много друзей, близких. Некоторые песни, посвящённые войне, воспринимаются теперь, как песни военного времени…


Над нашими домами разносится набат,

и затемненье улицы одело.

Ты научи любви, Арбат,

а дальше - дальше наше дело.

Гляжу на двор арбатский, надежды не тая,

вся жизнь моя встает перед глазами.

Прощай, Москва, душа твоя

всегда-всегда пребудет с нами!

Расписки за винтовки с нас взяли писаря,

но долю себе выбрали мы сами.

Прощай, Москва, душа твоя

всегда-всегда пребудет с нами!

Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные. Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят его последний раз.

… прощай, Москва, душа твоя

всегда-всегда пребудет с нами!

После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. Булат Окуджава немало стихов посвятил Москве. В одном из них поэт восклицает:

Мой город носит высший чин и звание Москвы,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

В стихах поэта очень часто упоминается Арбат, арбатский двор, где происходят многие события. И это не случайно. Поэзия Окуджавы глубоко личная. У поэта с Арбатом связано немало детство, юность, опаленная войной, его товарищи, не вернувшиеся с фронта, наконец, место, где формировались первые этические и нравственные критерии будущего поэта. Стихи Окуджавы о своём городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков.

Вся Москва, даже можно сказать, вся страна отразилась в стихах поэта о московском Арбате. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город - дом его души.