Файл: Реферат на тему Лирика 60х годов. Место поэзии в обществе. Б. Окуджава, А. Вознесенский, В. Высоцкий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные мотивы и поэтика лирики в. Высоцкого.

следует прежде всего выделить сатирическую линию творчества Высоцкого, в которой он выступает как представитель легальной оппозиции. Во многих песнях поэт-бард высмеивает безмозглую, ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.

А урод-то сидит на уроде

И уродом другим погоняет,

И это всё – при народе,

Который приветствует вроде

И вроде бы всё одобряет.

Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Одна из лучших его песен называется «Притча о правде и лжи». Эти категории получают персонификацию и представлены в виде двух женщин. Ложь заманила к себе Правду на ночлег, раздела её, присвоила имущество и стала выдавать себя за Правду, а Правду теперь оголяют

Высоцкий давал понять, что в стране нет свободы, и обличал холопское положение, на которое обречён народ. Эти мотивы сквозят в тексте песни «Солдаты и король»:

Нет-нет, у народа не трудная роль:

Упасть на колени – какая проблема! –

За всё отвечает король,

А коль не король, ну тогда – королева!

Высоцкий отрицательно относился к тем, кто в силу своего конформизма «падал на колени». Сам он был человеком очень честным и пытался показать, что принцип социальной справедливости в СССР давным-давно нарушен. В одном из произведений создаётся жанровая сценка с глубоким социальным подтекстом

У Высоцкого есть не только песни, но и стихи, не положенные на музыку. В тексте «Мосты сгорели» поэт опровергает миф о расцвете, который будто бы переживает советское общество и, подобно Ерофееву, изображает исторический прогресс как движение по замкнутому кругу

Во многих других текстах Высоцкий даёт реалистически конкретные сцены жизни брежневского общества, чтобы приблизить людей к реальности. Очень большое место у него занимают изображения «маленького человека». Тем самым Высоцкий противостоит идеализации, которой подвергался этот образ в официальной литературе. Постоянные персонажи многих песен – пьяницы. Безусловно, подобные персонажи у Высоцкого даны чаще всего с иронией, как в песне «Милицейский протокол». В этих песнях Высоцкий часто пользуется литературной (персонажной) маской: герой, как бы исповедуясь, рассказывая об одном из случаев жизни, раскрывается до конца. Свою вину герой песни «Милицейский протокол» относит на качество водки.


Вполне естественно в лирике Высоцкого возникают мотивы самоуничтожения, саморазрушения: автор и лирический герой вполне сознательно строят свою жизнь как гонку по-над пропастью ради того, чтобы острее пережить гибельный восторг свободы: «Я лег на сгибе бытия,/ На полдороге к бездне,/ И вся история моя —/ история болезни», — пишет Высоцкий в поэме «История болезни» (1977—1978), одном из самых автобиографичных и самых страшных текстов позднего периода его творчества. Саморазрушение — это логичная плата за волю к цельности в карнавальном мире, утратившем цельность, не знающем границ между добром и злом, правдой и ложью, наполненном множеством спорящих и несовместимых друг с другом правд. Гротескная «логика обратности», при которой «все происходит наоборот» по отношению к поставленной

человеком сознательной цели, оборачивается и на лирического героя Высоцкого. Высоцкий так и не смог примирить романтический максимализм своего лирического героя («Я не люблю») с его же всеядностью, открытостью для «чужого» слова и «чужой» правды. Именно это гротескное сочетание воли к цельности с принципиальным отказом от цельности превращает всю поэзию

Высоцкого в своего рода «открытый текст», выходящий за пределы породившей его социальной эпохи.

\

Стиль и тематика песен

Владимир Высоцкий:

«Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом -- на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы. Пишу я очень давно…»

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:
«Значит, «Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, -- бардовская песня?» Во-первых, я эти два слова впервые слышу -- слово «менестрелизм» вот и «бардовская». Вы знаете, в чём дело -- я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни «бардом», ни «менестрелем». Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких «вечерах» этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь» -- Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 год.


Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) общественного строя, песни об отношении к жизни простых людей, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.

Необычно и ярко им представлена военная тематика в песнях о Великой Отечественной войне. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) -- хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Детские впечатления переросли в зрелые поэтические чувства.

В песнях Высоцкого в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).

Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» -- такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».
Как исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения -- он интонировал не только гласные, но и согласные.

Интересен случай, показывающий его отношение к собственному музыкальному сопровождению. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

«Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»

Заключение


К концу “оттепели” поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным мнением.

К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.

Словом, «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Его наиболее активной и популярной частью были писатели, среди них – прежде всего поэты. Они не были радикальны в общественных взглядах, как часто их представляют в литературной критике и публицистике. Широкий интерес к ним (выступления поэтов в огромных аудиториях, даже на спортивных стадионах) был вызван смелыми этическими и эстетическими декларациями.
Самое замечательное в них – утверждение самоценности личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного долга или, тем более, к трудовым подвигам.

«Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека». В их творчестве культивировалась и стилевая свобода. Одни из них были верны традиционному (классическому) стиху (Евтушенко, Ахмадулина), другие пытались следовать авангардистской поэтике начала 20 века.

Среди поэтов этого направления получили распространение, с одной стороны, пропагандистский, агитационный стих (Рождественский), а с другой – романсово-лирическая стилевая стихия (Окуджава). В их творчестве были случаи, хоть и нечастые, и прямого политического нонконформизма. Кульминацией этого пафоса были известные строки Евтушенко, посвященные событиям в Чехословакии в 1968 году: «Танки идут по Праге, танки идут по правде».

Поэзия «шестидесятников» по основной тематике была урбанистической
, и это вызывало чувство неудовлетворенности у тех, кто тяготел к некрасовским традициям, в основе которых была крестьянская проблематика. Сами поэты также чувствовали некоторую односторонность своих тематических пристрастий. Чуть позднее названным поэтам определенная часть литературной критики противопоставляла Н.Рубцова, В.Федорова, Ю.Кузнецова.

Почти все поэты «шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Особенно выделялись в этом отношении Окуджава и Евтушенко. И, как романтики прошлого, они стремились синтезировать разные виды искусства. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.

Список использованной литературы:




  1. Аннинский Л. Ядро ореха. Критические очерки. [Текст]: М., Советский писатель, 1965. – 212 с.




  2. Бараков В.Н. "Почвенное" направление в русской поэзии второй половины ХХ века: типология и эволюция. [Текст]: Вологда, издательство "Русь" ВГПУ, 2004. - 268 с.




  3. Барлас В., Глазами поэзии. Об открытиях искусства и современных поэтах. [Текст]: М., Советский писатель, 1966.- 125 с.




  4. Зайцев В.А. "Русская советская поэзия 60-70-х годов /жанрово-стилевые искания и тенденции
    В.А.Чалмаев, С.А.Зинин  "Литература" 11класс, учебник для общеобразовательных учреждений, [Текст]: ООО "ТИД "Русское слово" 2008г. – 265 с.




  5. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. [Текст]: М., ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. – 101 с.




  6. Лавлинский Л., Сердца взрывная сила (о лирической поэзии 60 годов). [Текст]: М., Советский писатель, 1972. – 65 с.




  7. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. [Текст]: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1: 1953 – 1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003 (Глава 2 «Соцреализм с человеческим лицом»). – 325 с.




  8. Мусатов В.В. Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х годов. [Текст]: АКД. Л., 1978. - 24 с.




  9. Чагин А.И. Проблема историзма в русской советской лирике 60-70-х годов. [Текст]: АКД. М., 1973. - 23 с.




  10. Советские поэты 1960-х гг. [Электронный ресурс]// http://philolog.petrsu.ru/filolog/student/2014/ROZENSTAND/alena1.html (Дата обращения: 12.01.2020 г.)




  11. Словарь по литературоведению П. А. Николаев [Электронный ресурс] // Научная сеть : информ. система / Рос. обществ. орг. «Мир науки и культуры», при поддержке Рос. фонда фундам. исслед. – М., 2004.
    http://nature.web.ru/litera/ru (Дата обращения: 12.01.2020 г.)