Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Профессиональное образовательное учреждение |
«ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» |
Работа к защите допущена
Зам. директора по УПР
___________ /Ниятбеков Т.И./
«____»_____________2022г
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Квалификация: Юрист
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Понятия социального риска и защиты населения от социальных рисков»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Социальные риски как правовая категория…………………………..7
1.1 Понятие и виды социальных рисков……………………………………….7
1.2 Признаки наступления социальных рисков………………………………12
Глава 2. Формы и методы защиты населения от социальных рисков……..17
2.1 Актуальные вопросы защиты населения от социальных рисков………17
2.2 Правовые и социальные последствия наступления социального риска…24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития защиты от социальных рисков.29
3.1 Основные проблемы существующей модели защиты населения от социальных рисков………………………………………………………………29
3.2 Направления развития защиты от социальных рисков……………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное общество характеризуется постоянным ростом различных угроз, в связи с чем обеспечение общественной и личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека является приоритетной задачей государства и гражданского общества.
Для возможности принятия социально приемлемых решений по обеспечению безопасности населения используется категория риска. Последнее является важным элементом многих процессов и явлений в общественной жизни, в бизнесе, политике, технике и науке.
Понятие риска является междисциплинарным и используется как в естественных, так и в социальных науках.
Каждая из них использует собственную методологию, принципы и методы анализа вопросов риска. В науке еще не сформировалось общее понятие «риск», нет целостной теории, структурирующей эту область исследований.
Объектом нашего исследования является такой вид риска, как социальный, поскольку он присущ человеку как живому существу, связанному социальными узами на протяжении всей своей жизни. В широком смысле все риски, на которые идут люди, являются социальными, потому что они вызваны их социальным классом.
Современное общество, осознающее опасность социальных рисков и стремящееся защитить каждого своего члена от их возможных последствий, должно использовать инструменты, разработанные различными науками: экономическими, математическими, социологическими, философскими, юридическими, для формирования механизма такой защиты. Преимущества интегративного подхода к проблеме компенсации социальных рисков, а, следовательно, и к проблеме социальной защиты и социального обеспечения в целом, в полной мере выражены в концепции управления социальными рисками.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования защиты населения от социальных рисков.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, научные и учебные труды по теме исследования.
Целью исследования является проведение комплексного анализа понятия и сущности социальных рисков и способов зашиты населения от социальных рисков в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и виды социальных рисков.
2. Изучить признаки наступления социальных рисков.
3. Рассмотреть актуальные вопросы защиты населения от социальных рисков.
4. Определить правовые и социальные последствия наступления социального риска.
5. Выявить основные проблемы существующей модели защиты населения от социальных рисков.
6. Рассмотреть направления развития защиты от социальных рисков.
Методологической базой исследования выступили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него следующие частные методы: системно-структурный, формально-догматический, системного подхода и др.
Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Вигдорчик Г.В. Сулейманова, Е.Е. Мачульская и др.
Нормативную базу исследования составляют Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод», Конституция РФ, ряд федеральных законов, например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и др.
Структура исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
В общей части права социального обеспечения, помимо основного института, института правосубъектности, стоит выделить автономный институт, институт причин, приведших к возникновению социального обеспечения.
Для того чтобы определить его место в общей части права социального обеспечения, необходимо решить ряд важных задач, а именно: учесть понятие «социальный риск», показать, что социальный риск в той или иной мере влияет на происхождение всех имущественных отношений, как страховых, так и не страховых, регулируется особой частью указанной отрасли. И, наконец, обосновать феномен, согласно которому «социальные риски» есть не что иное, как конкретно оформленные юридические факты, отражающие социальную направленность и влекущие за собой возникновение правоотношений социального обеспечения.
Понятие «социальный риск» до сих пор не было предметом достаточно глубокой научной разработки с точки зрения места норм, касающихся социальных рисков, в системе социального обеспечения. В той или иной степени, «социальный риск» рассматривался при изучении проблем социального страхования.
Считаем необходимым обратиться к основным положениям, касающимся понятия «социальный риск», выраженным некоторыми из них.
Так, Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятностное событие, возникающее в результате потери заработка или иного дохода от работы, падения уровня жизни ниже прожиточного минимума и по общественно значимым объективным причинам создающее потребность в государственной социальной защите [10, 58]
М.А. Афанасьев, уточняя определение, данное Е.Е. Мачульской, говорит, что, во-первых, нельзя связывать социальный риск только с вероятностью материальной незащищенности. Государство обслуживает инвалидов и престарелых в стационарных и полустационарных учреждениях независимо от их материального положения [6, 31]. Содержание детей в детских учреждениях, оказание различных услуг инвалидам: протезирование, трудоустройство, профессиональное обучение, наличие автотранспорта, как правило, также не связано с их материальным положением. Во-вторых, приводимые причины потери дохода, дохода или внутрисемейной поддержки не охватывают весь спектр предоставляемых видов социального обеспечения (одиночество, бедность, вынужденные переселенцы, беженцы и т.д.).
Различные социальные риски носят социально-экономический характер, представляя собой возможность утраты или уменьшения заработка, или иного дохода от работы (основного) или возникновения общественно значимых (дополнительных) расходов. Застрахованный социальный риск застрахован только в том случае, если он предусмотрен законом или договором, предусматривающим его возмещение за счет отдельного источника финансирования (страхового фонда), примерно равного страховым взносам, приходящимся на заработную плату или иной доход от труда страхователей.
Принципы прав человека, верховенства закона и солидарности получили развитие в концепции социального обеспечения Международной организации труда. Стандарты МОТ по социальным рискам можно разделить на два этапа: первый - до принятия Всеобщей декларации прав человека ООН в 1948 г., второй - с 1948 г. по настоящее время.
В первые годы - до 1948 г. - МОТ приняла ряд конвенций, которые в основном применялись к определенным категориям граждан в зависимости от их социального положения или вида предоставляемого обеспечения.
Условные обозначения, распространяющиеся на отдельные категории граждан (рабочие, моряки, работники сельского хозяйства), фиксируют обстоятельства, влекущие за собой социальные риски, такие как дата начала работы, указанная в трудовом договоре, и дата окончания срока трудовых отношений, инвалидность, безработица.
Вторая группа конвенций определяла виды обеспечения, предоставляемые в зависимости от возникновения социальных угроз. Это право на денежные пособия, в том числе для безработных, право на компенсацию заработка, утраченного в результате несчастного случая, право на трудовую пенсию. Обеспечение могло осуществляться за счет страхователей и их предпринимателей, участвующих в создании страховых фондов, а также за счет финансовой помощи органов государственной власти.
Во второй период - после 1948 г. Международная организация труда с учетом положений Всеобщей декларации прав человека сосредоточила свои усилия на «создании глобальной, глобальной системы правовых норм в социально-трудовой сфере», независимо от категории граждан и их социальный статус.
Согласно вышеуказанным Конвенциям к социальным рискам относятся:
- любое болезненное состояние, независимо от причины, вызвавшей его; а также беременность, роды и их последствия;
- нетрудоспособность, повлекшая временную или полную утрату возможности зарабатывать на жизнь либо частичную потерю заработка, в том числе вследствие безработицы, достижения установленного возраста, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, потери физической работоспособности;
- потеря средств к существованию вдовой или детьми в результате смерти кормильца.
Признавая социальные риски, МОТ соответственно увеличивает количество видов социального обеспечения и определяет необходимость эффективного применения его государствами-членами организации МОТ, имеющими законодательство в области социального обеспечения, к своим гражданам: медицинское обслуживание; пособие по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пенсионные льготы; льготы для оставшихся в живых; пособия при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании; пособие по безработице; семейные льготы.
Тем не менее российский законодатель, в соответствии с Конституцией РФ, принимая федеральные законы, учитывает положения международных нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 19 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
В ст. 7 настоящего Закона определены виды рисков социального страхования и страховых случаев. Видами рисков социального страхования являются: необходимость получения медицинской помощи; потерю страхователем заработка (выплат, вознаграждений в пользу страхователя) или иного дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.