Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Страховыми случаями являются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, болезнь, увечье, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение одного и более детей, опека над ребенком до полутора лет и в иных случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование является лишь частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование граждан, работающих в соответствии с федеральным законом, от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе вследствие обстоятельства, не зависящие от них.
Именно поэтому другой частью государственной системы социальной защиты населения Российской Федерации является социальное обеспечение граждан вне зависимости от их социального положения и от того, застрахованы они или нет системой обязательного социального страхования. При этом социальное обеспечение при наличии социального риска обеспечивается за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и средств работодателя, выделяемых на эти цели. Полагаем, что важнейшей проблемой на сегодняшний день в понимании смысла и содержания понятия социального риска в контексте отношений социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного акта.
Тем не менее, проводя анализ массива законодательства различного уровня, можно выявить социальные риски. К ним следует отнести:
- потерю работы и заработка,
- ограничение жизнедеятельности,
- нетрудоспособность,
- потерю кормильца,
- радиационное воздействие,
- малообеспеченность,
- трудную жизненную ситуацию,
- поствакцинальные осложнения,
- смерть,
- материнство.
Анализ социальных рисков, закрепленных в Конвенциях МОТ и в российском законодательстве, показывает, что в Российской Федерации это понятие шире и включает, помимо «классических пенсионных рисков», такие риски, как низкий доход, тяжелые условия жизни, радиационное облучение, поствакцинальные осложнения.
Социальные риски в широком понимании угрожают практически всем категориям населения и, следовательно, выступают в качестве основы социальной защиты населения.
Таким образом, все социальные риски оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных отношений (как страховых, так и не страховых), которые в рамках Особенной части права социального обеспечения реализуются через определенные виды правоотношений.
1.2 ПРИЗНАКИ НАСТУПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
Рассмотрим основные характеристики социальных рисков. Первый из них – универсальность, так как социальные риски касаются как каждого отдельного человека, так и общества в целом.
Причины этого объективны, обусловлены природой человека, его социальным положением.
Материальная незащищенность связана с физиологией (болезнь, старость), обусловлена демографическими факторами (рождение и воспитание детей), порождена экономическими причинами (не востребованность труда, потеря средств к существованию).
В современных условиях реализация любого из этих факторов по отношению к работникам при достаточно низком уровне оплаты труда создает экономические риски и создает неопределенность в будущем.
Таким образом, Конституция увязывает право на социальную защиту с наличием известных социальных рисков, а именно: полной, частичной или временной утраты трудоспособности, утраты поддержки семьи, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в пожилом возрасте и в иных предусмотренных законом случаях. дел в юриспруденции.
Важным сигналом риска является вероятность или мера возможности возникновения негативных последствий ваших действий. Это характеризует количественную и качественную стороны явления и позволяет судить о возможности измерения риска, его распространенности и глубине социально-негативных последствий.
В литературе определены различные способы преодоления бедности. В частности, предусмотрено, что отдельным стратегическим направлением преодоления бедности является введение страховых принципов социальной защиты работников, предохраняющее их от риска попасть в категорию бедных [11, 79].
Таким образом, на законодательном уровне бедность рассматривается как результат любого из социальных рисков. Можно ли считать это само по себе отдельным риском? С одной стороны, выделение других социальных рисков не имеет значения. Достаточно назвать одну глобальную угрозу - риск бедности. В этом случае не стоит создавать диверсифицированную систему социальной защиты населения, ориентированную как на социальный статус человека, так и на причины социальной незащищенности.
С другой стороны, отсутствие достаточных средств к существованию может носить затяжной и хронический характер
, вызванный на определенном этапе некоторым осознанным социальным риском, но не дающий возможности преодоления потребности.
По-видимому, именно этот случай представляет отчетливый социальный риск бедности.
Представляется, что в нормальном обществе работник не должен быть бедным, поэтому защита от риска нужды или бедности должна быть распространена на людей, не охваченных системой социального страхования.
Управление социальными рисками предусматривает социальную ответственность различных социальных и профессиональных групп, их социальную солидарность.
Только общество, руководствуясь социальной солидарностью, способно облегчить бремя социальных рисков. Поэтому вряд ли можно договориться о наделении рисков самостоятельными функциями, связанными с самозащитой.
Потенциальная кризисогенность социальных рисков заключается в том, что они становятся причинами или катализаторами возникновения и распространения экономических, демографических, политических и других кризисов.
Предсказуемость социальных рисков свойственна известным, так сказать, «классическим» социальным рискам, с которыми общество борется на протяжении длительного времени.
Они уже в некоторой степени исследованы, поэтому их можно предсказать.
Однако в результате развития техники, техники и социальных процессов постоянно возникают новые виды угроз. Их прогнозирование невозможно до тех пор, пока не будут получены некоторые знания о них.
Следствием предсказуемости социальных рисков является их формализация, что предполагает их закрепление в законодательстве как значимых для социального обеспечения юридических фактов.
Следует согласиться с мнением о том, что вольная интерпретация и расширение социальных рисков недопустимы и не должны иметь место в юридической практике.
Категория социального риска носит исторический характер. Большинство причин социальной незащищенности давно известны.
Его сущность не менялась на протяжении всего периода развития человечества, развивались лишь формы его проявления и причины его возникновения.
Однако именно с появлением социального класса наемных работников социальные риски получают широкое распространение.
Таким образом, развитие учения о социальных рисках предопределяет многообразие форм и модальностей социального обеспечения, что, в свою очередь, влияет на правовое регулирование соответствующих отношений. Очевидно, что социальные риски нельзя трактовать с позиций традиционного понимания понятия «риск» как неопределенного будущего события, которое может произойти помимо воли человека.
Например, достижение пенсионного возраста вряд ли можно считать риском по таким основаниям. Природа социального риска позволяет понимать его как случайность, приводящую к необходимости социального обеспечения.
Сегодня в науке социальные риски считаются ее краеугольным камнем и объективной основой социальной безопасности. Могут появиться новые виды. Однако позиция законодателя должна оставаться ключом к дальнейшему развитию права социального обеспечения.
Только после официального признания той или иной причины материальной незащищенности общественно значимым юридическим фактом, служащим основанием для обеспечения социальной защиты, можно говорить о новом социальном риске в полном смысле этого понятия. Перспективным в этом плане является признание необходимости адекватного уровня медицинской помощи, реализуемой в рамках обязательного социального медицинского страхования, как отдельного социального риска.
Кроме того, социальные риски предопределяют оптимальную структуру системы социального обеспечения. В первую очередь он должен предполагать установление механизма предотвращения возникновения социального вреда для лица, затем - восстановление статуса жертвы социального риска, и только потом - возмещение вреда, причиненного социальным риском.
Наиболее похожая схема соответствует обязательному социальному страхованию.
Итак, в современных условиях без государственной поддержки населения невозможно достичь целей социальной политики страны по обеспечению нормальных условий жизни граждан.
Конституцией Российская Федерация провозглашена социальным государством. Политика государства направлена на поддержку социально менее защищенных слоев населения. Одним из принципов социальной политики государства выступает гарантия социального обеспечения населения.
Действующая социально-экономическая обстановка требует предоставления населению определенных мер социальной помощи, направленных на смягчение отрицательного влияния инфляции, безработицы, оказание мер социальной защиты определенным категориям граждан, наиболее остро нуждающимся в социальной поддержке. Однако следует отметить, что в настоящее время механизмы предоставления социальной помощи еще требуют совершенствования. Во многом необходимость совершенствования механизмов предоставления социальной поддержки связана с недостаточным финансированием программ социальной защиты, информированием населения о существующих программах социальной поддержки и др.