Файл: Реферат по дисциплине Теория организации по теме Организация как коммуникационная система.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Организационная структура как источник коммуникационных проблем
Критерий оптимальности коммуникаций – это одинаковое понимание содержания информации как ее источником, так и получателем. Однако в любой организации существует множество проблем. В исследованиях коммуникаций их называют шумами – это то, что разрушает понимание, нарушает не только коммуникацию, но и принятие, и реализацию организационных решений [4].
В рамках организационной теории выделяются группы источников ошибок (помех) в принятии решений, вызванных искажениями восприятия. По мнению Г. Саймона, существует три группы ошибок. Во-первых, это технические ошибки (искажения, обусловленные, например, ошибками в расчетах). Во-вторых, это социально-психологические ошибки, обусловленные личностными особенностями восприятия. В-третьих, это ролевые ошибки, обусловленные позицией индивида в организационной структуре. Г. Саймон отмечает, что если технические ошибки могут быть устранены, то социально-психологические и ролевые ошибки устранить невозможно [4].
Для теории организации интерес представляют помехи коммуникации, обусловленные организационной структурой.
Выделяют три типа помех в организационных коммуникациях, пробел, искажение и перегрузки. Причем пробелы и искажения могут быть обусловлены как личностными, так и организационными факторами, а перегрузки коммуникаций имеют скорее структурный источник [4].
Пробел – это стирание каких-либо аспектов послания, он может быть намеренным и ненамеренным. Намеренный пробел может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Функциональные последствия связаны с тем, что может опускаться часть послания без потери сути его содержания. Дисфункциональные последствия связаны с потерей важной для понимания ситуации части послания.
Пробелы, обусловленные структурой, проявляются в вертикальных коммуникациях. Иерархическая структура предполагает, что на каждом более высоком уровне меньше численность и, соответственно, меньше число взаимодействий. Значит, и объем информации, циркулирующей на каждом уровне, уменьшается с повышением уровня в иерархии.
Искажение – это намеренное или ненамеренное изменение смысла послания по мере прохождения через организацию. Говоря о вертикальных восходящих коммуникациях, исследователи отмечают такую психологическую особенность индивидов, как желание представить себя в более выгодном свете перед руководителем. Здесь наблюдается намеренное искажение. Пример намеренных искажений обусловлен проблемой дивергенции целей. В этом случае при взаимодействии руководителей и сотрудников разных подразделений возникает ненамеренное искажение информации, обусловленное наличием групповых стереотипов. Это искажение полностью не устранимо. Г. Саймон предлагал ряд мероприятий по уменьшению негативных последствий дивергенции целей:
-
централизация управления; -
привлечение представителей разных подразделений к подготовке стратегических решений; -
подбор в специализированные подразделения специалистов разных предметных ориентаций и специальностей [9].
На выработку общего понимания проблемы и поиска общего решения направлены и такие структурные образования, как комитеты и советы, использование которых должно быть обосновано. Если комитеты и советы становятся постоянным органом в организации, то они представляют собой параллельную карьерную лестницу, наряду с карьерной лестницей в рамках функциональной специализации, что может создавать дополнительные основания для конфликта и подрывать лояльность работников к организации.
С проблемой информационных перегрузок сталкиваются крупные организации, обладающие централизованной структурой при отсутствии коммуникационных фильтров. Проблема перегрузок может возникнуть в крупной организации при изменении характера внешней среды: со стабильной на динамичную.
Централизованная организация, существующая в ситуации стабильной среды, строится на принципе максимального делегирования полномочий, где высший руководитель отдает вниз по управленческой иерархии все функции, оставляя за собой только те функции, которые никто, кроме него выполнить не может.
Таким образом, за руководителем остается право принятия решений в ситуации неопределенности. Однако когда среда становится динамичной, объем таких решений существенно возрастает, что и приводит к перегрузкам руководителя высокого ранга.
Помимо некоторых коммуникационных проблем, характерных для любой организационной структуры, существуют и специфические проблемы, обусловленные определенными структурами.
Централизованная структура – обеспечивает принятие решений в соответствии с общеорганизационными целями, создает условия для перегрузки руководства высокого ранга.
Дивизиональная структура, обеспечивая определенную децентрализацию, создает основания для конкуренции (и конфликта) между подразделениями. Причем эта конкуренция в целом для организации создает неэффективные затраты.
Особые проблемы коммуникации возникают в матричной структуре. Основной признак матричной структуры – двойственность подчинения. Такая ситуация разрушает принципы эффективной формальной коммуникации. Следовательно, необходимо установить условия, при которых негативные последствия двойственности подчинения будут уравновешены позитивными последствиями использования этого вида структур.
Наиболее сложной структурой является органическая структура. Здесь фактически не действуют принципы формальных коммуникаций, так как преобладает неформальная. При этом существует угроза подмены общеорганизационных целей групповыми. Поэтому эффективность этих коммуникаций обеспечивается высокой квалификацией персонала и его ориентацией на цели организации. Перечисленные выше проблемы коммуникации в различных типах организационных структур приведены на рисунке 6 [4].
Рисунок 6 – Основные коммуникационные проблемы в разных типах организационных структур
В соответствии с вышеизложенным, хорошо налаженная система внутренних коммуникаций является важной частью любой организационной структуры, правильно выстроенная система внутренних коммуникаций является залогом всей коммуникационной деятельности организации в целом.
Заключение
В данной работе раскрыто содержание организации как коммуникационной системы. В рамках данного вопросы были рассмотрены:
1. Организационная коммуникация как устойчивое взаимодействие, которое лежит в основе социального порядка.
2.Коммуникация как динамическое взаимодействие множества элементов, описываемое несколькими параметрами: источник, сообщение, канал. получатель, результаты, обратная связь.
3. Типологии коммуникаций, построенные по: по субъекту (внутриличностная, межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, межорганизационная); по ориентации организации на внутреннее или внешнее пространство (внутренняя и внешняя); по степени формализации (формальная, неформальная); по направлениям в рамках организационной структуры (вертикальная – восходящая и нисходящая – и горизонтальная)
В реферате дана характеристика формальных и неформальных коммуникаций и их отличия.
Были рассмотрены организационные потоки в структуре организации, то есть, движения сообщений по различным каналам, между различными подразделениями и работниками этой организации: вертикальные, горизонтальные и внешние потоки.
Выделены три типа помех в организационных коммуникациях: пробел, искажение и перегрузки.
Определены специфические проблемы, обусловленные определенными структурами, а именно централизованной, дивизиональной, матричной.
В целом, можно отметить, что общие правила эффективных коммуникаций выражены в принципах построения формальных коммуникаций. Поиск соответствия принципов коммуникаций типу управленческой ситуации связан с выявлением ограничений на использование того или иного типа организационных структур.
Список литературы
-
Киндеркнехт, А. С. Вертикальный и горизонтальный типы коммуникации /А.С. Киндеркнехт, Л.А. Соболева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. –Т. 8. – № 4(29).– С. 255-259 -
Костылева, Н. В.Управление коммуникациями в менеджменте : учеб. пособие /Н.В. Костылева, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 127 с. -
Кравец, М.А. Сущность, значение и функции организационных коммуникаций /М.А. Кравец // Вестник ГУУ. – 2017. – №6. – С. 185-190. -
Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 720 с. -
Морозова, Н. А. Коммуникации в организации: комплексный подход / Н.А. Морозова //Современные технологии управления. – 2017– №9 (9).– С. 148-152 -
Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие. – 2-е изд.– М.: Логос, 2019. – 224 с. -
Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. – М. : Изд-во Юрайт, 2020. – 338 с. -
Ружанская, Л. С. Теория организации : учебное пособие / Л. С. Ружанская, А. А. Яшин, Ю. В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 200 с. -
Солдатов А. Н. Коммуникационные процессы в управлении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 45. – С. 106–108.