Файл: Реферат на тему История и проблемы эвтаназии в разных странах Оюн Урана Михайловна Введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/



Реферат

на тему

История и проблемы эвтаназии в разных странах
Выполнила:

Оюн Урана Михайловна

Введение

эвтаназия этический правовой

Права людей на жизнь и здоровье являются приоритетными и самыми значимыми среди всех других прав, гарантированных законами всех цивилизованных стран. Для рассмотрения в нашей курсовой работе мы выбрали тему эвтаназия в свете права на жизнь. Проблема эвтаназии практически никогда целенаправленно не обсуждалась широкой общественностью в нашей стране. Однако в настоящее время она возбуждает интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, которых непосредственно касается вопрос об эвтаназии.

На наш взгляд актуальность темы эвтаназия в свете права на жизнь состоит в том, что эвтаназия- это специальное медицинское вмешательство, направленное на прекращение жизни неизлечимого больного, тяжело страдающего человека, осуществляемого в соответствии с его собственной добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекращение ненужных страданий. У неё всегда были как непримиримые противники, так и убедительные сторонники. Поэтому изучение эвтаназии важно, для того чтобы установить как, с помощью каких средств и способов производится это вмешательство.

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, таких как философия, психология и иные науки, рассматривается проблема эвтаназии, закрепления её в законодательстве стран.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а также уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Объектом исследования данной курсовой работы является этические, нравственные, правовые проблемы эвтаназии.

Предметом исследования эвтаназии является изучение теоретических и практических аспектов содержания эвтаназии. Цель работы - на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования курсовой работы.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Изучить историю развития эвтаназии;

2. Рассмотреть понятие эвтаназии;

3.Изучить существующие виды эвтаназии;

4.Рассмотреть правовые и этические аспекты эвтаназии;

5.Выявить, имеет ли эвтаназия закрепление в Российском законодательстве.

Данная работа состоит из введения, трех глав, подразделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Проблема эвтаназии

эвтаназия этический правовой

Как говорит Сенека: «Для одних смерть – кара, для других – дар, для многих – благо».

Окружающая нас действительность становится все более динамичной. Мы наблюдаем усиление воздействия цивилизационных «рисков» и кризисов (экологического, экономического, демографического ит.д.) не только на общество в целом, но и на конкретного человека, включая непосредственно окружающую его жизненную среду и сам его организм. Поскольку социальная динамика в будущем будет лишь усиливаться, то условием нашего дальнейшего существования в полном смысле слова, и прежде всего, должно стать разумное отношение к действительности, т.е. осмысление проблем, возникающих по ходу развития.

К их числу относится проблема эвтаназии, нерешенность которой не только будоражит массовое сознание уже много лет, но и создает значительные сложности для практической медицины.

В духовной сфере современного российского общества формируется сомнительная культура смерти. Она выступает не только как определенная совокупность идей, но и как особый тип мышления. Отсюда - чрезвычайный интерес к проблеме эвтаназии, которую со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и по сей день нерешенных юридических, медицинских, религиозно-этических и социальных проблем современности. Сторонники эвтаназии сегодня разделяют точку зрения известного отечественного дореволюционного юриста А. Кони. Он считал возможным допустить эвтаназию в медицинскую практику, правда при наличии и строгом соблюдении следующих условий:

1. сознательные и устойчивые просьбы больного;

2. невозможность облегчить страдания больного известными средствами;

3. точная доказанность невозможности спасти жизнь больного и единогласное коллегиальное решение врачей об этом;

4. предварительное уведомление органов прокуратуры.


Проблема эвтаназии вызывает множество споров в российской и зарубежной научной среде и по сей день, поскольку затрагивает такие важные вопросы человечества как «Остаётся ли жизнь главной ценностью для человека?» и «Вправе ли один человек лишать жизни другого?».

Объективные процессы в сфере социального развития, а также своеобразие и противоречивость сложившейся правовой ситуации в современной России вызывают необходимость нового осмысления проблемы эвтаназии. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской, морально-этической и социальной точек зрения породили и спорные юридические оценки этого явления. Жизнь священна и неприкосновенна, она дана нам свыше и мы не вправе избавляться от неё, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, человек не должен жить, как растение, возражают другие.

Основным и весьма веским аргументом в этой борьбе мнений за право существования выступают правовые запреты и дозволения. Именно теперь, в эпоху грандиозных достижений медицины, эвтаназию, в том числе и относящиеся к эвтаназии деяния по умерщвлению больных без их согласия, необходимо квалифицировать как социально опасное, антигосударственное и преступное деяние.

В нашем обществе несовершенство законов и применение эвтаназии грозит «глубочайшими потрясениями всей нравственно – ценностной реальности: – жизнь человека не должна зависеть от диагностической и прогностической ошибки врача, решившегося на эвтаназию; – необходимо сохранить надежду больного на создание новых лекарств и способов лечения» Эвтаназия – это настоящая приближающаяся угроза нашей национальной безопасности.

Глава ІІ. История и проблемы эвтаназии в разных странах
Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. eu - "хорошо" + thanatos "смерть") –практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, с целью прекращения страданий, а также в качестве меры в отношении бездомных животных с целью сокращения их популяции в городах, применяемой в США, Великобритании, Японии и других развитых странах мира посредством инъекции яда, вызывающего безболезненную смерть во сне.

«Краткий оксфордский словарь» дает три значения слова «эвтаназия»: первый – «спокойная и легкая смерть», второе – «средства для этого, третье – «действия по ее осуществлению.


1) Виды эвтаназии:

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.

2) История эвтаназии

Термин «эвтаназия» впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения «легкой смерти».

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако конкретные действия нацистов надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Клятва Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». В традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.

Эвтаназия становится практически работающим принципом, если собственные ценности личности совпадают с такой ценностью современной цивилизации, как право на предельную самодетерминацию личности. С либеральных позиций эвтаназия основана на фундаментальном человеческом праве - праве умереть, если смерть - единственное избавление от страданий. Основными аргументами в пользу признания добровольной эвтаназии становятся - сострадание к другим и признание права человека самому определять время собственной смерти.


Позиция, допускающая эвтаназию, по крайней мере, на уровне отмены и отказа на поддерживающее жизнь лечение, имеет в своем арсенале еще ряд аргументов. Любой метод, приводящий к смерти, традиционно оценивается как вредный, и, следовательно, недопустимый. Но сторонники эвтаназии полагают, что она является «правильным лечением», направленным на устранение непереносимых болей. Если боль неустранима, помощь больному, просящему легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения - один из аргументов медицинского уровня.

Следующий аргумент может быть назван «альтруистическим». Это - желание тяжело больного человека не обременять собою близких ему людей. Но, как правило, это желание определяется не столько тем, что человек сам хочет этого, сколько тем, что он должен так сделать, так как забота о близких поглощает его индивидуальную волю к жизни. Этот аргумент тесно связан с принципом «права на достойную смерть».

Нельзя при этом не отметить, что сам принцип «достойной смерти» формируется с позиций достаточно высокого качества жизни, включающего комфорт, определенную благоустроенность, выбор средств «достойной смерти» и т.п., основываясь при этом на явной доминанте эгоистических мотивов.

В современной литературе можно встретить и демографический аргумент.

Приемлемость эвтаназии связывается с «существенным постарением населения», с ростом числа инвалидов преклонного возраста, содержание, уход и лечение которых влечет ряд экономических и социальных проблем.

Логическим завершением признания социальной приемлемости эвтаназии является эвтаназия неполноценных. Особенно остро эта проблема встает относительно новорожденных.

К экономическим и социальным основаниям принудительной эвтаназии добавляется и генетический фактор - угроза «биологического вырождения». В отличии от всех перечисленных форм и видов эвтаназии, возможность применения которых все еще далека от социального признания, принудительная эвтаназия уже выходила на уровень практики. Всем известен опыт фашистской Германии, где в 1938-1939 годах была разработана и осуществлялась «Программа эвтаназии» по отношению к «жизненнонеполноценным» лицам.

В 30-х годах в США существовало общество «Эвтаназия», которое ставило своей целью изменить законы и легализовать умерщвление «дефективных». И если в конце первой половины XX века эти идеи были осуждены мировым сообществом, то в конце второй половины XX века проблема эвтаназии вновь становится предметом обсуждения. При этом, правда, меняется идеология принудительной эвтаназии: на помощь призываются понятия «милосердие» по отношению к бесперспективным пациентам и «справедливость» по отношению к их родным или даже обществу в целом, включая страховые кампании и государственные учреждения, финансирующие их медицинское обслуживание, вынуждая их сокращать средства на оказание медицинской помощи другим категориям «перспективных» пациентов.