ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
response element binding protein) в клеточном ядре. В свою очередь они активируют промоторы (CRE) и тем самым синапсы, находящиеся в неактивном состоянии, мобилизуются, и синтезируются новые необходимые белки.
Теории памяти
Морфологические теории
А) Рост дендритов и увеличение числа шипиков на дендритном дереве нейронов мозга, увеличение числа коллатералей аксонов нейронов
Б) Образование новых синапсов
В) Благодаря структурным изменениям мембран и органелл нейронов (например, увеличение количества рецепторов на постсинаптической мембране). Эти изменения синаптической передачи и мембран являются следствием предшествующей реверберации.
Данными процессами обеспечивается промежуточная и долговременная память.
Молекулярные теории
А) Химическая теория. В еѐ основе лежат опыты с "транспортом памяти" (обучение животных - введение экстракта их мозга необученным животным, опыты со скотофобином). Согласно этой теории информация хранится в специальных белках, синтезируемых нейронами. Нервные импульсы через системы посредников вызывает изменение в системе РНК, что приводит к синтезу в клетке специфических белков-«молекул памяти».
Б) Синаптическая теория. Под влияниями нервных импульсов через систему посредников синтезируются специальные белки, которые встраиваются в мембрану в месте нахождения неэффективного синапса и это его превращает в эффективный синапс. Происходит усиление или потенциация нервных импульсов в даннных синапсах. Потенциация также происходит в результате увеличения количества выделяемого нейромедиатора.
В) Теория хранения энграммы в ДНК. Предполагают, что ДНК программирует необходимые изменения структуры и свойств синапсов и таким образом обеспечивает перестройку нейронных цепей в процессе запоминания.
Голографическая теория
Информацию хранит весь мозг и каждая его часть
Долговременная память зависит от:
1. Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее)
2. От генетических характеристик (линия мышей – Ц-56 – консолидация за 15 мин – т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн – дураки (нет вазопрессина), 16-е поколение от союза крыс-дураков – полное отсутствие памяти.
3. От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов.
4. От эмоций - если информация несет яркую эмоциональную окраску – запоминание легче. 5. От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание.
Химические вещества участвующие в механизмах памяти:
3 группы веществ:
1. Информационные молекулы (РНК-ДНК)
2. Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин)
3. Нейропептиды.
1. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот – животные стали плохо обучаться – плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК), высокая готовность к обучению.
2. Нейромедиаторы:
а) Ацетилхолин – под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память;
б) Катехоламины– при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов , то опыты Олдза не получится ( с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин –ускоряет обучение
3.Нейропептиды –
а) АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. – стимулируют запоминание.
б) эндогенные опиатные пептиды – ускоряют процессы консолидации.
Когнитивная память (имплицитная: Б, коричневый цвет) хранит информацию, связанную с навыками, а также информацию, необходимую для ассоциативного научения (приобретенные, или условные, рефлексы) и не ассоциативного научения (активизация рефлекторных путей и безусловные рефлексы). В когнитивной памяти задействованы базальные ганглии (процедурная память, т.е. научение навыкам и приемам), мозжечок (моторные рефлексы, сопряженные с научением), неокортекс (предварительная подготовка, например, способность заканчивать фрагменты текстов основана на ранее приобретенных знаниях), моторную (двигательную) кору, миндалевидное тело (эмоциональные реакции) и другие структуры мозга,
Нейрональная циркуляция когнитивной памяти (Б), по-видимому, не зависит от путей сенсорной памяти. Последняя страдает при нарушениях гиппокампа (например, ретроградная амнезия), тогда как имлицитная память продолжает нормально функционировать. И наоборот, атрофия амигдалы, например, при болезни Урбвха-Вите, приводит к дефициту эмоциональной памяти (проблемы с интерпретацией и проявлением эмоций).
Декларативная (эксплицитная) память [эрудиция] хранит факты (семантические знания) и опыт (эпизодическая память, особенно при участии селективного внимания) и сознательно их представляет. За хранение информации, обрабатываемой в уни- и полимодальных ассоциативных участках, отвечает височная доля (гипокамп, околоносовая, внутриносовая и парагиппокампальная кора, и т. д.; Б, зеленый цвет). Там обеспечиваются временной и пространственный контексты опыта; информация повторно откладывается в корешках кортикальных дендритов ассоциативных участков (Г). Частичного повторения опыта бывает достаточно для возвращения содержимого памяти. Научение (В) начинается в сенсорной памяти, которая автоматически сохраняет сенсорные сигналы в течение менее чем 1 с. Небольшая часть информации достигает первичной памяти (кратковременной памяти), которая может удерживать около 7 единиц информации (например, серию цифр) в течение нескольких секунд. В большинстве случаев информация также переводится в словесную форму. Длительное хранение информации во вторичной памяти (долговременной памяти) достигается путем повторения (закрепление). Третичная память хранит часто повторяемые впечатления (например, навыки чтения, письма, имя самого человека); эта информация никогда не забывается и легко вспоминается в течение всей жизни.
Образная память проявляется формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшем первичное возникновение такого эмоционального состояния. Эмоциональная память характеризуется высокой скоростью и прочностью. В этом, очевидно, главная причина более легкого и устойчивого запоминания человеком эмоционально окрашенных сигналов, раздражителей. Напротив, серая, скучная информация запоминается намного труднее и быстро стирается в памяти. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память -- память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления.
Процессы памяти включают 4 стадии
1. Восприятие, запечатление, запоминание.
2. Хранение информации.
3. Воспроизведение информации.
4. Забывание.
Восприятие, запечатление и запоминание.
Восприятие- формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти.
Запечатление- в значительной степени зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление «импринтинг»
Запоминание- это процесс, направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е. способность образовывать ассоциации.
ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ:
1.Простые:
а) простые ассоциации по смежности;
б) простые ассоциации по сходству;
в) простые ассоциации по контрасту.
2.Сложные:
а) ассоциации по смыслу.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ – связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь – забываешь, возвращаешься – вспоминаешь).
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ – связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ – связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам.
ЗАПОМИНАНИЕ бывает:
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится:
1. Механическое – в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится.
2. Смысловое, его этапы:
а) понимание смысла, запоминаемого;
б) анализ материала;
в) обобщение;
г) запоминание этого обобщения. В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память.
В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/.
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.
ЗАБЫВАНИЕ – это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.
Нарушения памяти:
1. Ретроградная амнезия - утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.
2. Антеретроградная амнезия - неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдалѐнные события сохранена, а недавние быстро забываются. Хр. Алкоголизм. Поражение гиппокампа.
Забывание проявляется в невозможности узнать, припомнить что-либо или в виде ошибочного узнавания, припоминания. Причиной забывания могут стать разные факторы, связанные как с самим материалом, его восприятием, так и с отрицательными влияниями других раздражителей, действующих непосредственно вслед за заучиванием (феномен ретроактивного торможения, угнетения памяти). Тип высшей нервной деятельности - это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).
Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.
Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, кдифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.
Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.
2) Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).
Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.
Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу - в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).
Теории памяти
Морфологические теории
А) Рост дендритов и увеличение числа шипиков на дендритном дереве нейронов мозга, увеличение числа коллатералей аксонов нейронов
Б) Образование новых синапсов
В) Благодаря структурным изменениям мембран и органелл нейронов (например, увеличение количества рецепторов на постсинаптической мембране). Эти изменения синаптической передачи и мембран являются следствием предшествующей реверберации.
Данными процессами обеспечивается промежуточная и долговременная память.
Молекулярные теории
А) Химическая теория. В еѐ основе лежат опыты с "транспортом памяти" (обучение животных - введение экстракта их мозга необученным животным, опыты со скотофобином). Согласно этой теории информация хранится в специальных белках, синтезируемых нейронами. Нервные импульсы через системы посредников вызывает изменение в системе РНК, что приводит к синтезу в клетке специфических белков-«молекул памяти».
Б) Синаптическая теория. Под влияниями нервных импульсов через систему посредников синтезируются специальные белки, которые встраиваются в мембрану в месте нахождения неэффективного синапса и это его превращает в эффективный синапс. Происходит усиление или потенциация нервных импульсов в даннных синапсах. Потенциация также происходит в результате увеличения количества выделяемого нейромедиатора.
В) Теория хранения энграммы в ДНК. Предполагают, что ДНК программирует необходимые изменения структуры и свойств синапсов и таким образом обеспечивает перестройку нейронных цепей в процессе запоминания.
Голографическая теория
Информацию хранит весь мозг и каждая его часть
Долговременная память зависит от:
1. Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее)
2. От генетических характеристик (линия мышей – Ц-56 – консолидация за 15 мин – т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн – дураки (нет вазопрессина), 16-е поколение от союза крыс-дураков – полное отсутствие памяти.
3. От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов.
4. От эмоций - если информация несет яркую эмоциональную окраску – запоминание легче. 5. От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание.
Химические вещества участвующие в механизмах памяти:
3 группы веществ:
1. Информационные молекулы (РНК-ДНК)
2. Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин)
3. Нейропептиды.
1. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот – животные стали плохо обучаться – плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК), высокая готовность к обучению.
2. Нейромедиаторы:
а) Ацетилхолин – под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память;
б) Катехоламины– при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов , то опыты Олдза не получится ( с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин –ускоряет обучение
3.Нейропептиды –
а) АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. – стимулируют запоминание.
б) эндогенные опиатные пептиды – ускоряют процессы консолидации.
Когнитивная память (имплицитная: Б, коричневый цвет) хранит информацию, связанную с навыками, а также информацию, необходимую для ассоциативного научения (приобретенные, или условные, рефлексы) и не ассоциативного научения (активизация рефлекторных путей и безусловные рефлексы). В когнитивной памяти задействованы базальные ганглии (процедурная память, т.е. научение навыкам и приемам), мозжечок (моторные рефлексы, сопряженные с научением), неокортекс (предварительная подготовка, например, способность заканчивать фрагменты текстов основана на ранее приобретенных знаниях), моторную (двигательную) кору, миндалевидное тело (эмоциональные реакции) и другие структуры мозга,
Нейрональная циркуляция когнитивной памяти (Б), по-видимому, не зависит от путей сенсорной памяти. Последняя страдает при нарушениях гиппокампа (например, ретроградная амнезия), тогда как имлицитная память продолжает нормально функционировать. И наоборот, атрофия амигдалы, например, при болезни Урбвха-Вите, приводит к дефициту эмоциональной памяти (проблемы с интерпретацией и проявлением эмоций).
Декларативная (эксплицитная) память [эрудиция] хранит факты (семантические знания) и опыт (эпизодическая память, особенно при участии селективного внимания) и сознательно их представляет. За хранение информации, обрабатываемой в уни- и полимодальных ассоциативных участках, отвечает височная доля (гипокамп, околоносовая, внутриносовая и парагиппокампальная кора, и т. д.; Б, зеленый цвет). Там обеспечиваются временной и пространственный контексты опыта; информация повторно откладывается в корешках кортикальных дендритов ассоциативных участков (Г). Частичного повторения опыта бывает достаточно для возвращения содержимого памяти. Научение (В) начинается в сенсорной памяти, которая автоматически сохраняет сенсорные сигналы в течение менее чем 1 с. Небольшая часть информации достигает первичной памяти (кратковременной памяти), которая может удерживать около 7 единиц информации (например, серию цифр) в течение нескольких секунд. В большинстве случаев информация также переводится в словесную форму. Длительное хранение информации во вторичной памяти (долговременной памяти) достигается путем повторения (закрепление). Третичная память хранит часто повторяемые впечатления (например, навыки чтения, письма, имя самого человека); эта информация никогда не забывается и легко вспоминается в течение всей жизни.
Образная память проявляется формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшем первичное возникновение такого эмоционального состояния. Эмоциональная память характеризуется высокой скоростью и прочностью. В этом, очевидно, главная причина более легкого и устойчивого запоминания человеком эмоционально окрашенных сигналов, раздражителей. Напротив, серая, скучная информация запоминается намного труднее и быстро стирается в памяти. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память -- память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления.
Процессы памяти включают 4 стадии
1. Восприятие, запечатление, запоминание.
2. Хранение информации.
3. Воспроизведение информации.
4. Забывание.
Восприятие, запечатление и запоминание.
Восприятие- формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти.
Запечатление- в значительной степени зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление «импринтинг»
Запоминание- это процесс, направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е. способность образовывать ассоциации.
ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ:
1.Простые:
а) простые ассоциации по смежности;
б) простые ассоциации по сходству;
в) простые ассоциации по контрасту.
2.Сложные:
а) ассоциации по смыслу.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ – связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь – забываешь, возвращаешься – вспоминаешь).
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ – связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ – связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам.
ЗАПОМИНАНИЕ бывает:
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится:
1. Механическое – в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится.
2. Смысловое, его этапы:
а) понимание смысла, запоминаемого;
б) анализ материала;
в) обобщение;
г) запоминание этого обобщения. В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память.
В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/.
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.
ЗАБЫВАНИЕ – это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.
Нарушения памяти:
1. Ретроградная амнезия - утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.
2. Антеретроградная амнезия - неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдалѐнные события сохранена, а недавние быстро забываются. Хр. Алкоголизм. Поражение гиппокампа.
Забывание проявляется в невозможности узнать, припомнить что-либо или в виде ошибочного узнавания, припоминания. Причиной забывания могут стать разные факторы, связанные как с самим материалом, его восприятием, так и с отрицательными влияниями других раздражителей, действующих непосредственно вслед за заучиванием (феномен ретроактивного торможения, угнетения памяти). Тип высшей нервной деятельности - это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).
Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.
Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, кдифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.
Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.
2) Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).
Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.
Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу - в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).