Файл: Курсовая работа по теме Основы нейропсихологии и история нейропсихологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме:
«Основы нейропсихологии и история нейропсихологии»
Выполнил (а):студент группы ПС-402
Камолиддинова Ж.А
Руководитель: Кафедры «Практическая психология»
___________________________________
_______________
(подпись)
Tашкент-2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изученности нейропсихологии........................................................................6
-
История формирования и развития нейропсихологии………………..6 -
Развитие нейропсихологии с точки зрения Л.С.Выготского и А.Р. Лурия …………………………………………….……………………. 10 -
Основные методы, направления и задачи нейропсихологии………..15
Глава II. Высшие психические функции в жизни и деятельности человека………………………………………………………………………21
2.1. Высшие психические функции человека как основной предмет нейропсихологии………………………………………………...…21
2.2. Физиологические фун кции как осн ова высших психических функций
…………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы...............................………………….................................29
Введение
Актуальность: нейропсихология—активно развивающаяся отрасль клинической психологии. Её основным предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различия видов психической деятельности. Сформировавшись в середине ХХ века на стыке с неврологией, нейрохирургией и физиологией высшей нервной деятельности, современная нейропсихология продолжает решать ряд практических задач, среди которых — диагностика нарушений высших психических функций и их восстановление после повреждения.
За последние 10–15 лет в области нейронаук произошли значительные изменения: расширились представления о мозговой организации некоторых высших психических функций, стали повсеместно применяться методы нейровизуализации для топической диагностики поражений головного мозга. После некоторого спада интереса к нейропсихологии со стороны специалистов смежных областей, наблюдавшегося в начале 2000-х, в настоящее время активно развивается сотрудничество нейропсихологов с неврологами, нейрохирургами и психиатрами. Так, необходимо отметить внедрение исследования высших психических функций с помощью функциональной магнитно-резонансной томография, сочетающейся с проведением нейропсихологической диагностики.
В последнее время расширяется сфера международного сотрудничества и обмена опытом с ведущими нейропсихологическими центрами Великобритании, США, Германии, Франции и других стран. В связи с этим, меняется терминологический аппарат современной нейропсихологии, что вызывает неоднозначные оценки среди специалистов.
На современном этапе развития нейропсихологии можно с уверенностью говорить об адекватности применения нейропсихологических методов диагностики и реабилитации не только к лицам с локальными поражениями мозга, но и к пациентам с такими психическим заболеваниям как деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм. Также нейропсихологи проводят оценку функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизнедеятельности (билингвизм, спорт, стрессовые воздействия и др.). Широкая область применения нейропсихологических исследований требует подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих глубокие теоретические знания и практические навыки.
За время своего существования нейропсихология, как самостоятельная область клинической психологии, разделилась на несколько отраслей, содержание каждой из которых определяется особым контингентом испытуемых, специфическими целями и задачами. Среди этих отраслей ведущее место занимает клиническая нейропсихология, в рамках которой исследуются различные нейропсихологических синдромы, возникающие при локальных поражениях мозга, а также при его функциональных изменениях. Кроме того, выделяют нейропсихологию детского возраста, реабилитационное и нейрофизиологическое направления, нейропсихо- логию пожилого возраста, нейропсихологию индивидуальных различий.
Объект исследования
: основы и история нейропсихологии.
Предмет исследования: высшие психические функции (ВПФ)человека как основной предмет нейропсихологии.
Цель исследования: рассмотрение теоретических основ нейропсихологии, выявление роли высших психических функций в жизни и деятельности человека как личности.
Задачи исследования:
1)изучить предмет и задачи нейропсихологии;
2)рассмотреть основные методы и направления нейропсихологии;
3)проследить историю формирования и развития нейропсихологии;
4)проанализировать современные представления о высших психических функциях.
Теоретическую основу исследования составляют труды Н. Л. Белопольской, Б. Д. Карвасарского, Н. Д. Лакосиной, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской и других ученых в области нейропсихологии, ее объекта, предмета, основных направлений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и литературы, который включает в себя 15 наименований.
Глава I. Теоретические основы и значение нейропсихологии
1.1.История формирования и развития нейропсихологии.
Признание наук психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для развития новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века за рубежом и особенно интенсивно — в России.
Первоначальные работы Л. С. Выготского по нейропсихологии, проходившие совместно с А. Р. Лурия, были посвящены системным поражениям психических процессов, которые возникают в результате разрушения отдельных участков коры головного мозга, и их индивидуального течения у ребенка и взрослого человека.
Клинические наблюдения больных с локальными поражениями мозга начались давно; довольно рано было установлено, что поражение двигательной зоны коры ведет к параличу противоположных конечностей, поражение заднецентральной области коры — к выпадению чувствительности на противоположной стороне тела, а поражение затылочной области мозга — к центральной слепоте. Однако подлинное рождение учения о нарушении психических процессов с полным основанием можно отнести к 1861 году, когда молодой французский анатом П. Брока описал мозг больного, который в течение многих лет страдал грубым нарушением моторной экспрессивной речи.Брока установил, что в мозгу этого больного была разрушена задняя треть нижней лобной извилины. Через несколько лет дополнительные наблюдения позволили П. Брока показать, что моторная речь связана с ограниченной областью головного мозга, а именно — с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Так как у всех наблюдавшихся им больных были сохранны как понимание речи, так и движения губ и языка, П. Брока предположил, что задняя треть нижней лобной извилины левого полушария является «центром моторных образов слов» и что поражение этой области приводит к своеобразному выпадению экспрессивной речи, которую он сначала назвал «афемией» и лишь потом заменил это название на существующий ныне термин афазия.
в 1873 г. немецкий психиатр К. Вернике описал случай, когда поражение другого участка задней трети верхней височной извилины левого полушария вызывало столь же четкую, но на этот раз обратную картину — нарушение понимания слышимой речи при относительной сохранности экспрессивной то есть моторной речи.
В 1972 году, эту идею о новых «функциональных органах» развивал и другой советский психолог, философ, педагог - А. Н. Леонтьев.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны становление и формирование нейропсихологии были тесно объединены с открытиями в неврологии и нейрохирургии.
В формирование отечественной нейропсихологической науки отдельный вклад внесли исследования в области патопсихологии, проведенные в нескольких психиатрических лечебницах Советского Союза. К ним принадлежат работы, датируемые 1950- м годом, психиатра Р. Я. Голант. Данные работы были посвящены описанию мнестических расстройств при единичных нарушениях мозга, в частности при поражении диэнцефальной области.
В 1959 году известный киевский психиатр А.Л.Абашев-Константиновский многое сделал для изучения проблемы общемозговых и локальных симптомов, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, и описал своеобразные изменения в сознании, возникающие при масштабных поражениях лобных долей головного мозга, и выделены условия, от которых зависит их возникновение. Своевременный вклад в отечественную науку-нейропсихологию сделала основатель отечественной патопсихологии Б. В. Зейгарник с командой своих подчиненных. Благодаря этим разработкам стали изучаться нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга; описаны основные типы аномалии мыслительных процессов в виде различных.
Исследования грузинской школы психологов, появившиеся в 1958 году и исследующие особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга вызвали очевидный интерес у коллег- нейропсихологов. [1.4, с.202]
Огромную ценность для формирования нейропсихологии имеют исследования, которые проводились и проводятся в нескольких лабораториях России. К таким исследованиям относятся к слуховой системе и выявленным, в частности, два режима ее работы, что позволило по-новому подойти к симптоматике нарушений височных отделов коры мозга у человека. Подобные исследования описаны доктором биологических наук Г. В. Гершуни и его сотрудниками.
Неоценимый вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов, Н.П. Бехтерева, О.С. Адрианов и др.
Концепция Н.А. Бернштейна 1947, об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых процессах движений и их поражениях при заболеваниях головного мозга.
Концепция П. К. Анохина 1968-1971 о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека.
Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов
Большую ценность для нейропсихологии представляют исследования Н. П. Бехтеревой 1971, В. М. Смирнова 1976, и других авторов, в которых впервые в России с помощью метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов — как когнитивных, так и эмоциональных. Эти исследования открыли новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процессов.
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Первый — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом бывших советских республиках, а также в Польше, Чехословакии, Франции, Венгрии, Дании, Финляндии, Англии, США и др.
Второй — это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
На современном этапе развития общества отечественная нейропсихология представляет собой активно развивающуюся отрасль психологической науки. В ней выделилось несколько самостоятельных направлений, связанных общими теоретическими и практическими представлениями и общей конечной задачей.
1.2 Вклад в нейропсихологию Л.С. Выготского и А.Р. Лурия
Многие ученые того времени считали Лева Семеновича гением своего времени. Выготский понимал смысл своей научной работы как разработку учения о «высших психологических» процессах, явлениях, функциях, системах функций, форм поведения и т.п. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психологических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психологических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это «динамическая смысловая система» находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов. В своей книги «История развития высших психических функций» работа над рукописью завершена не позднее 1930 и представленной как основная теоретическая работа Л.С. Выготского, дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики, согласно которой необходимо различать низшие и высшие психологические функции, и соответственно два плана поведения: натуральный, природный результат биологической эволюции животного мира и культурный, общественно-исторический результат исторического развития общества, слитые в развитии психики. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших элементарных и высших психологических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психологические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психологическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психологических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека как поведенческой, так и мыслительной возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение формирования понятий, произвольного контроля собственных психологических операций. Л.С. Выготский сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психологических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.