Файл: Курсовая работа по теме Основы нейропсихологии и история нейропсихологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности ВПФ заключаются в том, что они находятся на удалённом расстоянии друг от друга, но в некоторых случаях, когда это необходимо, могут замещать друг друга. Любая психическая функция является системой, которую мозг воспринимает и обеспечивает единым целым. А. Р . Лур ия указывал, что высшие психические фун кции обладают тр емя осн овн ыми хар актер истиками:
а) он и фор мир уются пр ижизн ен н о, под влиян ием социальн ых фактор ов;
б) он и опоср едован ы по своему психологическому стр оен ию преимуществен н о с помощью речевой системы;
в) он и пр оизвольн ы по способу осуществлен ия.
Хар актер изуя высшие психические фун кции как фун кцион альные системы, А. Р . Лур ия отмечал, что особен н остью таких фун кцион альн ых систем является их сложн ый состав, включающий целый н абор аффер ен тн ых-н астраивающих и эфферен тн ых осуществляющих компон ен тов или звен ьев.
Закон омер н остью формир ован ия высших психических фун кций является то, что пер вон ачальн о он и существуют как фор ма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью вн утр ен ний процесс. По мер е фор мир ован ия высших психических функций пр оисходит пр евращен ие внешн их средств осуществлен ия фун кции во вн утр ен н ие, психологические. В пр оцессе развития высшие психические фун кции постепен н о “свертываются”, автоматизир уются.
2.2. Физиологические фун кции как осн ова высших психических функций
Высшие психические функции — сложн ые системн ые обр азован ия, качествен н о отличн ые от др угих психических явлен
ий. Осн овн ые характер истики высши психических функций — опосредован н ость, осозн ан н ость, пр оизвольн ость — пр едставляют собой системн ые качества, хар актер изующие эти фун кции как «психологические системы». Высшие психические функции как системы обладают большой пластичн остью, взаимозамен яемостью входящих в н их компон ен тов. Н еизменными в них являются исходн ая задача осозн ан н ая цель или программа деятельности и конечн ый р езультат, с помощью котор ых р еализуется дан н ая задача, весьма вар иативн ы и р азличн ы н а р азн ых этапах и пр и р азн ых способах и путях фор мир ован ия фун кции.
Пр едставлен ия о высши психически функциях как о сложн ых психологических системах было дополн ен о А. Р . Лур ия пр едставлен иями о н их как о фун кцион альн ых системах.
Под функцион альн ой системой в нейр опсихологии пон имается мор фофизиологическая осн ова высших психических функций, т. е. совокупн ость р азличн ых мозговых стр уктур и пр отекающих в н их физиологических пр оцессов, котор ая обеспечивает их осуществлен ие.
Таким обр азом, высшие психические фун кции, или сложн ые фор мы созн ательн ой психической деятельн ости, системн ы по своему психологическому стр оен ию и имеют сложн ую мор фофизиологическую осн ову в виде мн огокомпон ен тн ых фун кцион альн ых систем.
Дан н ые положен ия являются цен тр альн ыми для теор ии системн ой дин амической локализации высших психических фун кций — теор етической осн овы совр емен н ой отечествен н ой н ейр опсихологии. [2.1,с. 314]
Высшей фор
мой адаптации высокоорган изованного живого существа является целен аправлен н ая поведенческая деятельн ость, коор дин ир ующей и кон тр олир ующей осн овой котор ой являются психические пр оцессы. Психика – фор ма активн ого отобр ажен ия субъектом объективн ой р еальн ости, возн икающая в пр оцессе взаимодействия с вн ешн им мир ом и осуществляющая р егулятор н ую фун кцию в его поведен ии.
Осн овн ые фун кции психики – кон тр оль и коор дин ация пр испособительн ой поведен ческой деятельн ости. Эти фун кции стр оятся н а осн ове таких психических пр оцессов как вн иман ие, ощущен ия, воспр иятие, мышлен ие и память, мотивации и эмоции, котор ые тесн о связан ы с обусловливающими их физиологическими фун кциями высокоор ган изован н ого мозга, н о н е сводятся к н им полн остью.
Сознан ие–это специфически человеческая фор ма субъективн ого отражен ия действительн ости, пр едставлен н ая таким знанием, которое с помощью слов, математических символов, образов или художественн ых произведен ий может быть пер едан о другим людям и поколен иям.
Основн ая фун кция созн ан ия – опер ативн ая оцен ка ин фор мации для ор ган изации наиболее адекватного взаимодействия с факторами внешней среды путем импер ативного управлен ия поведенческой деятельностью. Благодар я способности передавать знан ия, каждое н овое поколен ие людей живет, используя накоплен н ый опыт предыдущих, чем прин ципиально отличается от мира животных, образ жизн и котор ых н е мен яется тысячелетиями.
В основе сложн ой ин тегративн ой деятельн ости высокоор ган изован н ого мозга человека, обеспечивающего высшие фор
мы приспособительного поведен ия, лежат функции анализа и синтеза.
Анализ состоит в различен ии, дифферен цировании и разделен ии поступающих в мозг сигналов с учетом их сен сор н ой модальн ости, а также биологической и социальной значимости. Специфическая для кор ы больших полушар ий фор ма ан ализа состоит в дифферен цирован ии раздражителей по их сигн альному значению.
Синтез сводится к связыван ию, обобщению и объединению возбуждений, возникающих в различн ых участках мозга. Проявлен ием син тетической деятельности коры больших полушарий, в частности, является фор мирован ие системы времен н ых связей, котор ые обеспечивают условн ор ефлектор ное поведен ие.
Син тетическую деятельн ость больших полушар ий, позволяющую объедин ить отдельн ые стимулы в целые комплексы, н азывают системн ой деятельн остью кор ы головн ого мозга. Одн им из пр оявлен ий системн ости в р аботе кор ы больших полушар ий является дин амический стер еотип.
Дин амический стереотип – это комплекс условн ых и безусловн ых р ефлексов, р азворачивающихся в опр еделен н ой, зафиксир ован н ой в кор е головн ого мозга, вр емен н ой последовательн ости, в котор ой окон чан ие каждого пр едыдущего р ефлекса является пусковым фактор ом для последующего.
Р еагир уя н а пусковой стимул, ор ган изм воспр оизводит всю последовательн ость условн ых и безусловн ых р ефлексов, составляющих дин амический стер еотип. Следующие др уг за др угом опер ации пр и этом осуществляются автоматически вследствие исключен ия н еобходимости кон тр оля созн ан
ия за выполн яемыми действиями. В р езультате, поведен ческая деятельн ость в том числе и тр удовая у человека стан овится более экон омичн ой, мен ее утомительн ой, н е тр ебующей постоян н ой соср едоточен н ости вн иман ия.
В случае изменен ия условий происходит перестр ойка временн ых связей и вырабатывается новый стереотип. После этого ор ган изм р еагир ует н а прежний пусковой сигн ал по новому дин амическому стереотипу.
Заключен ие
В ходе моей курсовой работы мы узнали, что нейропсихология - область отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная работами А.Р. Лурия и его учеников.
Основные задачи нейропсихологии:
- изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности;
- нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах:
- ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
В настоящее время выделяют следующие направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиология локальных поражений мозга, психофизиология, детская нейропсихология, нейропсихология позднего возраста, экологическая нейропсихология, диагностическое направление и др. При этом, главной для всех нейропсихологических направлений является проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека, которая изучается лишь разными методами и на разном «материале».
Все многообразие методов нейропсихологии делят на две группы. К первой относят те, с помощью которых были получены теоретические знания: сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения, а ко второй - методы, которые используются в практической деятельности. Так, с помощью метода синдромного анализа выявляются проблемы школьной дезадаптации.