Файл: Курсовая работа по теме Основы нейропсихологии и история нейропсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности ВПФ заключаются в том, что они находятся на удалённом расстоянии друг от друга, но в некоторых случаях, когда это необходимо, могут замещать друг друга. Любая психическая функция является системой, которую мозг воспринимает и обеспечивает единым целым. А. Р. Лурия указывал, что высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками:

а) они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов;

б) они опосредованы по своему психологическому строению преимущественно с помощью речевой системы;

в) они произвольны по способу осуществления.

Характеризуя высшие психические функции как функциональные системы, А. Р. Лурия отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных-настраивающих и эфферентных осуществляющих компонентов или звеньев.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические. В процессе развития высшие психические функции постепенно “свертываются”, автоматизируются.
2.2. Физиологические функции как основа высших психических функций

Высшие психические функции — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлен
ий. Основные характеристики высши психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы». Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача осознанная цель или программа деятельности и конечный результат, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.
Представления о высши психически функциях как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа высших психических функций, т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление.

Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.

Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной отечественной нейропсихологии. [2.1,с. 314]

Высшей фор

мой адаптации высокоорганизованного живого существа является целенаправленная поведенческая деятельность, координирующей и контролирующей основой которой являются психические процессы. Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и осуществляющая регуляторную функцию в его поведении.

Основные функции психики – контроль и координация приспособительной поведенческой деятельности. Эти функции строятся на основе таких психических процессов как внимание, ощущения, восприятие, мышление и память, мотивации и эмоции, которые тесно связаны с обусловливающими их физиологическими функциями высокоорганизованного мозга, но не сводятся к ним полностью.

Сознаниеэто специфически человеческая форма субъективного отражения действительности, представленная таким знанием, которое с помощью слов, математических символов, образов или художественных произведений может быть передано другим людям и поколениям.

Основная функция сознания – оперативная оценка информации для организации наиболее адекватного взаимодействия с факторами внешней среды путем императивного управления поведенческой деятельностью. Благодаря способности передавать знания, каждое новое поколение людей живет, используя накопленный опыт предыдущих, чем принципиально отличается от мира животных, образ жизни которых не меняется тысячелетиями.

В основе сложной интегративной деятельности высокоорганизованного мозга человека, обеспечивающего высшие фор
мы приспособительного поведения, лежат функции анализа и синтеза.

Анализ состоит в различении, дифференцировании и разделении поступающих в мозг сигналов с учетом их сенсорной модальности, а также биологической и социальной значимости. Специфическая для коры больших полушарий форма анализа состоит в дифференцировании раздражителей по их сигнальному значению.

Синтез сводится к связыванию, обобщению и объединению возбуждений, возникающих в различных участках мозга. Проявлением синтетической деятельности коры больших полушарий, в частности, является формирование системы временных связей, которые обеспечивают условнорефлекторное поведение.

Синтетическую деятельность больших полушарий, позволяющую объединить отдельные стимулы в целые комплексы, называют системной деятельностью коры головного мозга. Одним из проявлений системности в работе коры больших полушарий является динамический стереотип.

Динамический стереотип – это комплекс условных и безусловных рефлексов, разворачивающихся в определенной, зафиксированной в коре головного мозга, временной последовательности, в которой окончание каждого предыдущего рефлекса является пусковым фактором для последующего.

Реагируя на пусковой стимул, организм воспроизводит всю последовательность условных и безусловных рефлексов, составляющих динамический стереотип. Следующие друг за другом операции при этом осуществляются автоматически вследствие исключения необходимости контроля сознан
ия за выполняемыми действиями. В результате, поведенческая деятельность в том числе и трудовая у человека становится более экономичной, менее утомительной, не требующей постоянной сосредоточенности внимания.

В случае изменения условий происходит перестройка временных связей и вырабатывается новый стереотип. После этого организм реагирует на прежний пусковой сигнал по новому динамическому стереотипу.


Заключение
В ходе моей курсовой работы мы узнали, что нейропсихология - область отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная работами А.Р. Лурия и его учеников.

Основные задачи нейропсихологии:

- изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности;

- нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах:

- ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

В настоящее время выделяют следующие направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиология локальных поражений мозга, психофизиология, детская нейропсихология, нейропсихология позднего возраста, экологическая нейропсихология, диагностическое направление и др. При этом, главной для всех нейропсихологических направлений является проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека, которая изучается лишь разными методами и на разном «материале».

Все многообразие методов нейропсихологии делят на две группы. К первой относят те, с помощью которых были получены теоретические знания: сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения, а ко второй - методы, которые используются в практической деятельности. Так, с помощью метода синдромного анализа выявляются проблемы школьной дезадаптации.