Файл: Курсовая работа по теме Основы нейропсихологии и история нейропсихологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.С. Выготский отмечал, что культура создаёт особые формы поведения и видоизменяет деятельность психологической функции. В этой связи понятие культурного развития ребёнка объясняется им как процесс, соответствующий индивидуальному развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В развитии ребёнка повторяются оба типа человеческого развития: биологический и культурно-исторический. Л.С Выготский разработал теорию о динамической локализации высших психических функций. Сформулированное Л.С. Выготским правило, согласно которому поражение определенной области мозга в раннем детстве системно влияет на более высокие зоны коры, настраивающиеся над ними, в то время как поражение той же области в зрелом возрасте влияет на более низкие зоны коры, которые теперь от них зависят, является одним из фундаментальных положений, внесенных в учение о динамической локализации высших психических функций. Каждая сознательная психическая деятельность представляет собой сложную функциональную систему, которая может нарушаться в разных звеньях и страдать при различных по локализации поражениях головного мозга но по-разному; в ее состав включены различные факторы, изучение которых открывает новые пути для нейрофизиологического анализа внутреннего строения психических процессов.
А.Р.Лурия - основоположник нейропсихологии нового типа, не имеющей аналогов за рубежом. В отличие от западной нейропсихологии, которая в значительной степени "выросла" из медицины и является своего рода "высшей неврологией", нейропсихология, созданная А.Р.Лурия, - это отрасль психологической науки, основной задачей которой является изучение работы мозга как субстрата психических процессов с позиций психологии и психологическими методами.
Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии, ее отличие от других западных направлений состоит в следующем.
-
А.Р.Лурия создал нейропсихологию, которая непосредственно связана с общепсихологическими представлениями. Согласно его взглядам, именно высшие психические функции сложные виды психической деятельности, прижизненно сформированные, опосредованные, произвольно регулируемые должны быть единицей анализа при решении проблемы "мозг и психика". -
А.Р.Лурия предложил новый подход к решению проблемы "мозг и психика". Согласно данному подходу, каждая высшая психическая функция - как определенная психологическая система - реализуется мозгом с помощью специальных системных механизмов - сложных функциональных систем, имеющих большое число афферентных и эфферентных звеньев. Каждое звено функциональной системы "ответственно" за определенный аспект, то есть параметр высшей психической функции. Эти положения вошли в новую, созданную А.Р.Лурия, теорию системной динамической локализации мозговой организации высших психических функций. -
А.Р.Лурия ввел новый для нейропсихологии способ анализа последствий локальных поражений головного мозга, известный как синдромный или факторный анализ. Целью синдромного анализа, непосредственно связанного с теорией системной динамической локализации высших психических функций, является поиск основной причины нарушений психических процессов - пораженного нейропсихологического фактора или факторов, определяющего весь характер синдрома. -
А.Р.Лурия предложил новую структурно-функциональную модель работы мозга, согласно которой мозг состоит из трех блоков: первого – энергетического или блока активации, к которому относятся срединные неспецифические структуры; второго - информационного или блока переработки экстероцептивной информации, который объединяет структуры задних отделов больших полушарий; и третьего - регуляторного или блока программирования и контроля за психической деятельностью, который включает все структуры кпереди от Роландовой борозды, то есть лобные доли. Любая психическая деятельность осуществляется при участи всех трех блоков, каждый из которых выполнят свою специфическую роль в общей интегративной работе мозга. Данная модель позволила по-новому подойти к пониманию интегративной работы мозга и к нарушениям психических функций при локальных мозговых поражениях. -
Луриевская теоретическая концепция мозговой организации высших психических функций стала основой новой классификации их нарушений - одной из важнейших проблем нейропсихологии. Эта классификация и интерпретация нарушений психических процессов базируется на принципе факторного анализа дефектов, т.е. на выделении соответствующих нейропсихологических факторов. Используя факторный принцип анализа дефектов, А.Р.Лурия разработал новую классификацию нарушений речи – афазий, произвольных движений и действий – апраксий, памяти – амнезий. Этот подход дает возможность систематизировать уже известные нарушения психических функций, возникающие при локальных поражениях мозга, и открывает пути для понимания и классификации других психических дефектов, имеющих органическую морфо-функциональную основу. -
А.Р.Лурия разработал новые методы изучения высших психических функций, известные как "луриевские методы нейропсихологической диагностики". Они представляют собой систему тестов, направленных на оценку состояния различных психических процессов когнитивных и двигательных и общего эмоционально-личностного статуса больного. Эти методы позволяют определить характер или форму психических нарушений и, следовательно, зону поражения мозга т.е. поставить топический диагноз. Таким образом, луриевские тесты дают возможность не только констатировать наличие того или иного нарушения, но и квалифицировать его, т.е. дать ему качественную оценку. Этим они отличаются от многочисленных западных батарей тестов, ориентированных преимущественно на количественную характеристику дефекта. Как показала практика, луриевские методы - как средство топической диагностики - более эффективны, чем западные аналоги.[2.6, 576.]
В целом, по признанию отечественной и международной научной общественности, луриевская нейропсихология является наиболее прогрессивной современной системой взглядов на мозг как на субстрат психических процессов, которая может не только объяснить уже известные в нейропсихологии факты, но и предсказать появление новых.
А.Р.Лурия создал не только отечественную нейропсихологию нового типа, но и отечественную нейропсихологическую школу, состоящую из его непосредственных учеников и учеников второго и третьего поколений, работающих как в России, так и в других странах.
1.3. Основные методы, направления и задачи нейропсихологии.
Несмотря на все многообразие методов, используемых нейропсихологией как самостоятельной научной дисциплиной, её методические грани можно разбить на две группы. В первую группу относят, как правило, те методы, при помощи которых были приобретены главные теоретические знания, а ко второй группе принадлежат методы, применяемые учеными- нейропсихологами на практике.
В первой группе выделяются следующие методы исследования: сравнительно-анатомический, раздражения и разрушения.
Сравнительно-анатомический метод изучения позволяет выявить соотношение распорядка жизни, манеру поведения животных от специфики строения их нервной системы. При помощи данного метода были определены принципы деятельности мозга, а также устройство коры больших полушарий. Однако, было очень трудно изучить функции тех или иных структур.
Метод раздражения основывается на анализе специфики высших психических функций в процессе влияния на мозг. Данное влияние можно оказывать через прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение определенных нейронов. Прямое раздражение предполагает конкретное влияние на отдельные участки коры головного мозга механически, а также при помощи электрического тока. В нейропсихологии очень распространен метод вызванных потенциалов, отмечающий трансформацию ритмов в спектре электроэнцефалограммы на какое-либо внешнее воздействие. Последующий скачок в развитии экспериментальной нейрофизиологии позволил перейти к мельчайшему анализу — исследованию активности отдельных нервных клеток. Это стало возможным в результате использования микроскопических электродов, вживленных в отдельный нейрон.
Несмотря на всё выше сказанное, главную роль в развитии нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения то есть выключения. При данном методе допускается разрушение отдельного участка мозга животного и исследование особенностей его последующего поведения. Возможно подобное наблюдение и на человеке, например, над пациентом после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Обратимые повреждения связаны с непродолжительной остановкой отдельного участка мозга с последующим обновлением функций: охлаждение ниже 25 градусов, как правило, приводит к перерыву деятельности нейронов, метод Вада, который предполагает введение в сонную артерию медицинского раствора и остановку соответствующего полушария мозга. [1.5, с.960]
Методы науки нейропсихологии, перечисленные выше, помогли получить основные данные, которые легли в основу новейших разработок и научных открытий. Данные методы можно отнести к научным методам исследования. В практической работе нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал целый комплекс методик, объединенных в совокупность, позволяющий оценить состояние всех основных высших психических функций по их параметрам. Эти методики адресованы всем мозговым системам, предоставляющим эти параметры. Это, в свою очередь, помогает найти зону повреждения головного мозга. Данные методы являются главным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направленным на изучение различных познавательных процессов и личностных особенностей пациента — речи, мышления, письма и счета, памяти. Метод синдромного анализа помогает выявить наличие или отсутствие мозговых расстройств у детей с трудностями обучения.
Появилось несколько направлений, различающихся своими задачами, несмотря на сравнительную молодость науки нейропсихологии. Данные направления соединены совокупностью теоретических представлений и общей итоговой задачей, состоящей в исследовании мозговых структур и психических процессов.
Клиническая нейропсихология, занимающаяся изучением пациентов с единичными поражениями мозга. Главной целью клинической нейропсихологии является исследование синдромов при единичных поражениях мозга. Научные открытия в данной области имеют огромное практическое значение для выявления, подготовки психологического заключения о способах терапии, реабилитации и сценария дальнейшего развития судьбы больных. Основополагающим методом является метод клинического нейропсихологического изучения. В клинической нейропсихологии на данный момент времени. изучаются состояния, связанные с нарушением правого полушария мозга, с аномалиями межполушарной взаимосвязи, с нарушением скрытых структур мозга. Последующее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга. [1.5, с.960]
Основной задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, которые перенесли такие заболевания, как инсульт, различного рода травмы и повреждения мозга и др.
Главной задачей экспериментальной нейропсихологии является эмпирическое изучение различных форм нарушений психических процессов при единичных поражениях мозга. Благодаря работам в данном направлении психолога А. Р. Лурия и его учеников, наиболее изучены память и речь. Им была создана система афазий, основанная на представлении о речевой работе как сложной функциональной группе, значительно дополнены представления об организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга. [2.4, с.496]
Значительное внимание уделяется нейропсихологическому обзору трудностей обучения у детей младшего школьного возраста, наблюдающееся в связи с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к специфическому формированию функциональных систем психики. А это нехарактерно для данного возрастного периода и базируется на стихийном включении компенсаторного устройства. Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той или иной функции.
Психофизиологическое направление в нейропсихологии, развивающееся в тесной связи с психофизиологией, —это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно широко использует ее методы изучения (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.). [1.2, с.61]
Нейропсихология как наука сформировалась благодаря практическим случаям, в первую очередь — необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций. По-прежнему востребованными остаются такие направления практического использования нейропсихологии, как диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.
Задачей диагностического направления служит практическое использование различных нейропсихологических методов изучения для выявления зоны поражения мозга и оценки развития состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде. Эти методы были разработаны психологом А. Р. Лурия на основе травматических и опухолевых травм мозга, их используют также и для исследования других форм поражения мозга, например, в клинике инсультов. На данном этапе развития специальных технических средств диагностики локальных поражений головного мозга изменило место нейропсихологического определения диагнозов в процессе различных диагностических мероприятий. Они, как правило, применяются для оценивания динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационных периодах, так как нейропсихологические синдромы, отражающие функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Эти методы используются для контроля за медикаментозным лечением больных, которые перенесли нейрохирургические операции.
Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных высших психических функций, таких как речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.
В современном обществе все больше развивается нейропсихологический подход при исследовании мозга не больного, а здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Чётких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рождённые в рамках одного из них, становятся по мере их научного приятия достоянием других.
Глава II. Высшие психические функции в жизни и деятельности человека.
2.1. Высшие психические функции человека как основной предмет нейропсихологии.
Наука нейропсихология и её функции исследуют психические процессы, происходящие в головном мозге человека, испытываемые личностью эмоции и различные патологии. Базируется нейропсихология на трёх задачах:
1) отслеживание изменчивости психических процессов при наличии очаговых поражений мозга;
2) проведение нейропсихологических анализов на выявление общего у различных патологий;
3) своевременное диагностирование поражений головного мозга. [1.2, с. 59]
Изучение болезней происходит методом синдромного анализа, автором которого является А. Р. Лурия. Нейропсихологи изучают процессы, связанные с мышлением, речью, письмом, счётом и памятью пациента. Исходя из того, с чем у человека возникают проблемы, можно выявить очаг поражения головного мозга.
Формирование нейропсихологии состоялось благодаря тому, что специалисты нуждались в грамотном исследовании патологий мозга и их устранении.
Нейропсихология делится на несколько классов, в каждый из которых входят определённые функции.
Первый класс:
• высшие психические функции;
• психическая деятельность;
• психические процессы;
• образы;
• психологическая система;
• действия;
• операции и многое другое. [1.2, с. 57]
В данную группу понятий входят функции, которые являются общими для нейропсихологии и общей психологии. Вторая группа включает в себя специфические понятия, которые используются только в нейропсихологии — например, системное строение высших психических функций, их системная мозговая организация. Высшие психические функции являются сложными формами сознательной психической деятельности. Они формируются, исходя из определенных мотивов, которые закладываются целями и установками психической деятельности человека.